Экономика
logo

Специальные выпуски

Экономика

Андрей ВОЛОШЕНКО, фото автора

Сила партнерства

С декабря 2021 года в регионе работает Дальневосточная ассоциация предприятий пищевой, перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства. О причинах создания, результатах деятельности и ситуации на рынке продовольствия корреспондент «Хабаровских вестей» поговорил с директором объединения Алексеем Андрусенко.

— Алексей Николаевич, что стало толчком к сплочению предпринимательского сообщества?

— Дело в том, что в 2020 году продажи в нашей сфере достигли рекордных результатов, ведь пандемия коснулась тех, кто непосредственно работал с людьми, а сфера реализации продовольственных товаров только прибавила в объемах. Но уже во второй половине декабря наметился очевидный спад, который затормозился в январе-феврале, а с марта продажи стали катастрофически падать. У людей элементарно закончились деньги, так как экономика встала из-за Covid-19. Сначала думал, что это только у нас такая ситуация. Пообщался с коллегами — у всех проблемы. Многие хотели продать бизнес, но не тут-то было. У большинства из них действующие кредиты, оборудование в лизинге и прочие обязательства. Вот тогда пришло понимание, что по одному не выжить. Членами ассоциации, ее инициаторами стали изготовитель мороженого, комбинат детского питания, завод по производству напитков, компании «Таежная пасека» и «Густо».

Это было первое предпринимательское объединение, которое создали не по указке сверху, а по инициативе бизнеса. Так произошло объединение производителей с целью поиска новых рынков сбыта и организации взаимодействия с существующими. Если бы этот шаг не был сделан, то возьмусь предположить, что многие предприятия сегодня бы уже не работали.

Только вперед

— Задачи со временем изменились? На что сейчас делается акцент?

— Проблема в том, что после резкого спада уровня потребления покупательная способность населения хоть и стабилизировалась, но существующие рынки сбыта все еще не позволяют производителю наращивать объемы и развиваться. Основные продажи идут напрямую через торговые сети. Институт оптовиков уходит в прошлое. Мы считаем, что в нашем регионе все ретейлеры должны закупать продукцию напрямую у фермеров и у местных компаний, выпускающих продукты питания. А в детские учреждения и вовсе необходимо поставлять только экологически чистые продукты для здорового образа жизни. Торги по поставке питания для детских садов и школ из-за своей дешевизны выигрывают далеко не лучшие товары, а так быть не должно.

Вообще, задача ассоциации — всех объединить, выстроить цепочки взаимодействия по кластерному типу. Кроме того, необходимо лоббировать законы, которые полезны для пищевой промышленности региона. Но самое важное — поставить местный продукт на полки крупных торговых сетей на взаимовыгодных условиях, а для этого надо отрегулировать механизм движения товара от поля и фермы до прилавка и конечного потребителя.

К нам в ассоциацию уже стремятся не только пищевики и сельхозпроизводители. Она превращается в некий альянс отраслей, в том числе строительства, тяжелой промышленности и других. А проект «Выбирай свое», который мы инициировали и продвигаем, ориентирован на поднятие экономики страны. Ведь для того, чтобы идти вперед, необходимо построить индустриально-промышленную экономику. По возможности мы должны производить практически все и не зависеть от других стран.

— Каковы сегодня состояние и потребности внутренних рынков сбыта? Кто и как определяет, что в данный момент необходимо, и в каких количествах?

 В прошлом году мы опробовали механизм проведения ассортиментных комитетов. Главной их задачей является определение основных векторов работы отделов закупок и маркетинга. Это определение товарных групп и подгрупп, ценовых уровней, критериев сегментации товара и так далее. Для этого специализированные службы компаний в своей деятельности постоянно анализируют текущий ассортимент, изучают рынок категорий, поставщиков и конкурентов, собирают информацию и составляют бизнес-планы. При организации сотрудничества с крупными сетями мы на ассортиментном комитете досконально разбираем требования ретейлера к товару, его упаковке, качеству, объему поставок, цене и прочим параметрам. При удовлетворении всех запросов покупателя товар попадает на прилавок. Такой отбор пройдут все хабаровские производители, изъявившие желание работать с сетью Х5.

Чем больше, тем дешевле

Сила 3.jpg

— При заключении контракта какую роль играет отпускная цена товара?

— Конечно, сети борются за стоимость. Потребление и так заметно упало, поэтому необходимо найти золотую середину в соотношении цены и качества продуктов. Но чтобы местному производителю попасть в ценовые границы федеральной компании, ему нужны большие объемы. Чем больше поставки, тем меньше цена. Иногда приходится снижать стоимость одной товарной группы на местном рынке, чтобы более дорогой инновационный продукт попал в федеральную сеть в другие регионы.

— В основу ассоциации заложен принцип взаимодействия и решения общих задач. Как он реализуется?

— Сейчас наша организация объединяет больше пятидесяти производителей. Все мы убедились, что вполне конкурентоспособны не только в своем регионе, но и в стране. Поэтому перед нами стоит конкретная задача — занять лидирующие позиции на полках крупных ретейлеров и увеличить объемы производства. Как только это произойдет, появятся предпосылки для роста экономики, а это основа развития региона: увеличится сумма налогов в местные бюджеты, будут созданы новые рабочие места, легче станет решать многие социальные вопросы. Это понимают в администрации города. Огромную поддержку ассоциации оказывает мэр города Сергей Кравчук. Мы благодарны за введение ряда субсидий для малого и среднего бизнеса. Работать действительно стало легче. Никогда не отказывает в помощи и начальник отдела пищевой промышленности и продовольственных ресурсов Олег Фомин. При его поддержке отправляем на международные выставки по несколько членов ассоциации, которые представляют интересы всех, кто хотел бы принять участие в том или ином форуме.

— Какие ближайшие планы, помимо укрепления позиций на внутреннем рынке?

— Сегодня это наиглавнейшая задача. Поэтому используем все возможные инструменты, чтобы ее решить — от административных до экспозиционных. Так, на выставку «Вкусы России» от нас едет компания «Таежная пасека». Кто хотел, отправили с ней свои лучшие товары, которые будут представлены на самом крупном отечественном форуме в Москве. Надеемся на новые контракты и продвижение дальневосточных продуктов питания на запад страны.


Запас карман не тянет

С 2024 года в России заработает новый сберегательный инструмент.

Программа долгосрочных сбережений (ПДС) позволит в простой и удобной форме копить, чтобы получать дополнительный доход в будущем  или создать подушку безопасности на случай особых жизненных ситуаций.

Чтобы вступить в программу, нужно заключить специальный договор с негосударственным пенсионным фондом (НПФ). Гражданин сможет копить самостоятельно, за счет собственных добровольных взносов, а также перевести в программу ранее сформированные пенсионные накопления. НПФ будет инвестировать эти средства в интересах своего клиента на принципах доходности и безубыточности.

Программа долгосрочных сбережений предусматривает государственное софинансирование собственных взносов граждан — до 36 тыс. руб. в год в течение трех лет после вступления человека в программу, а также специальный налоговый вычет — до 52 тыс. руб. ежегодно при уплате взносов до 400 тыс. руб.

Использовать накопленные средства можно на дополнительные периодические выплаты по истечении 15 лет действия договора или при достижении возраста 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины). Внесенные средства будут застрахованы государством на сумму 2,8 млн руб., что в два раза больше, чем по банковским вкладам.

Сформированные в программе сбережения наследуются в полном объеме за вычетом выплаченных средств (за исключением случая, когда ее участнику назначена пожизненная периодическая выплата).


Подружиться и поработать

В Шанхае в рамках международной промышленной выставки China International Industry Fair  с 19 по 21 сентября пройдет деловая миссия в сфере промышленного оборудования.  

На выставке ждут российских производителей из таких сфер, как энергетика, нефтегазовая отрасль, химическая и металлургическая промышленность, драгоценные металлы.
Для участников будут организованы целевые переговоры с заинтересованными китайскими компаниями, в ходе которых предприятия смогут установить деловые контакты и договориться о сотрудничестве. Подать заявку на участие в бизнес-миссии можно до 21 июля 2023 года на платформе Мой экспорт.

Российский экспортный центр оплачивает 100 процентов затрат по аренде и застройке площадей для обеспечения деловых мероприятий, по оплате регистрационных сборов за участников международных мероприятий, администрированию, техническому обеспечению и сопровождению работы площадки, затрат на услуги переводчиков, фотографов, видеооператоров, кейтеринга, а также услуги по организации международного мероприятия.

Также центр оплатит расходы на информационное продвижение и рекламу, привлечение потенциальных иностранных потребителей российской продукции на международное мероприятие и организацию деловых встреч с потенциальными потребителями.

 

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)