Специальные выпуски
Мы рав(з)ные
На занятии по фотоискусству для особенных детей в студии центра детского творчества «Палуба» целая галерея портретов.
Выслушав все наставления мастера-фотохудожника Светланы Тикановой о том, что при съемке важно видеть, как падает свет, и помнить, правильно ли ты держишь камеру, ребята берутся за дело — снимают себя в фас и в профиль.
Юные фотографы чаще всего сосредоточены, но случаются моменты так называемого творческого кризиса.
— Не могу улыбаться на камеру, — негодует Андрей Селин.
— Ничего, — подбадривает педагог. — Зато смотри, какие у тебя вдумчивые портреты выходят.
— Точно, — удивляется своему мастерству юный фотограф. — Но вы же знаете, я люблю больше техническими штуками заниматься в фотошопе.
В студии во время занятия шумно, это потому что группа разновозрастная, самому младшему любителю фотографии Макару Михайлову всего восемь лет. Он неугомонный и вездесущий: вот позирует перед камерой, а через минуту уже прыгает и смеется, держа маму за руки.
Инклюзивный — значит включенный в общество
Бесплатные занятия по фотоискусству для ребят с ограниченными возможностями здоровья председатель краевой общественной организации «Хабаровское фотографическое общество» Светлана Тиканова ведет благодаря тому, что включилась в инклюзивный проект хабаровской автономной некоммерческой организации (АНО) «Талантливые дети», которая выиграла президентский грант. По сути, инклюзивный проект — это процесс реального включения в активную жизнь социума людей с ограниченными возможностями здоровья.
— Сначала я сомневалась, справлюсь ли, — разговариваем со Светланой, пока воспитанники увлечены фотосъемкой. — Понимала, с этими детьми будет непросто, но все-таки решилась. Они тем и интересны, что не похожи на других. Сама я творчески подхожу к любому делу и к обучению тоже. Поэтому в студии мы не только фотографируем, но и рисуем, слушаем музыку, клеим коллажи. Через эти практики лучше узнаем друг друга, и постепенно приходит доверие. Отношения в группе добрые и искренние.
— Светлана, что-то у меня не получается, — прерывает нашу беседу Артем Ушаков.
— А ты возьми фокус ближе, — отвечает педагог. — И не вставай напротив окна, естественный свет должен падать на тебя, чтобы снимок получился резким. Камеру так низко держать не надо, видишь, из-за этого получается двойной подбородок, подними повыше.
Парень выполняет все указания. Щелк — и снимок выходит на славу.
Из хаоса рождаются шедевры
Урок продолжается. Ребята снимают селфи, фотографируют друг друга, своих мам. У кого-то наконец получается.
— Смотрите, как классно, — с восторгом показывает мастеру свою работу Иван Соколов.
— Да, молодец, — оценивает ее Светлана Тиканова.
На занятиях по фотоискусству ребята не просто учатся строить кадры и правильно выбирать фон, цвет, они изучают это мастерство по темам.
— Светлана давала нам задание найти какой-то цвет и фотографировать предметы с этим цветом, — рассказывает Артем Ушаков. — Например, сиреневый. Мы пошли с мамой на улицу, и я снимал портфель у девочки, игрушку у малыша. Это было интересно.
Педагог признается, что все ее воспитанники с большим старанием выполняют задания. И по сравнению с тем, какими они пришли на фотокружок в первый раз, сейчас делают успехи, даже несмотря на то, что в студии царит видимый хаос.
Диана Славко показывает мне свои работы. На камеру телефона она сняла обычный стакан с карандашами и ручками, но это реально похоже на искусство: свет окутывает центральную фигуру так, что она выделяется на общем фоне.
— Когда у них получается, это настоящая победа, — признается педагог. — Ведь ребята с серьезными заболеваниями — ДЦП, аутизм, кто-то после аварии реабилитируется. Но все удается, потому что они потрясающие дети.
Сложно не согласиться, ведь каждый из участников кружка увлекается не только фотографией, например, Артем Ушаков хорошо рисует, занимается плаванием. С гордостью поднимает кофту и показывает надпись на футболке «Хабаровский край» — он выступает и в региональных соревнованиях среди детей с ОВЗ.
— Мам, сколько у меня кубков? — уточняет парень.
— Восемь, — с гордостью отвечает она.
Не каждый здоровый ребенок может похвастаться такими успехами, и поддерживают юные таланты любящие родители и проекты таких организаций, как «Талантливые дети».
Для дарований нет границ
Благодаря выигранному гранту теперь ребята с нарушениями здоровья бесплатно не только учатся искусству фотографии, но и занимаются декоративно-прикладным, изобразительным творчеством, получают возможность стать моделями и дефилировать на подиуме.
— Полезные навыки в рамках проекта приобретают 45 городских детей с ОВЗ в возрасте от 8 до 17 лет, — рассказывает руководитель АНО «Талантливые дети» Виктория Бурцева. — С ними на протяжении трех с половиной месяцев занимаются педагоги из университетов Хабаровска, профессиональные мастера искусств, а также психолог. Результатом этого совместного труда станет «Инклюзивная галерея», размещенная в краевом журнале Boutique. Все свои работы ребята и педагоги представят 15 июня на выставке в культурно-спортивном комплексе «Арсеналец», где пройдет также концерт. А сама инклюзивная галерея откроется на базе Гродековского музея в июле.
Подарок за храбрость
Школьники сгрудились вокруг парты и над чем-то сосредоточенно корпят. Оказалось, готовят сюрпризы для больных детей.
Ребята тщательно укладывают в яркие коробки маленькие машинки, куклы, заколки, книжки, раскраски и еще много разных мелочей.
— Мы участвуем в акции «Коробки храбрости», — наперебой объясняют ученики городской школы № 30. — Сначала покупаем и приносим в класс всякие сувениры, игрушки, а потом собираем их, чтобы передать в больницу, где лежат и долго лечатся дети.
Благотворительный сбор для маленьких пациентов онкологического центра и детской инфекционной больницы Хабаровска проходит в рамках всероссийской акции «Весенняя неделя добра».
— В этом благом деле участвуют не только школьники, но и организации нашего города, — говорит Валентина Ларина, руководитель подросткового клуба «Вектор» при городском центре по организации досуга детей и молодежи. — В рамках акции уже 268 маленьких и взрослых хабаровчан подарили частичку добра 60 ребятам, которые проходят сложные лечебные процедуры — химиотерапию, облучение, принимают лекарства с побочными действиями. И после таких испытаний они возвращаются в палату и видят на столе яркий коробок с сюрпризами, за храбрость каждый ребенок выбирает для себя оттуда подарок по душе.
Волонтеры, которые в составе добровольческих отрядов развозят коробки в больницы, говорят, что дети радуются таким неожиданным презентам искренне, так, как могут только малыши, и, несмотря на свои недуги, улыбаются, прижимают к груди кукол, мягких зайцев и мишек. Когда им становится легче, берутся за сказки и раскраски. Городские школьники, помимо игрушек, отправляют ребятам открытки собственного изготовления, письма с пожеланиями скорейшего выздоровления.
Первая с Петрушкой
Хабаровский проект #ПАМЯТНИКЗЕМЛЯЧКЕ посвящен выдающимся женщинам города и края. Вместе с ним мы рассказываем о тех, кто достоин собственных монумен-тов, и об их вкладе в дальневосточную историю.
Известно, что первый кукольный театр в нашем городе появился в начале 1933 года. И создала его женщина. Звали ее Анна Винтер.
К сожалению, о ней нет никакой информации в открытых источниках. Единственное доступное доказательство ее существования — заметка «Новый Петрушка» от 4 марта 1935 года в газете «Тихоокеанская звезда», перепечатанная журналом «Словесница искусств».
В тексте говорится, что любительской студии уже два года, она дает спектакли на сцене клуба НКВД, а играют в ней пионеры базы штаба Дальневосточного округа.
«Театр... поставил около 30 спектаклей. Его работой очень интересуется Московский дом художественного воспитания детей, помогает ему перепиской и присылает методические материалы, — отмечает автор заметки Г. Ахаткина. — Пока в театре идут две постановки: «Негритенок Том» и «Митюшкина ошибка». Готова к постановке пьеса «Еж и Петрушка». По отзывам детей, самым большим успехом пользуется «Негритенок Том». Тема пьесы – побег негритенка Тома от тяжелой жизни в СССР.
Новая постановка «Еж и Петрушка» имеет серьезное воспитательное значение. Ее цель – приохотить детей к чтению. Журнал «Еж» в виде зверька ежа разыгрывает перед Петрушкой отдельные сцены из книг. Петрушка заинтересовывается, хочет узнать, откуда еж все знает – и о том, как строят самолеты, и как летал Водопьянов спасать челюскинцев. Тогда еж одну за другой показывает книги. Конец пьесы – Петрушка делается заядлым читателем.
Всю заботу о театре и организации спектакля несет на себе одна тов. Винтер и небольшая группа энтузиастов. Ни одна организация города, кроме НКВД (на театральной сцене которого идут пьесы), не взялась за пропаганду театра, не организовала детского зрителя и не помогла театру материально. Никто из работников гороно даже не зашел в театр и не поинтересовался его жизнью…».
Рядом с этой заметкой на газетной странице — статья самой Анны Винтер под названием «Театр, педагог, зритель». К сожалению, качество снимка не позволяет распознать буквы, зато мы видим хоть какую-то ее фотографию (а на овальном снимке она крайняя справа).
Как вы уже поняли, первому в нашем городе кукольному театру никто не помогал. Долго на одном собственном энтузиазме Анна Винтер не продержалась, и студия закрылась. Больше о судьбе этой женщины нам ничего не известно.
Однако осенью того же 1935 года был создан хабаровский краевой кукольный театр для юного зрителя, который передали в ведение краевого комитета по делам искусства. Но он был уже вторым.