Экономика
logo

Специальные выпуски

Экономика

Подготовили Андрей ВОЛОШЕНКО и Петр СОМОВ

От творчества к экономике

Места для жизни и работы, где производятся и потребляются культурные продукты, сделают столицу региона привлекательней для бизнеса.

О креативной экономике говорилось давно. Идея, что называется, «выстрелила» на прошедшем недавно экономическом форуме в Петербурге. Сегодня в отечественной творческой индустрии 35 направлений, в их числе IТ- технологии, архитектура, декоративное и изобразительное искусство, ремесла, кино и видеопроизводство, искусство и так далее.

Сила Востока

Креативное предпринимательство — это особая отрасль, основанная на интеллектуальной деятельности. Сегодня ее доля в ВВП страны всего от трех до пяти процентов, в ДФО — два процента, чуть выше данный показатель в краевой столице. Это официальные данные агентства стратегических инициатив, где искренне считают, что потенциал региона в этой области очень большой.

Как один из дальневосточных лидеров Хабаровский край решил стать анимационным локомотивом региона. Над этим проектом работают киностудия «Союзмультфильм» и правительство региона. И для начала необходимо сформировать среду для развития творческих направлений, в частности анимационного производства. Все предпосылки к этому есть.

Отметим, что создание креативного кластера предполагает и мастер-план Хабаровска. У города и края есть великолепные возможности по развитию перспективной индустрии. К примеру, работает киностудия «Мечталет». Ее работники — частые гости в детских коллективах. Только в прошлом году им удалось увлечь анимационными проектами около 700 человек.

Сегодня студия реализует свои замыслы не только на Дальнем Востоке, но и на рынке АТР. Компания совместно со студией «Союзмультфильм» регулярно продвигает творческую индустрию в регионе. Это грандиозная работа, связанная с организацией специальных классов для детей, освоением ими отраслевых профессий. Человека ведут с детства, а когда вырастет — помогут получить образование, затем работу.

Уникальная возможность

Сегодня ДФО связывает большие надежды с президентским фондом культурных инициатив. При его поддержке реализуется порядка 200 проектов на сумму 333 млн руб.

Эффективные, доступные меры для развития креативной индустрии в макрорегионе чрезвычайно важны. Это шанс для импортозамещения в IТ-сфере и на других, не менее важных направлениях.

Проблем много и одна из них — распыление сил. В Хабаровске немало инициативных предпринимателей, масса интересных проектов, но люди не всегда знают, куда с ними пойти. Помочь им сориентироваться, объединиться, выйти на международные рынки — вот сверхзадача, которую надо решать здесь и сейчас. А что касается государственной поддержки, то сегодня она нужна как воздух. Иначе нам просто не войти в огромную реку рынка АТР, объем которого по некоторым данным составляет 50 млрд долл.

К примеру, участники недавнего Восточного экономического форума во Владивостоке пришли к единому мнению — креативный сектор в ближайшее десятилетие станет одним из основных драйверов развития макрорегиона. Отмечалось, что эта индустрия на Дальнем Востоке работает в тесной связи с другими видами экономики.

Движитель будущего десятилетия

Специализирующиеся в этой отрасли компании приносят выручку порядка 11 трлн руб. в год. Это 4,21 процента валового регионального продукта. Близость развитых стран АТР дает Дальнему Востоку, обладающему большим потенциалом, уникальный шанс объединить усилия всех восточных регионов. Учиться есть у кого. Рынок креативной индустрии АТР превысил американский.

В Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики уверены, что и в этой сфере сработают испытанные инструменты повышения эффективности производства — льготы и субсидии производителям, создание инфраструктуры, привлечение инвестиций и кадров.

Итак, интерес к интеллектуальному бизнесу увеличивается. По данным ряда агентств, емкость мирового рынка в этой области составляет свыше 100 млрд долл. Рост обеспечивают социальные сети — как площадка для рекламодателей, производителя товаров и услуг, а также инвесторов. Специалисты едины во мнении: для развития креативной индустрии требуется гораздо меньше инфраструктурных инвестиций, чем для промышленной. При этом она быстрее дает эффект, влияет на повышение уровня жизни и даже способна снизить отток населения с Дальнего Востока.


Вкуснее итальянских

Вкуснее 3.jpg

Единственный на Дальнем Востоке производитель макарон приступил к выпуску лапши.

Предприятие может изготавливать до двенадцати наименований, при этом активным спросом пользуются восемь сортов. С производственной линии сходят как весовые макароны в больших бумажных мешках, так и в пакетах от 800 г до 5 кг. Самые популярные — спирали, перья, рожки. Чуть меньше востребованы вермишель и ригатоны.

— Начали работать в июне 2020 года, выпуская до шести тонн в месяц. Сейчас этот показатель вырос почти в двадцать раз, — рассказывает генеральный директор ООО «Дальневосточная продукция» Татьяна Ивачева. — Отечественная установка позволяет делать до 120 тонн изделий. Продукция реализуется не только в нашем регионе, но и в Амурской области, на Камчатке, в Якутии, Приморском крае.

Сырье поставляется в основном из Алтайского и Краснодарского краев, часть муки — из Новосибирска и Томска.

— Когда удается получить ее из Росрезерва, себестоимость макарон становится ниже, а так стараемся держать цены в установленных пределах, — сообщила Татьяна Анатольевна. — Большие затраты на упаковку. К сожалению, приходится заказывать пакеты и мешки в западных регионах, так как даже с доставкой их стоимость там значительно ниже, чем на Дальнем Востоке.

В Хабаровске макароны поставляются в детские сады, школы, армию, УФСИН, розничные торговые сети. В декабре прошлого года часть продукции отправлялась в зону проведения СВО.

Есть планы приобретения новой производственной линии. Но пока все упирается в средства.

— Мы хоть и относимся к сельскохозяйственным товаропроизводителям и вправе рассчитывать на льготное кредитование, но обороты по отчетности прошлых периодов пока не позволяют рассчитывать на необходимые нам 12 млн руб., — делится Татьяна Ивачева. — Сейчас снова пытаемся эту проблему решить. Рассматривали вопрос лизинга, но там речь идет минимум о 20 млн руб. — нам столько не надо.

В других вопросах компания активно пользуется мерами поддержки малого предпринимательства. Сейчас через центр «Мой бизнес» предприятие подало заявки на субсидирование рекламы на телевидении. Они уже одобрены. Идет подготовка к съемке материала. Кроме того, есть надежда на возмещение затрат по основным средствам и электроэнергии в рамках проекта администрации города по поддержке малого и среднего предпринимательства.


Витамины к витаминам

Витамины 3.jpg

На прилавках хабаровских магазинов в конце марта появился новый полезный продукт.

После ряда вирусных атак и пандемии Covid-19 остро встал вопрос укрепления иммунитета. Для этого используются различные методы,  один из них — витаминизация. Предприятие «Лесные продукты» при выпуске сиропов и десертов стала обогащать их аскорбиновой кислотой и витаминами группы В.

 — Начали с сиропов, которые уже поступают в розничную торговлю. Доработке подверглись два вида, — рассказывает директор компании «Лесные продукты» Евгений Хрустов. В черную смородину с облепихой добавляем около 30 процентов суточной нормы растворимого водой витамина С, а в шиповник с облепихой наряду с аскорбиновой идут пантотеновая кислота, пиридоксин, тиамин и никотинамид.

Существует рекомендуемый уровень их суточной потребности, на него и ориентировались  при разработке рецептуры. Все эти витамины легко усваиваются, влияют на нервную систему, повышают устойчивость организма к сезонным простудным заболеваниям и просто незаменимы во всех обменных процессах.

Подготовка запуска обновленной продукции заняла около полугода. При создании новинки специалисты компании ориентировались на дошкольников, школьников, людей, которые занимаются тяжелым физическим трудом.

На очереди десерты — желе на основе натуральных соков шиповника и облепихи. Технология для их витаминизации разработана  и опробована. Нужен еще месяц—полтора на согласование, формирование пакета документации, закупку сырья и упаковки.

— Необходимо было решить, какие витамины добавлять, чтобы при термической обработке они не разрушались и не теряли своих свойств. Увеличив полезность  продукта, мы должны были  сохранить его вкус, — вспоминает главный технолог предприятия Элла Пекина.  — Ведь в качестве сырья используются ягоды и концентрированные  соки  шиповника, облепихи, черники, голубики, черники, черной смородины.

Компания работает со всеми торговыми сетями на Дальнем Востоке, поставки идут даже в Магадан,  на Камчатку и Сахалин. Обычная, не витаминизированная продукция, по прямым контрактам поставляется в детские сады и школы Хабаровска. Скоро и там смогут попробовать новинки, так как все сиропы компании «Лесные продукты» включены в список рекомендуемых для этих учреждений. 



Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)