Специальные выпуски
Маленькое чудо — большое детское счастье
Стоит взрослому надеть бороду, подкрасить нос и взять на плечо мешок, он тут же преображается в глазах ребенка, который начинает верить, что сказка пришла именно к нему.
Многочисленная команда волонтерского клуба «Благость» вот уже седьмой год подряд создает настоящее волшебство для ребят, которые в этом нуждаются больше всего.
Хочешь быть полезным — дедморозь!
Всегда есть дети, которым живется непросто: у них нет красивых игрушек, модных нарядов, кто-то обделен здоровьем и даже не может элементарно говорить или ходить. Таких ребятишек и поздравляют в декабре добровольцы в рамках акции «Добрый Новый год».
— Началось все в 2019 году, когда несколько человек нашего тогда еще небольшого сообщества единомышленников объединились и решили, что обязательно должны где-нибудь пригодиться, — рассказывает руководитель клуба «Благость» Елена Лаптейкина. — Тогда же познакомились со специалистами центра работы с населением «Доверие», которые передали нам список семидесяти детей из нуждающихся семей.
И закипела работа в первой мастерской Деда Мороза: на объявление о том, что необходимо собрать подарки для ребят, откликнулось много горожан: кто-то приносил готовые сладкие наборы, другие покупали игрушки, активисты «Благости» сами наготовили вкусных угощений, вложив в них свою доброту и любовь. Потом добровольцы дружно упаковали подарки и развезли по адресам, подготовив поздравительную программу.
— Главный принцип, которого придерживаемся с самого начала, — ребенок должен поверить в чудо и добро, — объясняет Елена. — А такое возможно, только если он не будет настроен потребительски: принесли подарок — и до свидания! Поэтому у нас ребята пишут Деду Морозу письма, обязательно с рисунками. Даже если кто-то в силу возраста или болезни не может сам сделать послание, просим, чтобы ему помогли родители, бабушки, дедушки. Когда сказочные гости приходят, дети читают стихи, поют и водят хороводы вместе с ними. Особенно трогательно видеть, как малыш, которому тяжело стоять или говорить, старательно декламирует заветное четверостишие, хотя это ему дается очень непросто.
Чтение детских писем — один из трогательных моментов акции, они порой бывают такими искренними, а иногда неординарными, как и просьбы к доброму волшебнику.
«Дорогой Дедушка Мороз, — пишет восьмилетняя Арина. — Я знаю, что ты волшебник и можешь исполнить любое желание. У меня есть братик, которому 2,5 года. Подари ему, пожалуйста, хоть что-нибудь! Он, конечно, не знает, что ты существуешь, но, думаю, был бы рад получить подарок».
«Дорогой Дедушка Мороз, меня зовут Сережа, мне 13 лет. У меня есть младшие сестра и брат, я с ними постоянно гуляю, чтобы помочь маме. И надеюсь, что заслужил подарок. На Новый год хотел бы получить коньки 41-го размера, мне так хочется зимой покататься на льду».
«У нас хорошая семья, есть мама и еще братик Дениска. Он болеет: в пять лет не может ходить и говорить. Дедушка, очень тебя прошу, подари всем людям (и моему брату тоже) много здоровья! А если у тебя останется время, принеси мне, пожалуйста, самокат, хочу на нем научиться кататься» (из письма Кати).
В своих посланиях доброму волшебнику дети просят самое разное, в основном игрушки, сладости, иногда карандаши и краски. Но бывают и необычные желания.
— К примеру, один мальчик написал, что хочет получить на Новый год космическое питание, — рассказывает Елена Лаптейкина. — Наши волонтеры — люди творческие: чем сложнее задача, тем интереснее ее решать. Не знаю где, но они достали настоящие тюбики с супами, компотами и прочими космонавтскими блюдами, и парень был на седьмом небе от счастья. Другой ребенок попросил книгу, написанную Брюсом Ли. Как ни странно, но в бумажном варианте ни в Хабаровске, ни в интернете ее найти. не удалось Одна наша активистка скачала электронную версию и обратилась в типографию с просьбой ее распечатать. Когда работники узнали, зачем ей понадобилась такая книжка, сделали это бесплатно.
— Отрадно, что неравнодушные жители нашего города занимаются таким важным и нужным делом, — отозвался о клубе руководитель РО ВОРДИ, член совета по делам инвалидов при мэре города Дмитрий Коломийцев. — Мы каждый год сотрудничаем: даем кандидатуры ребят, кого могут поздравить сказочные герои. Родители всегда выражают восторг и слова благодарности.
Новогодняя почта в «Благости» начинает работать уже с сентября, ведь на то, чтобы собрать все письма (в этом году их пришло 450!), найти людей, желающих исполнить заветные детские мечты, закупить подарки и красиво их упаковать, уходит немало времени. Сейчас офис, где располагается клуб, похож на новогодний дедморозовский склад — полкомнаты заставлено коробками и заложено пакетами. Каждую неделю здесь как пчелки трудятся волонтеры, иногда даже целыми семьями.
— Вот как пахнет радость и счастье! — восклицает сын активистов организации Аиды Голуб и Станислава Лазько Артем, перемешивая в большой коробке груду конфет. — Давайте-ка я помогу их по пакетам раскладывать.
Здесь же работой заняты Дед Мороз Вадим Ефименко и фотограф Людмила Счастливая, ведь подготовить нужно не только подарки, но и реквизит, костюмы. И все эти многодневные старания ради одного дня — 22 декабря, когда добровольческая команда из 80 человек разъедется не только по Хабаровску, но и близлежащим селам, чтобы поздравить ребятню.
— Невозможно объяснить, что ты чувствуешь, когда видишь светящиеся детские глаза, — делится впечатлениями Вадим. — Они трогают бороду, обнимаются и рассказывают, как весь год вели себя хорошо. Ради таких эмоций стоит потрудиться.
Насколько пожилым людям удобно пользоваться услугами торговых сетей, парикмахерских, отделений связи и других организаций — об этом задумались хабаровские общественники.
На самом деле такую важную проблему обозначили лидеры общероссийского альянса «Серебряный возраст» и коалиции «Забота рядом», когда впервые провели акцию «Одобрено старшим поколением» при поддержке Фонда президентских грантов, а также фондов Тимченко и «Хорошие истории». Ведь далеко не везде пенсионеры чувствуют себя комфортно, казалось бы, из-за мелочей.
— К примеру, какой-то сквер благоустроили, а скамеек установили мало — людям негде отдохнуть. Или дорожку к магазину не прочистили ото льда, пожилые падают и ломают себе ноги, — отметила руководитель НКО «Дальневосточный институт содействия общественному развитию» Наталья Москвина. — Вот и мы на протяжении трех лет не остаемся в стороне и вместе со своими активистами включаемся в социально значимое движение.
Вежливость — индикатор доверия
Проверки пожилые горожане проводят в самых разных местах — организациях, магазинах и даже общественных пространствах, одним из которых стало некоммерческое пространство «Добро Депо». Вместе с участниками мониторинга туда отправились и «Хабаровские вести».
— Сегодня больше обращаем внимание на уровень комфорта самого помещения, поскольку о радушии и внимательности сотрудников этой площадки знаем не понаслышке, так как не раз участвовали в совместных мероприятиях, — рассказала пенсионерка Татьяна Юрченко. — В результате оцениваем учреждение на пять с плюсом — подходы к нему убраны от снега, крыльцо не скользкое, а внутреннее убранство настраивает только на позитивный лад.
Важно, что хабаровские общественники в рамках акции нынешнего года объединили сразу два поколения и привлекли к оценке различных мест молодежь.
— Мы решили, что такой опыт, когда внуки смогут посмотреть на окружающее пространство глазами своих бабушек, станет мега полезным для обоих поколений. — объяснила Наталья Москвина. — И наши ожидания оправдались.
Глазами двух поколений
В ходе обследования более 15 объектов пожилые горожане вместе со своими внуками сделали вывод, что больше всего рекомендаций давали, конечно, представителям магазинов и торговых центров.
— Мы с бабушкой побывали в одном из супермаркетов, который находится рядом с домом, — поделилась опытом студентка ПИ ТОГУ Дарья Семенова. — Если честно, до участия в акции я даже не задумывалась, что столько препятствий может возникать на пути пожилого человека. Одним из них стала входная дверь, которую и мне с силой еле удалось открыть, а что говорить о семидесятилетних. Но было приятно, что на наше замечание администратор отреагировал с пониманием и через некоторое время дверь стала открываться легко.
За несколько лет примеров, когда представители организаций или учреждений создавали комфортные условия для пенсионеров, накопилось немало. В почтовом отделении № 20 установили удобные диванчики, чтобы ожидание не стало мукой для того, у кого больные ноги, в одном из ТЦ после визита проверяющих на прилавках с маленькими ценниками, где сложно разглядеть информацию, положили лупы.
— Однако такая акция помогает нам увидеть не только недостатки различных мест, но и преимущества, — сделала вывод пенсионерка Нина Матеюк. — В одной из парикмахерских, где пожилых стригут по социальной цене, обратила внимание, что мастер делает свою работу на совесть, несмотря на то что клиенты платят значительно меньше.
Уходя из центра «Добро Депо, участники проверки торжественно вручили специалистам знак «Одобрено старшим поколением», который теперь займет почетное место в общественном пространстве.