Специальные выпуски
Четвероногая инклюзия
Хабаровчанка Лусине Коджабашян запустила первое на Дальнем Востоке производство инвалидных колясок для животных.
Чуть больше чем за год с помощью ее изделий снова смогли гулять 14 кошек и собак.
И здесь постаралась Белка
— Началось все с того, что узнала о лежачей собаке, которая живет в приюте «Танин дом друзей», — рассказывает Лусине. — А я безумно люблю животных. Где-то со второго курса института я стала приносить домой, выхаживать уличных кошек-собак и находить им новый дом. Поэтому очень захотелось и Белке помочь, и хозяйке хоть немного облегчить жизнь. Подумала, что можно создать устройство, которое снова сделает животное подвижным.
И девушка стала искать в Сети варианты. Каждый подходил очень приблизительно: то место для парализованных лап было не продумано, то детали натирали бы бока собаке. Лусине, взяв за образец один из вариантов, решила доработать его специально для Белки.
— По образованию я врач-терапевт и хорошо знакома с анатомией, не только с человеческой, — продолжает девушка. — Для меня важно, чтобы питомец ощущал максимально возможный комфорт, особенно если он лежит давно, и тело уже забыло, как двигаться.
Разработав проект, Лусине взялась делать первую инвалидную коляску. Материал выбрала легкий — ПВХ-трубы, разрезала и спаяла специальным паяльником. Из курточной ткани сшила поддержку под живот и задние лапы.
— Правда, примерка не состоялась при мне, — вздыхает девушка. — Я привезла коляску, рассказала, как пользоваться, но у хозяйки было так много хлопот, что мы не смогли попробовать ее в деле вместе. Надеюсь, что у Белки с Татьяной все хорошо.
«Рванул с места, а хозяйка заплакала»
— Может быть, потому, что у меня пока не такое масштабное производство, я помню каждого питомца, — говорит Лусине. — Многие истории похожи: животное остается инвалидом после ДТП или болезни, а хозяева или не готовы жить с этим, и тогда зверь попадает в новый дом через приют, или не знают, как помочь любимцу. Но у сеттера Ральфа случилось иначе: хозяйка после болезни пса решила оставить его на лапах любой ценой. А сам Ральф настолько хотел продолжать бегать и играть, что как только мы застегнули последний ремешок на коляске, рванул с места и побежал! А хозяйка заплакала. И я вместе с ней.
Но и тех, кто хочет остаться с обездвиженным питомцем до конца, немало. Некоторые заказывают у Лусине не коляски, а ходунки или поддерживающие устройства, понимая, что зверь уже никогда не будет ходить, и стараются лишь улучшить его участь.
— Был мужчина, который готовился к тому, что его кот останется парализованным, и пока этого не случилось, он заказал для него ходунки, — вспоминает девушка. — Это очень правильный шаг, потому что, когда животное становится лежачим, у него из-за постоянного не физиологичного положения тела искривляется позвоночник и деформируются внутренние органы. А поддержки и ходунки упрощают уход за зверем и помогают ему дожить положенное время в комфорте.
Изделия, что производит бывшая врач-терапевт, кстати, помогают еще и реабилитировать животное. Например, собаки очень хорошо реагируют на комплексные процедуры.
— Прошлой осенью неравнодушная девушка увидела лежачего пса и забрала его к себе, — Лусине говорит, а в голосе слышатся слезы. — Отвезла в ветклинику, и оказалось, что в Дружка (она его так назвала) стреляли: между первым и вторым поясничными позвонками нашли пули. Операцию провели и сказали, что поставить собаку на лапы возможно.
Новоиспеченная хозяйка водила его на массаж и в бассейн. А Лусине сделала для собаки специальную модель коляски, в которой задние лапы можно опустить на землю и научить Дружка правильно переставлять их.
Усыплять — не единственный выход
— У нас пока не развита — можно ли так сказать? — животная инклюзия, — объясняет Лусине. — За рубежом уже нормально не усыплять питомца и не отказываться от него, если он остается инвалидом. Люди понимают, что зверь не будет мучиться, если ему дать правильный уход. Сейчас это уже понемногу приходит и к нам. Поэтому я надеюсь, что смогу сделать из своей маленькой мастерской настоящее большое дело. К тому же первые сотрудники у меня уже есть.
Как только любительница животных стала заниматься производством колясок для зверей, узнала, что скоро станет мамой. На ранних сроках с изготовлением справлялась, но чем ближе было время к рождению дочки, тем сложнее ей становилось. Поэтому она нашла мастера и швею, которые воплощают проекты Лусине. Пока это происходит почти на одном энтузиазме, потому что коляски, ходунки, поддержки — недешевое удовольствие. Стоимость одного изделия в среднем составляет 8 тыс. руб. Но девушка настроена очень серьезно.
— У меня в планах не останавливаться на достигнутом, а только расширять ассортимент, — говорит она. — Пока мы добавили в список мешки и ползунки для тех животных, кто может ходить без коляски, чтобы они не стирали лапы и бока о землю и асфальт. Но я очень хочу заиметь 3D-принтер, чтобы изготавливать животным протезы.
Метлой и словом
Хабаровский проект #ПАМЯТНИКЗЕМЛЯЧКЕ посвящен выдающимся женщинам города и края. Вместе с ним мы рассказываем о тех, кто достоин собственных монументов, и об их вкладе в дальневосточную историю.
Она была не только детской писательницей, но и одной из первых экоактивисток Хабаровска, а также отличным педагогом. Тамара Чинарева родилась 24 апреля 1949 года в Саратове в семье рабочих. В школе любила литературу и биологию, занималась в экологическом центре, ухаживала за животными, писала в молодежную газету Саратовской области.
После окончания филологического факультета Саратовского университета имени Чернышевского в 1971 году по распределению приехала в Хабаровск. Тамара Федоровна не один год проработала в детской редакции Хабаровского радиовещания, делала подростковую передачу «Романтики». Много путешествовала по краю, и этот материал стал основой еще и для литературных программ.
Тогда же она стала пробовать себя как писательница. Первая повесть «Однажды в Шишкино весной» была посвящена детям строителей БАМа и написана как раз на основе документального материала из журналистских командировок. Ее опубликовали в 1982-м в журнале «Костер» (позже Чинарева печаталась в журналах «Дальний Восток» и «Уральский следопыт»). В том же году вышла первая отдельная книга — повесть-сказка «Переулок Птичий, дом 1».
В 1984-м издали «Однажды в Шишкино весной». Через год появился сборник рассказов «Прощайте, белые медведи!» о маленькой школьнице Юле Борискиной и ее друзьях. В 1985-м Тамару Чинареву приняли в Союз писателей СССР.
В 1986-м вышли «Первоклассники» и «Деревня сверчка Питирима», а за повесть «Как Пантюшкин телевизор искал» Тамара Федоровна получила премию ЦК ВЛКСМ, став победителем литературного конкурса в журнале «Костер».
Еще через два года появилась книга «Портфель чемпиона». С этого времени произведения Тамары Федоровны печает московское издательство «Малыш». «Петина фотография», «Первоклассники», «Командир в полоску» становятся известны всей стране. Писательница продолжает жить и работать в Хабаровске.
В 1993 году вместе с американской художницей Керен Льюис Чинарева создала детский концерн «Брокколи». Два года концерн издавал газету «ДЕТИктив». Ее иллюстрировали и продавали сами дети. Четыре года «Брокколи» проводил Всемирную выставку детского рисунка, а сами ребята принимали участие в Международных выставках в Италии, Перу, США, Японии и Германии.
В 1995-м они организовали экспедицию игрушек «Сиэтл — Хабаровск» — собрали больше двух тысяч штук и передали в больницы, детдома и интернаты. А в 1996-м в Хабаровске появился первый «Мусорный фестиваль». Дети в костюмах из поролона и пластика прошли от парка Гайдара до Комсомольской площади с призывом беречь планету от мусора. Они создавали поделки из отходов, писали стихи и сказки, рисовали и даже выпустили «Мусорную книжку». В то же время «Брокколи» признали лучшим творческим коллективом на I Международной детской экологической выставке.
Тамара Федоровна хотела сделать для детей очень многое, но не успела — 23 мая 1997 года она трагически погибла. Ей было 48 лет.
В 2014 году «Мусорный фестиваль» возродили педагоги и воспитанники детского экологического центра «Косатка».
С нас пример — с вас участие
Городские благотворительные и волонтерские организации показали жителям Некрасовки, где можно применить желание помогать.
Мероприятие состоялось в прошедшее воскресенье в формате благотворительного фестиваля и его приурочили ко Дню села. Среди гостей были хабаровские общественные организации «БлагоДарю» и «ПОТОМУ ЧТО МОГУ», благотворительный театр дрессированных собак «Куролесье», волонтерский театр «Волшебный мир», хабаровский клуб «Благость» и йога-клуб «Натараджа».
— Также приехал представитель Хабаровской епархии Русской православной церкви иерей Николай Ворожбит, — говорит Ксения Журавель, художественный руководитель культурно-досугового центра с. Некрасовка. — Он собирал добровольцев для строительства сельского храма, который верующие жители ждут очень давно.
А представители благотворительных организаций и волонтеры показывали некрасовцам, где еще можно помочь делом: как можно организовать веганские обеды для нуждающихся, как проводить мастер-классы в детдомах и интернатах, обучали эковолонтерству и сортировке отходов. Там же на фестивале каждый желающий мог вступить в понравившуюся организацию и стать добровольцем одной из них.