Экология
logo

Специальные выпуски

Экология

Подготовила Виктория ПЯТКОВА, фото автора

Есть такая профессия

Об экологии в последнее время говорится много. Кажется, наши граждане уже начали понимать, что без бережного отношения к окружающей среде у человечества нет будущего.

Теперь управляющие компании по просьбе жителей устанавливают контейнеры для сортировки отходов, мы учимся ходить в супермаркет с авоськами и покупать меньше вещей. И чтобы все продолжалось в том же духе, путь один — образование и просвещение.

С младых ногтей

По словам специалистов, лучшее время для формирования любой устойчивой привычки — возраст до пяти лет. Именно тогда, в дошкольную пору, очень важно дать ребенку понимание взаимосвязей в природе, влияния человека на окружающую среду и того, чем оно может закончиться. Нет, вовсе не обязательно пугать малышей всякими техногенными ужасами. Родителям на глазах своих чад достаточно выбрасывать мусор в урны (а не мимо), пользоваться, к примеру, многоразовыми сумками и в целом бережно относиться к окружающему миру. Дети такое поведение (как и любое другое) копируют, и в результате мы получаем сознательного человека.

Помогает в этом и дошкольное образование. Во всех детских садах Хабаровска немало внимания уделяется экологическому направлению. Начиная с младшей группы, учреждения проводят занятия по знакомству малышей с окружающей средой, растительным и животным миром региона. Программа разрабатывается в рамках ФГОС и обычно включает в себя наблюдения в живом уголке (если такой есть), прогулки, экскурсии, беседы, просмотр видеороликов, уход за комнатными растениями, игровые уроки и многое другое.

Заставляет задуматься

IMG_9063.JPG

«Эстафету» экологического направления подхватывают после детского сада школы. Но тут дело обстоит сложнее: времени у школьников становится меньше, уроков все больше, и вектор внимания методистов и педагогов смещается к обязательным предметам.

— Как таковой дисциплины «Экология» в школах сейчас нет, — рассказывает учитель начальных классов Татьяна Кадар. — Ей посвящены отдельные главы учебников по биологии и географии. В некоторых школах могут быть курсы внеурочной деятельности или программы дополнительного образования, но это на усмотрение руководства. Также иногда в учреждении формируется волонтерский экологический отряд (что-то вроде дружины), что, в свою очередь, зависит от возможностей школы: к примеру, наличия специалиста, который будет курировать такую деятельность. На своей практике скажу: ребятам там очень нравится. Наши школьники в составе таких отрядов патрулируют округу на предмет незаконных свалок, мастерят кормушки для зимующих птиц, проводят занятия для ребят помладше.

Несмотря на то что несомненный плюс и весомая польза во всех подобных мероприятиях есть, школам все равно не хватает ресурсов на введение полноценной дисциплины «Экология». Время от времени с такой инициативой выступают депутаты различных уровней и общественники, но пока что безрезультатно. Однако экологические пробелы у юных хабаровчан неплохо заполняют муниципальные учреждения дополнительного образования: МАО ДО ДЭЦ «Косатка» и городской детский эколого-биологический центр. Там ребята углубленно изучают дисциплину, принимают участие в различных мероприятиях и акциях, направленных на экологическое просвещение.

— Совместно с нашими учреждениями ежегодно проводим шествие в защиту окружающей среды, экологические рейды по очистке береговой зоны Амура, акцию «Чистый город» и другие, — отмечает начальник управления по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации города Ирина Дубянская. — Все это позволяет не только «расширить горизонты» школьников, но и привлекает внимание общественности к экологическим проблемам, заставляет их задуматься о том, что они могут сделать для защиты природы и сохранения целостности экосистем.

Опасная тенденция

Достаточно опасную, по мнению специалистов, тенденцию к отсутствию либо недостаточному содержанию экологического направления продолжают после школ ссузы и вузы. К примеру, общетеоретический курс «Экология» в вузах преподается лишь в нескольких учреждениях нашего города, специализированные природоохранные курсы (например, в блоке специальных технических дисциплин или как национально-региональный компонент) — и того реже.

— Хабаровск здесь не исключение, такова общероссийская тенденция, — говорит Ирина Дубянская. — И она наблюдается даже на факультетах, где готовят технических специалистов, не говоря уже о гуманитарных. А между тем это таит большую опасность: если мы не будем включать экологию в программы обучения по транспортным, механическим, лесотехническим и многим другим направлениям, то вполне можем получить на выходе полуграмотных специалистов, которые ненароком смогут навредить окружающей среде.

Конечно, положительные примеры тоже есть. Со временем, по мнению Ирины Геннадьевны, экологический блок в вузовском и среднем специальном и профессиональном образовании все же должен занять законное место среди других дисциплин.

Тут тебя научат

IMG_0221.JPG

Конечно, совсем иначе дело обстоит на направлениях, где готовят экологов. Сейчас этим занимаются у нас по большей части два учреждения — Дальневосточный университет путей сообщения (направление «Охрана труда и экологическая безопасность») и Тихоокеанский государственный университет (профиль обучения «Экологическая безопасность» (бакалавриат), направление «Экология и природопользование», «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии» (магистратура)). Выпускники, получившие здесь образование, весьма востребованы на рынке труда, где в целом наблюдается нехватка грамотных специалистов этой сферы.

— Учился в Высшей школе управления природными ресурсами ТОГУ, — рассказывает выпускник Егор Архипов. — Сначала окончил бакалавриат, направление «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии», затем магистратуру по этому же профилю. Темой дипломной работы на бакалавриате стала «Оценка экологического состояния почв и донных отложений в городе Комсомольск-на-Амуре», а магистерской диссертации — «Комплексная оценка экологического состояния дальневосточных городов», она как раз логически вытекала из дипломной. Учиться было очень интересно. К моему удивлению, работу нашел еще на четвертом курсе бакалавриата. Проходил практику, и меня взяли на предприятие инженером-экологом второй категории, а сейчас я уже ведущий инженер.

К слову, Егор оба раза поступил на бюджет. В этом году такой шанс тоже есть — например, на направлении «Экология и природопользование» 19 бюджетных мест. Стать после бакалавриата (или магистратуры, если душа ляжет) можно почти что кем угодно.

— Профиль максимально широкий, он собрал в себя самые «вкусные» моменты инженерных и специальных составляющих, — комментирует старший преподаватель ВШ УПР ТОГУ Екатерина Дахова. — И его универсальность позволяет найти себя как в прикладном направлении, так и в социальном, например, экопросвещении. Устроиться наши экологи могут в любую сферу промышленности. А учитывая, что сейчас вектор экономического развития Дальнего Востока разворачивается именно в эту сторону, возможностей масса. Кроме того, на любом крупном предприятии должен быть эколог, поэтому проблем с работой быть не должно.

Выпускников «расхватывают», как правило, сразу. Конечно, толковых (на то им и производственная практика, где они могут проявить себя). Получать молодой специалист может по-разному — все зависит от компании и должности.

   — Как правило, зарплаты стартуют от 50—60 тыс. руб. и могут доходить до нескольких сотен тысяч, — отмечает профессор Высшей школы управления природными ресурсами ТОГУ, доктор химических наук Людмила Майорова. — Если посмотреть на среднее медианное число, которое встречается в вакансиях по нашему региону, то, например, для инженеров с небольшим опытом оно будет около 80—90 тыс. руб.

Важное дело

и эту.JPG

Чего греха таить, оплата труда всегда выступает одним из самых (если не самым) приоритетных факторов при выборе будущей специальности. Другой важной составляющей для абитуриентов зачастую является желание изменить мир к лучшему. Недавний выпускник направления магистратуры «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии» Кирилл Бархатов именно из таких. Сейчас он готовится к поступлению в аспирантуру и занимается исследованиями для проекта по созданию рекреационной зоны на территории отработанной городской свалки ТКО в районе Ореховой Сопки. С 2013 по 2017 годы в соответствии с муниципальной экологической программой была проведена ее рекультивация. И теперь, когда процесс дегазификации (система сбора и отвода биогаза, выделяемого в ходе разложения отходов с дальнейшим термическим обезвреживанием) близок к завершению, перед городом встал вопрос дальнейшего использования земельного участка площадью более 13 га. Предложение управления по охране окружающей среды и природных ресурсов по созданию на этой территории парковой зоны поддержал мэр города Сергей Кравчук.

— Так как мы много лет успешно сотрудничаем с кафедрой «Экология и природопользование» (студенты проходят у нас практику, собирают материалы для дипломных и курсовых работ), то обратились за разработкой создания концепции новой парковой зоны к ним. Кирилл загорелся идеей и посвятил ей свою диссертацию, — добавляет Ирина Дубянская.

— Целью моей работы было оценить экологическое состояние свалки и рассмотреть возможности интеграции в социальную инфраструктуру нашего города. Особенно важно, что район Ореховой Сопки очень разросся новостройками и потому остро нуждается в зоне отдыха, — делится Кирилл. — В процессе работы изучил материалы изысканий для рекультивации свалки, провел ряд исследований (например, выполнил анализы химического загрязнения и плодородия почвы, оценку биоразнообразия территории), экспериментов, ряд расчетов и провел опрос среди населения, в котором выяснял, что хабаровчане различных возрастных групп хотели бы видеть в составе инфраструктуры будущего парка. Всего в нем приняли участие 345 человек. Оказалось, что больше всего хабаровчане, как молодежь, так и более старшее звено, желают в новом парке зеленый лабиринт. Это ландшафтный аттракцион, такой, к примеру, есть на ВДНХ в Москве. Так как сейчас в нашем городе этого нет, данный вариант вполне может стать точкой притяжения хабаровчан и гостей города. Также в рамках опроса жители предлагали свои варианты. Довольно часто встречалась поликлиника или детский сад. Но это невозможно — строить капитальные сооружения на таких территориях небезопасно.

Процесс дегазификации рекультивированной свалки на Ореховой Сопке должен быть завершен к 2030 году. Тогда и начнутся работы по ее превращению в уникальную зеленую зону. Не исключено, что заниматься этим будут инженеры-экологи, поступившие в вузы в этом году. Так что дерзайте!

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)