Специальные выпуски
Есть такая профессия
Об экологии в последнее время говорится много. Кажется, наши граждане уже начали понимать, что без бережного отношения к окружающей среде у человечества нет будущего.
Теперь управляющие компании по просьбе жителей устанавливают контейнеры для сортировки отходов, мы учимся ходить в супермаркет с авоськами и покупать меньше вещей. И чтобы все продолжалось в том же духе, путь один — образование и просвещение.
С младых ногтей
По словам специалистов, лучшее время для формирования любой устойчивой привычки — возраст до пяти лет. Именно тогда, в дошкольную пору, очень важно дать ребенку понимание взаимосвязей в природе, влияния человека на окружающую среду и того, чем оно может закончиться. Нет, вовсе не обязательно пугать малышей всякими техногенными ужасами. Родителям на глазах своих чад достаточно выбрасывать мусор в урны (а не мимо), пользоваться, к примеру, многоразовыми сумками и в целом бережно относиться к окружающему миру. Дети такое поведение (как и любое другое) копируют, и в результате мы получаем сознательного человека.
Помогает в этом и дошкольное образование. Во всех детских садах Хабаровска немало внимания уделяется экологическому направлению. Начиная с младшей группы, учреждения проводят занятия по знакомству малышей с окружающей средой, растительным и животным миром региона. Программа разрабатывается в рамках ФГОС и обычно включает в себя наблюдения в живом уголке (если такой есть), прогулки, экскурсии, беседы, просмотр видеороликов, уход за комнатными растениями, игровые уроки и многое другое.
Заставляет задуматься
«Эстафету» экологического направления подхватывают после детского сада школы. Но тут дело обстоит сложнее: времени у школьников становится меньше, уроков все больше, и вектор внимания методистов и педагогов смещается к обязательным предметам.
— Как таковой дисциплины «Экология» в школах сейчас нет, — рассказывает учитель начальных классов Татьяна Кадар. — Ей посвящены отдельные главы учебников по биологии и географии. В некоторых школах могут быть курсы внеурочной деятельности или программы дополнительного образования, но это на усмотрение руководства. Также иногда в учреждении формируется волонтерский экологический отряд (что-то вроде дружины), что, в свою очередь, зависит от возможностей школы: к примеру, наличия специалиста, который будет курировать такую деятельность. На своей практике скажу: ребятам там очень нравится. Наши школьники в составе таких отрядов патрулируют округу на предмет незаконных свалок, мастерят кормушки для зимующих птиц, проводят занятия для ребят помладше.
Несмотря на то что несомненный плюс и весомая польза во всех подобных мероприятиях есть, школам все равно не хватает ресурсов на введение полноценной дисциплины «Экология». Время от времени с такой инициативой выступают депутаты различных уровней и общественники, но пока что безрезультатно. Однако экологические пробелы у юных хабаровчан неплохо заполняют муниципальные учреждения дополнительного образования: МАО ДО ДЭЦ «Косатка» и городской детский эколого-биологический центр. Там ребята углубленно изучают дисциплину, принимают участие в различных мероприятиях и акциях, направленных на экологическое просвещение.
— Совместно с нашими учреждениями ежегодно проводим шествие в защиту окружающей среды, экологические рейды по очистке береговой зоны Амура, акцию «Чистый город» и другие, — отмечает начальник управления по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации города Ирина Дубянская. — Все это позволяет не только «расширить горизонты» школьников, но и привлекает внимание общественности к экологическим проблемам, заставляет их задуматься о том, что они могут сделать для защиты природы и сохранения целостности экосистем.
Опасная тенденция
Достаточно опасную, по мнению специалистов, тенденцию к отсутствию либо недостаточному содержанию экологического направления продолжают после школ ссузы и вузы. К примеру, общетеоретический курс «Экология» в вузах преподается лишь в нескольких учреждениях нашего города, специализированные природоохранные курсы (например, в блоке специальных технических дисциплин или как национально-региональный компонент) — и того реже.
— Хабаровск здесь не исключение, такова общероссийская тенденция, — говорит Ирина Дубянская. — И она наблюдается даже на факультетах, где готовят технических специалистов, не говоря уже о гуманитарных. А между тем это таит большую опасность: если мы не будем включать экологию в программы обучения по транспортным, механическим, лесотехническим и многим другим направлениям, то вполне можем получить на выходе полуграмотных специалистов, которые ненароком смогут навредить окружающей среде.
Конечно, положительные примеры тоже есть. Со временем, по мнению Ирины Геннадьевны, экологический блок в вузовском и среднем специальном и профессиональном образовании все же должен занять законное место среди других дисциплин.
Тут тебя научат
Конечно, совсем иначе дело обстоит на направлениях, где готовят экологов. Сейчас этим занимаются у нас по большей части два учреждения — Дальневосточный университет путей сообщения (направление «Охрана труда и экологическая безопасность») и Тихоокеанский государственный университет (профиль обучения «Экологическая безопасность» (бакалавриат), направление «Экология и природопользование», «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии» (магистратура)). Выпускники, получившие здесь образование, весьма востребованы на рынке труда, где в целом наблюдается нехватка грамотных специалистов этой сферы.
— Учился в Высшей школе управления природными ресурсами ТОГУ, — рассказывает выпускник Егор Архипов. — Сначала окончил бакалавриат, направление «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии», затем магистратуру по этому же профилю. Темой дипломной работы на бакалавриате стала «Оценка экологического состояния почв и донных отложений в городе Комсомольск-на-Амуре», а магистерской диссертации — «Комплексная оценка экологического состояния дальневосточных городов», она как раз логически вытекала из дипломной. Учиться было очень интересно. К моему удивлению, работу нашел еще на четвертом курсе бакалавриата. Проходил практику, и меня взяли на предприятие инженером-экологом второй категории, а сейчас я уже ведущий инженер.
К слову, Егор оба раза поступил на бюджет. В этом году такой шанс тоже есть — например, на направлении «Экология и природопользование» 19 бюджетных мест. Стать после бакалавриата (или магистратуры, если душа ляжет) можно почти что кем угодно.
— Профиль максимально широкий, он собрал в себя самые «вкусные» моменты инженерных и специальных составляющих, — комментирует старший преподаватель ВШ УПР ТОГУ Екатерина Дахова. — И его универсальность позволяет найти себя как в прикладном направлении, так и в социальном, например, экопросвещении. Устроиться наши экологи могут в любую сферу промышленности. А учитывая, что сейчас вектор экономического развития Дальнего Востока разворачивается именно в эту сторону, возможностей масса. Кроме того, на любом крупном предприятии должен быть эколог, поэтому проблем с работой быть не должно.
Выпускников «расхватывают», как правило, сразу. Конечно, толковых (на то им и производственная практика, где они могут проявить себя). Получать молодой специалист может по-разному — все зависит от компании и должности.
— Как правило, зарплаты стартуют от 50—60 тыс. руб. и могут доходить до нескольких сотен тысяч, — отмечает профессор Высшей школы управления природными ресурсами ТОГУ, доктор химических наук Людмила Майорова. — Если посмотреть на среднее медианное число, которое встречается в вакансиях по нашему региону, то, например, для инженеров с небольшим опытом оно будет около 80—90 тыс. руб.
Важное дело
Чего греха таить, оплата труда всегда выступает одним из самых (если не самым) приоритетных факторов при выборе будущей специальности. Другой важной составляющей для абитуриентов зачастую является желание изменить мир к лучшему. Недавний выпускник направления магистратуры «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии» Кирилл Бархатов именно из таких. Сейчас он готовится к поступлению в аспирантуру и занимается исследованиями для проекта по созданию рекреационной зоны на территории отработанной городской свалки ТКО в районе Ореховой Сопки. С 2013 по 2017 годы в соответствии с муниципальной экологической программой была проведена ее рекультивация. И теперь, когда процесс дегазификации (система сбора и отвода биогаза, выделяемого в ходе разложения отходов с дальнейшим термическим обезвреживанием) близок к завершению, перед городом встал вопрос дальнейшего использования земельного участка площадью более 13 га. Предложение управления по охране окружающей среды и природных ресурсов по созданию на этой территории парковой зоны поддержал мэр города Сергей Кравчук.
— Так как мы много лет успешно сотрудничаем с кафедрой «Экология и природопользование» (студенты проходят у нас практику, собирают материалы для дипломных и курсовых работ), то обратились за разработкой создания концепции новой парковой зоны к ним. Кирилл загорелся идеей и посвятил ей свою диссертацию, — добавляет Ирина Дубянская.
— Целью моей работы было оценить экологическое состояние свалки и рассмотреть возможности интеграции в социальную инфраструктуру нашего города. Особенно важно, что район Ореховой Сопки очень разросся новостройками и потому остро нуждается в зоне отдыха, — делится Кирилл. — В процессе работы изучил материалы изысканий для рекультивации свалки, провел ряд исследований (например, выполнил анализы химического загрязнения и плодородия почвы, оценку биоразнообразия территории), экспериментов, ряд расчетов и провел опрос среди населения, в котором выяснял, что хабаровчане различных возрастных групп хотели бы видеть в составе инфраструктуры будущего парка. Всего в нем приняли участие 345 человек. Оказалось, что больше всего хабаровчане, как молодежь, так и более старшее звено, желают в новом парке зеленый лабиринт. Это ландшафтный аттракцион, такой, к примеру, есть на ВДНХ в Москве. Так как сейчас в нашем городе этого нет, данный вариант вполне может стать точкой притяжения хабаровчан и гостей города. Также в рамках опроса жители предлагали свои варианты. Довольно часто встречалась поликлиника или детский сад. Но это невозможно — строить капитальные сооружения на таких территориях небезопасно.
Процесс дегазификации рекультивированной свалки на Ореховой Сопке должен быть завершен к 2030 году. Тогда и начнутся работы по ее превращению в уникальную зеленую зону. Не исключено, что заниматься этим будут инженеры-экологи, поступившие в вузы в этом году. Так что дерзайте!