Специальные выпуски
В предновогодние и праздничные дни количество инспекторов ГИБДД на дорогах заметно увеличится.
Водителей ждут проверки на алкоголь, пристегнутый ремень, наличие зимних шин, полиса ОСАГО и так далее.
Тотальный контроль
Помимо официальных федеральных рейдов, даты которых ГИБДД объявляет в начале каждого месяца, региональная и городская инспекции планируют на декабрь собственные профилактические мероприятия, например, усиливают контроль за пропуском пешеходов или тщательнее проверяют таксистов.
По мнению экспертов, основной акцент зимой ГИБДД делает не на штрафы, а на предупреждение ДТП, так как аварийность в это время заметно возрастает. Кроме того, в праздничные дни резко увеличивается число нетрезвых водителей, поэтому будут усилены проверки на алкоголь.
Кроме того, зимой многие водители, ссылаясь на плохую погоду, не очищают от снега и грязи номерные знаки, чтобы камеры не могли фиксировать нарушения. В ГИБДД утверждают, что проводят профилактические беседы с такими автомобилистами, но и штрафы за грязный номер тоже выписывают регулярно. В некоторых случаях дело доходит до суда и лишения прав: такое случается, когда номер скрывают намеренно.
В любом случае нечитаемый номер — явный повод для остановки. За управление автомобилем с грязным или залепленным снегом регистрационным знаком водитель может как минимум получить штраф в 500 рублей, но иногда инспекторы ограничиваются устным предупреждением и просят очистить знак на месте остановки. При этом совершенно неважно, насколько грязным будет сам автомобиль: номерной знак должен быть чистым.
Не нарушай, а то пешеходом станешь
Усиленные проверки в местах, где знаки и разметка запрещают водителям выезжать на встречную полосу, ГИБДД осуществляет независимо от времени года. Такие мероприятия проводят с использованием скрытых патрулей, чтобы нарушители не могли распознать сотрудников ведомства. Предполагается, что ГИБДД выбирает для дежурства самые аварийные участки.
Зимой риск выехать на встречную полосу больше, так как в условиях снегопада и грязи разделительная видна далеко не везде. Если водитель выехал на встречку из-за отсутствия разметки, то наказания быть не должно. Однако в случаях, когда помимо разметки порядок движения четко регламентируется еще и дорожными знаками, вину водителя доказать проще.
Штраф за выезд на встречную полосу — 5 000 руб. Альтернативой может стать лишение прав на 4—6 месяцев. Если нарушитель остановлен сотрудником ГИБДД, дело будет передано в суд, и именно судья определит вид и размер наказания. Повторный выезд на встречку на глазах у инспектора неминуемо приведет к лишению прав на год.
Специальные проверки наличия полисов ОСАГО инспекторы ГИБДД устраивают редко, но в конце года ведомство, как правило, проводит несколько подобных рейдов. В результате выясняется, что у 10 процентов водителей либо нет полиса, либо документ просрочен. При этом больше половины автомобилистов используют электронный полис ОСАГО.
Штраф за езду без ОСАГО — 800 рублей. В 2024 году должна заработать система камер, которые смогут выписывать штрафы за отсутствие страховки. Пока неизвестно, будут ли камеры штрафовать раз в сутки или технике позволят фиксировать нарушение многократно.
Безопасность в приоритете
Чтобы предотвратить аварии с участием пешеходов, инспекторы ГИБДД работают в школах и других образовательных учреждениях. Сотрудники проводят беседы о необходимости иметь на одежде светоотражающие элементы в темное время суток. Зимой это особенно актуально из-за короткого светового дня, плохой погоды и отсутствия освещения на трассах. Одновременно инспекторы проводят рейды: такие мероприятия подразумевают дежурство экипажа ДПС возле переходов и штрафы водителям за отказ пропускать людей.
Отдельно контролируют использование ремней безопасности, хотя сейчас это нарушение фиксируют еще и камеры. Последние активно выписывают штрафы не только за ремень водителя, но и за непристегнутого пассажира. Помимо этого, инспекторы ГИБДД будут проверять наличие детских удерживающих устройств в автомобилях, особенно в период новогодних каникул.
Хабаровская госавтоинспекция каждые выходные предупреждает водителей об опасности пьяного вождения и выставляет усиленные патрули по выявлению нетрезвых водителей. Особенно актуальны такие рейды в период новогодних корпоративов в последнюю пару недель декабря, а также в саму новогоднюю ночь и следующие за ней выходные дни. Традиционно экипажи ДПС будут дежурить в городе.
По итогам уходящего 2023 года число угонов автомобилей в России увеличилось почти на 15%.
Рейтинг наиболее угоняемых автомобилей традиционно возглавляют корейские машины. В этом году особой популярностью пользовались Hyundai (31%) и Kia (18%). За ними идут Lada (11%), Mitsubishi (4%), Chery и Exeed (суммарно 4%), КамАЗ (также 4%). Вместе с тем упал криминальный спрос на Renault.
Особой популярностью у угонщиков в 2023 году пользовались модели Hyundai Santa Fe (13%), Kia K5 (11%), Hyundai Tucson (8%), Hyundai Palisade (8%) и Lada Granta (7%). Среди премиальных машин чаще всего похищали вседорожники Mercedes-Benz GLE, из числа «китайцев» — Chery Tiggo и Exeed TXL.
При этом почти половина угнанных машин пришлась на экземпляры из корпоративных парков. Среди обычных автовладельцев от действий преступников чаще страдали женщины, чем мужчины (55 против 45%). Наибольшее число угонов страховщики зафиксировали в феврале (11%), мае (18%), августе (13%) и сентябре (13%).
Эксперты считают, что автомобили Hyundai и Kia недостаточно защищены от угона. При этом в группе Hyundai Motor уже разрабатывают решения, которые позволят самим машинам сообщать в правоохранительные органы о преступлении либо чрезвычайном происшествии.
Отнять по решению
Верховный суд разрешил конфискацию автомобилей в совместной собственности.
Он назвал обязательным изъятие транспортного средства за повторное управление автомобилем в нетрезвом виде.
Возможность конфисковать автомобиль в российском законодательстве появилось летом прошлого года. При этом, как показывала практика, суды применяли такое наказание не всегда, ссылаясь на некоторые нюансы уголовного права. В сентябре с разъяснением по поводу обязательной конфискации выступал Первый кассационный суд общей юрисдикции, а сейчас это подтверждено высшей инстанцией.
Верховный суд отметил, что конфисковать автомобиль можно в том случае, если он принадлежит обвиняемому полностью либо частично — к примеру, если объектом изъятия совместно владеют супруги.
Если же обвиняемый успел продать или подарить автомобиль, то суд должен принять решение о соразмерной конфискации, например, изъять у обвиняемого деньги в размере стоимости транспортного средства или другое имущество, соразмерное по цене.
Серый рулит
«Автомобилем мечты» по параллельному импорту оказался недорогой кроссовер Toyota, приобрести его готовы 69% россиян.
В топ-5 желанных марок помимо Toyota, на долю которой пришелся 41%, вошли Kia (17%), BMW (15%), Honda (14%) и Hyundai (13%). Помимо кроссоверов россияне готовы покупать внедорожники, седаны или универсалы.
В России с октября ограничили параллельный импорт автомобилей, и цены ощутимо выросли. При этом серой схемой воспользовались только около 10% покупателей, 40% планируют покупку в ближайшем будущем, а 29% рассматривают ее уже сейчас. Половина опрошенных готова потратить на такое приобретение от 1 до 3 млн руб., 20% — от 3 до 5 млн руб., но 22% предпочли бы уложиться в миллион. 61% участников исследования рассматривают к покупке только подержанные автомобили, главным образом в возрасте от 3 до 5 лет.
Среди предпочтительных опций больше всего голосов набрали камера заднего вида, подогревы, парктроники и адаптивный круиз-контроль.
Китайские производители в список «параллельных» предпочтений россиян не попали. Между тем по итогам одиннадцати месяцев 2023 года именно Россия возглавила список главных экспортных направлений из Китая: по сравнению с прошлым годом объемы поставок выросли более чем всемеро.
Стоимость технического осмотра автомобиля повысится с 1 января 2024 года.
Операторы техосмотра повышение цен поддерживают, но считают его недостаточным. В половине регионов услуга подорожает на 10% и больше. Чиновники проиндексировали тариф самостоятельно, исходя из методики расчета, созданной Федеральной антимонопольной службой еще два года назад. Тогда минимальная базовая ставка была зафиксирована на 913 руб. для легковых машин. Теперь она составляет 1 022 руб., и дешевле пройти ТО не получится. Базовую ставку каждый регион повышает в зависимости от уровня инфляции и индекса потребительских цен на товары и услуги, рассчитанного Росстатом.
Примерный уровень инфляции за 2023 год должен составить не более 7,5%, однако цена на техосмотр во многих регионах поднимется на 12%. Например, в Хабаровске за услугу придется отдать 1 200 руб. и больше. В Московской области техосмотр раньше обходился в минимальные 913 руб, а теперь будет стоить 1 052 руб. Самым дорогим ТО будет на Чукотке — 4 500 руб. вместо 4 100. На Камчатке тариф вырастет с 1 330 до 1 490 руб., а в Санкт-Петербурге — с 1 540 до 1 720 руб.
При этом эксперты отмечают, что стоимость техосмотра сегодня значительно ниже, чем его реальная цена, так как оборудование для проведения диагностики и оплата труда сотрудников зачастую обходятся операторам дороже, чем доход от оказания услуги.
— Пункты техосмотра говорят, что для их нормального выживания тарифы нужно поднимать в два раза. И возвращать обязательный техосмотр для легковых машин. При этом количество пунктов техосмотра снижается, а подделок на рынке много, — отмечает хабаровский автоэксперт Сергей Чиняев. — К сожалению, российский автовладелец воспринимает техосмотр как бессмысленный побор. Людям надо объяснять, что это проверка критически важных систем автомобиля. Число аварий, которые происходят по вине плохого технического состояния машины, в реальности гораздо выше, чем на бумаге.
С 2021 года проверка состояния транспортного средства обязательна только для грузовиков, автобусов и такси, которые используется в коммерческих целях. Автопарки должны получать диагностическую карту только в случае постановки на учет или перерегистрации автомобиля возрастом старше четырех лет. Пройти техосмотр придется и тем, кто намерен внести изменения в конструкцию транспортного средства или регистрирует машину старше четырех лет.