Специальные выпуски
Мечты о покупке автомобиля рано или поздно становятся реальностью, если относиться к вопросу серьезно. Кто-то экономит деньги на покупку авто, кто-то занимает, кто-то получает в наследство, но все, став обладателями четырехколесной мечты, встречаются в ГИБДД. Встречаются, чтобы понять: купить машину не так сложно, как зарегистрировать.
Запись через портал «Госуслуги» призвана облегчить жизнь владельцам машин. Но то «услуга временно не предоставляется», то ответа приходится долго ждать, а получив заветный талон, все равно стоять в очереди. Причем касается это и частников, и предпринимателей, занимающихся автоперевозками. И если обычные граждане, скрипя зубами, выстаивают многочасовые очереди, то бизнесмены терпеть не стали и пожаловались на заседании комитета по автомобильным перевозкам краевого совета по предпринимательству, что срок ожидания регистрации в ГИБДД растягивается порой до месяца, хотя по закону не должен превышать десяти дней. Жалобу предприниматели передали представителям минтранса региона и омбудсмену Олегу Герасимову.
— Наблюдался рост обращений граждан. В мае текущего года только в Хабаровске зарегистрировано более 4 тысяч приобретенных гражданами автомобилей, в июне — более 3 тысяч, в июле — чуть меньше 4 тысяч. В настоящее время глубина электронной очереди подразделения составляет пять рабочих дней, — сообщили в краевой ГИБДД.
Как отметили в Госавтоинспекции региона, сегодня здесь оказывают две госуслуги с использованием интернета: это регистрация автомобилей и проведение экзаменов на получение права на управление транспортными средствами и выдача свидетельств.
— С момента записи на портале «Госуслуги» до получения услуги может пройти от двух недель до месяца. Это, наверное, не только предпринимателей коснулось, но и простого населения. Я с людьми разговаривал, некоторые гоняют свои машины в Переяславку, Дальнереченск, еще куда-то, где нет очередей. Но в Хабаровске и Комсомольске приходится иметь дело с длительным ожиданием. Так что коммерсанты, которые покупают автомобильную технику, становятся заложниками ситуации. С одной стороны, по закону за десять дней после покупки надо машину зарегистрировать, с другой — на «Госуслугах» этот срок превышен, — объяснил уполномоченный по защите прав предпринимателей в крае Олег Герасимов. — Дело в том, что не хватает сотрудников ГИБДД. Поэтому сейчас те, кто добросовестно через «Госуслуги» пытаются взять талон, сталкиваются со значительным временем ожидания. Мы на заседании обсуждали, что нужно обратиться в Госавтоинспекцию, чтобы рассмотрели возможность увеличения пропускной способности.
И если за бизнес могут заступиться и попробовать решить проблему, то рядовому автолюбителю, собственно, и деваться некуда. Тем более что возможность выстаивать многочасовые очереди, ждать назначенного времени приема документов, проходить длительные процедуры сверки агрегатов и проверки документов, есть далеко не у всех, так как большинство автовладельцев работают.
Выход один — искать, кто это сделает вместо потерявшего всякую надежду будущего хозяина транспортного средства. Ведь пока не пройден этап регистрации, он собственником авто не является. И такие люди находятся. Стоит ввести в строку поиска любого интернет-браузера запрос: «Регистрация автомобиля в ГИБДД Хабаровска», как открывается полтора десятка свежих ссылок на конторки, фирмочки и частных лиц, оказывающих эти услуги. То есть за деньги предприимчивые граждане за вас отстоят очередь, подадут документы, получат номера и решат все другие сопутствующие вопросы. Насколько это законно, должны решать прокуратура и правоохранительные органы. Впрочем, наверное, им же пора обратить внимание и на саму ситуацию с регистрацией автотранспорта, ведь очевидно, что таким образом вот уже достаточно длительное время нарушаются права хабаровчан.
В России нашли способ ввоза машин ушедших брендов в обход ограничений.
Мировые автоконцерны скрывают свою причастность к продажам автомобилей в РФ из-за опасения санкций. Volkswagen еще зимой пригрозил китайским дилерам наказанием за отгрузки машин российским компаниям. Но VW китайской сборки все равно появляются в автосалонах. Все проще купить машины известных брендов с гарантией, неотличимой от официальной.
Так, Honda китайской сборки оформляются по СБКТС, то есть по особому документу, подтверждающему, что конструкция автомобиля или другого транспортного средства отвечает требованиям актуальных нормативов, определяющих требования к безопасности, И это не официальный и даже не параллельный импорт, а схема ввоза физическими лицами. Правда, через субдистрибьютора и с едиными условиями гарантии на машины с пробегом. Похоже, так же дилеры завозят в Россию и модели других брендов: Toyota, Nissan, BMW и Volkswagen.
Иномарки все чаще поставляются без шума и помпы, а поставщики и автоконцерны скрывают причастность к ним, опасаясь попадания под санкции.
Например, опасаясь санкций, китайцы налаживают сборку своих машин в России под местными брендами. JAC или FAW всегда могут сказать, что «Москвич 3» или Lada X-Cross 5 просто похожи на JAC JS4 или FAW Bestune T77, но на самом деле это разные машины. Отечественные плагиаторы готовы поддерживать правила игры.
Те, кто ездит по одному и тому же маршруту и заправляется на хорошо знакомых заправках, замечают, что топливо с одних АЗС вырабатывается чуть быстрее, чем с других.
При этом разница может составлять около 50 км. Цифра не драматическая — не больше 10 процентов при полной заправке. Но, с другой стороны, со временем набегает приличный километраж. Про стиль вождения, давление в шинах, загрузку машины, кондиционер, багажники, открытые окна и регулировку схода-развала все уже знают. Выбор АЗС остается делом вкуса.
Разницу в экономичности принято объяснять разбавленным топливом или недоливом на заправке. Но системы проверок и контроля в сфере поставок бензина таковы, что это редчайшие случаи: крупные сети этим не грешат. Как правило, дело в топливе или технических особенностях оборудования на конкретной АЗС.
Некоторые производители горючего перестраховываются, производя его с октановым числом чуть выше требуемого: вместо 95-го выпускают 95,5, что позволяет избежать претензий от контролирующих органов. Для водителя это означает, что аппетит его автомобиля чуть снизится, так как эффективность сгорания топливовоздушной смеси повысится, а в результате машина проедет дальше.
Играют роль и присадки. Дешевые быстрее улетучиваются, топливо «стареет», и уже через пару недель нахождения в баке часть добавок испаряется, а значит, снижается и октановое число. В результате ухудшается динамика и увеличивается расход топлива.
Кстати, банальный недолив может быть связан с техникой: пневматические системы, подающие горючее под сильным напором воздуха, менее точны. Механические помпы гарантируют более точную дозировку. Поэтому, если хотите ездить дальше, обращайте внимание на мелочи.
По подсчетам отечественных транспортных компаний, за год доля «китайцев» в такси увеличилась с 3% до 30%.
По итогам 2023 показатель и вовсе может вырасти до 45%. При этом пассажиры, заказывающие «Комфорт плюс», часто отменяют заказ, если им назначают водителя на китайской машине. Это связано с тем, что в России пока не очень доверяют автопрому КНР. Сами таксисты также отмечают, что китайские авто менее подготовлены к работе в этой сфере.
Есть и обратная сторона — в основном за счет машин из Китая удается сокращать дефицит автомобилей в таксопарках. Национальный совет такси сообщает, что их нехватка к концу года может составить 60%. Наиболее сильно это скажется именно на сегменте эконом-класса. Тарифы вырастут, поездки на такси станут менее доступными для россиян. Так, например, по итогам первого полугодия средний чек по России уже увеличился на 4%.
Дорожают вдвое
По данным китайской таможни, с января по май КНР экспортировала в Россию около 287 тысяч автомобилей.
РФ оказалась главным импортером и в денежном (опередив Бельгию), и в количественном (больше Мексики) выражении.
Такими темпами до конца года к нам приедут до 700 тысяч машин. Поставляемые в Россию авто дешевле, чем идущие в Европу: в среднем 12 433 долл. (около 1 млн руб.). против 27 180 долл.
Но интересно, что из КНР едут машины дешевле миллиона, а в России они внезапно дорожают до двух и более млн. (средневзвешенная цена в РФ – 2,81 млн руб.). Такой скачок при пересечении границы можно объяснить политикой прямых налогов и косвенных поборов в РФ.
В скрытом режиме
Сотрудники ГИБДД будут следить за нарушителями, используя специальные технические средства.
Согласно новому порядку надзора за соблюдением ПДД, утвержденному МВД России, все нарушения, выявленные при скрытом патрулировании, должны быть зафиксированы. Такое патрулирование подразумевает, что полицейский автомобиль перемещается без характерной цветографической схемы.
Факты опасного вождения, выезд на полосу встречного движения, превышение скорости, нарушение правил проезда перекрестков и пешеходных переходов – все это теперь будет выявляться в рамках скрытого патрулирования.
При обнаружении нарушений информация о них будет передана другим нарядам на автомобилях с цветографическими схемами для последующей остановки транспортного средства.
Частые аварии в России
Научный центр безопасности дорожного движения МВД назвал самые распространенные виды ДТП в стране.
Исследование провели на основе данных об авариях за первые шесть месяцев 2023 года.
Так, на первом месте — обычное столкновение машин. На этот вид аварий приходится 45% от общего числа инцидентов. На втором — наезд на пешехода (25,9%), на третьем — съезд с дороги (10,1%).
Среди главных нарушений несоблюдение очередности проезда перекрестков (19,9%) и превышение скорости движения (19,9%)
Кроме того, участниками аварий все чаще становятся водители электросамокатов, сегвеев и других средств индивидуальной мобильности. По сравнению с первым полугодием 2022 года количество ДТП с таким транспортом увеличилось на 181,9%, число погибших — на 100%, раненых — на 183,2%.