Специальные выпуски
Симбиоз инженерной мысли и металла
Все знают, что есть строительные краны. Но многие даже не подозревают о существовании подъемных механизмов, которые спрятаны от любопытных глаз в недрах цехов крупных предприятий. Без них не обходятся ни большие производства, ни добыча полезных ископаемых, ни изготовление сложных машин и станков.
До недавнего времени эти силачи, способные перемещать многотонные грузы, на Дальнем Востоке производились только в Находке. В Хабаровском крае завод, некогда производивший до тысячи кранов в год, прекратил свое существование в Комсомольске-на-Амуре еще в далеком 2014 году. Правда упавшее знамя решили подхватить на хабаровском «Дальэнергомаше», но попытка была не засчитана из-за высокой цены и низкой конкурентоспособности изделий. Образовавшимся вакуумом попытались воспользоваться московские бизнесмены — подготовили проекты, провели анализ рынка, изучили потребительский спрос, но, как оказалось, все впустую…
Новый подход
Дело в том, что с 2020 года в Хабаровске заработал дальневосточный завод «Кран ДВ», который начал проектирование и сборку промышленных подъемных механизмов. Здесь же налажено производство металлоконструкций и систем управления, проводятся электромонтажные и пусконаладочные работы. На заводе работают 30 человек. Среди продукции, которую они производят для предприятий региона, козловые и мостовые краны, кран-балки, крановые кабины, кресла-пульты и тому подобное.
— Полтора года готовилось оборудование, строили первый козловой кран для своего же предприятия, проходили сертификацию и ряд аттестаций, оформляли другие документы. И вот наконец-то вышли на полную мощность, — рассказывает генеральный директор ООО«Кран ДВ» Олег Атясов. — Если за весь прошлый год нами выпущено всего шесть кранов, то такое же количество изготовлено уже за первые два месяца этого. Причем они сложнее, больше, трудозатратнее. Последними приобретателями продукции компании стали Корфовский карьер, Кульдурский бруситовый рудник, карьер «Бетон», сейчас изготавливается кран грузоподъемностью 10 тонн для Хабаровского завода железобетонных шпал. Темпы наращиваются с каждым днем, в подготовительной стадии находятся одновременно шесть проектов. Есть планы на расширение и развитие предприятия. Прорабатывается вопрос вхождения в ТОР «Хабаровск».
Дополнить и приумножить
А начиналось все с того, что на свое 20-летие инжиниринговая компания «Микротерм Плюс» решила расширить производство, диверсифицировать средства и создать крановый завод. Для реализации проекта были объединены усилия с «Корфовским каменным карьером» на базе их металлопроизводства. В основу нового предприятия лег опыт инженеров, разработчиков, технологов, работавших ранее на ККЗ и «Дальэнергомаше».
— Мы уверенно подхватили эстафету дальневосточного краностроения, — продолжил рассказ Олег Атясов. – Местные администрации во многих вопросах пошли нам навстречу. Мы получили реальный режим благоприятствования всем начинаниям и устремлениям. Решаются практически все локальные вопросы, за это огромное спасибо.
Каждая из трех компаний холдинга выполняет свои функции. В цехах «Корфовского карьера» создано сертифицированное производство металлоконструкций. «Микротерм Плюс» занимается проектированием и сборкой электроники для пультов, кабин кранов, систем управления автоматикой. Изготовление самих подъемных механизмов осуществляет «Кран ДВ». Объединив усилия, три предприятия добились хороших результатов.
— С введением санкций мы столкнулись с проблемой нехватки комплектующих. Раньше компоненты автоматики, электроники, а также другие детали поставлялись из Европы, — вспоминает технический директор компании «Кран ДВ» Юрий Гриднев. — Сейчас мы покупаем российские моторедукторы, контроллеры и перестроили свои системы под продукцию отечественного производителя. Что касается электроники, то западные комплектующие безболезненно смогли заменить китайскими аналогами, которые процентов на пятьдесят дешевле, а по качеству не хуже. По двигателям работаем с известным томским предприятием «Сибэлектромотор», а с майкопским заводом «Зарем» взаимодействуем по редукторам. Сотрудничаем со многими производствами, которые поставляют нам готовые изделия. Например, колеса, барабаны, блоки. Но со временем будем делать их у себя.
Только вперед
Быстрый взлет и успех компании «Кран ДВ» на рынке не остался незамеченным. Стали поступать заказы из Читы, Новокузнецка, ряда других городов Сибири. При этом имеет место очень большая конкуренция с западными компаниями. Один кран в среднем строится пять месяцев. Поэтому если предприятие не получает заказ сегодня, то несет убытки уже в следующем месяце. Но заводу «Кран ДВ» такая ситуация не грозит. Ведь особенность этого производства в том, что партнер — «Карьер Металлоконструкции» — всегда с заказами.
— В свое время мы его переориентировали, дозагрузили, дали больше функциональности, увеличили ассортимент, закупили оборудование и получили дополнительные разрешающие документы, — делится секретом успеха Олег Атясов. — Основной профиль — металлоконструкции, но при наличии заказа производим краны. То есть люди всегда обеспечены работой.
На новом предприятии придерживаются единожды выбранной стратегии объединения возможностей с теми, кто имеет большие компетенции в других областях. Сейчас «Кран ДВ» плотно сотрудничает с московской группой «Перманент». Это инженеринговая компания, огромный холдинг с большим оборотом, который занимается поставкой и внедрением технологического оборудования. При этом у «Перманента» раньше не было опыта работы в одной из областей автоматики. В результате сотрудничества оба партнера получили выгоду и новые большие возможности — дальневосточники расширили клиентскую сеть, а москвичи увеличили функционал производственных мощностей.
Успеть подать заявку
На реализацию муниципальной программы развития малого и среднего бизнеса предусмотрено более 13 млн руб., что на 2 млн руб. больше, чем в прошлом году.
Администрация города начала прием заявок от предпринимателей Хабаровска на получение субсидий. Подать документы можно до 31 марта включительно. Финансовая помощь на открытие своего дела для зарегистрированных субъектов МСП составляет 100 тыс. руб., на приобретение основных средств или оплату электроэнергии – до 200 тыс. руб. в одни руки.
А пополнить 25-тысячную армию самозанятых можно, получив субсидию в размере 50 тыс. руб . Процедура регистрации в качестве предпринимателей для этой категории происходит в упрощенном порядке. Все оформляется онлайн через приложение «Мой налог» или на сайте ФНС России.
В свою очередь социальный бизнес вправе рассчитывать на две субсидии по 150 тыс. руб. каждая – на ведение дела и обеспечение занятости отдельных категорий граждан. Речь идет о людях с ограниченными возможностями здоровья, пенсионерах, малоимущих, одиноких и многодетных родителях, выпускниках детдомов и т.д.
Также получить статус социального предпринимателя могут те, кто занимается содержанием частных детсадов и школ, организацией кружков, лагерей отдыха, предоставляет услуги дополнительного образования.
— Хочу обратить внимание, что предприниматель имеет право претендовать сразу на несколько видов поддержки, — объясняет заместитель начальника отдела управления экономического развития Анастасия Тарасова. — При этом пакет документов должен быть отдельным для каждой субсидии. Заявка подается один раз, но внести в нее изменения можно до 31 марта.
Информацию об условиях и порядке предоставления субсидий можно узнать на официальном сайте администрации Хабаровска khv27.ru (12+) в разделе «Бизнесу», либо по телефонам: 41-94-99, 40-91-27. Действует горячая линия 40-91-16.
В начале года инфляция в Хабаровском крае по-прежнему оставалась ниже, чем в общем по России.
А в январе она заметно замедлилась и составила 9,7% после 10,8% в декабре 2022-го. И это притом что показатель всего Дальневосточного федерального округа — 11,6%. Основной вклад внесла динамика цен на продукты питания, стабильность мебельного рынка и уменьшение стоимости авиабилетов.
В первый месяц года медленнее дорожали огурцы и быстрее дешевели помидоры. Причиной стало увеличение поставок овощей из Китая. Еще один немаловажный фактор — снижение цен на зерно в связи с рекордным урожаем. В результате в стране сократились издержки животноводов на корма и продолжили уменьшаться годовые темпы роста стоимости мясных продуктов.
Как это ни странно, но стабильные цены на мебель тоже повлияли на важнейший экономический показатель. Сказались сдержанная потребительская активность и сокращение затрат производителей на сырье на фоне расширения предложения пиломатериалов на внутреннем рынке из-за экспортных ограничений.
Замедлился и рост цен на авиабилеты, что затормозило ценовую динамику в сфере услуг. В целом, по прогнозу Банка России, в ближайшие месяцы годовая инфляция временно опустится ниже 4%. В базовом сценарии с учетом проводимой денежно-кредитной политики данный показатель составит 5—7% в 2023 году, вернется к 4% в 2024 году и будет находиться в этих пределах в дальнейшем.