Специальные выпуски
Такие разные таланты
Впервые в истории фестиваля «Новые имена стран АТР» (6+) видеозаписи концертных номеров были представлены в гала-концерте наравне с живыми выступлениями и впечатлили зрителей не меньше.
Но многое остается неизменным — ребята, пришедшие в последний день фестиваля в Городской дворец культуры, знают, что они в числе лучших.
Скромное спокойствие
Лоск навели еще не все, но кое-кто уже при полном параде с родителями и педагогами в малом зале ждет начала вручения дипломов. Нарядная София Кальницкая из хабаровской ДМШ № 4 создает праздничное настроение, широко улыбается и жмет руку каждому знакомому.
— Знала, что здесь встретимся, ты хорошо выступил! — говорит она.
Как обычно, на закрытие «Новых имен» приходят семьями, свободных мест примерно треть. И от чего-то все удивительно спокойны.
Награды традиционно вручает художественный руководитель фестиваля Алексей Никитин.
— Мы очень рады, что несмотря ни на что фестиваль состоялся, — обращается он к участникам и гостям. — И пусть в этом году всего две номинации, а наши иностранные друзья не смогли приехать, они продемонстрировали действительно высокий уровень онлайн. И вы тоже заявили о себе громко и ярко!
Дипломы почти все принимают скромно: старшие ребята смущенно благодарят за признание, а малыши несмело берут в руки огромные для них букеты. А еще в этом году больше обычного наград за детей забирают педагоги: несмотря на потепление, многие ребята болеют.
Два «Новых имени»
После церемонии многие участники расходится по гримеркам готовиться к гала-концерту. Те, кто уже успел нарядиться, фотографируются с родителями и учителями. И здесь уже видны гордые улыбки.
Зрители собираются еще до первого звонка. Впереди самый волнительный момент — объявление обладателей Гран-при. Женю Голосова в номинации «Музыкальное исполнительство» и Алину Панасенко в изобразительном искусстве награждает начальник управления культуры администрации города Марина Стоякина.
— Отрадно, что каждый год уровень конкурсантов все выше, — отмечает она. — Мы видим, как много значат труд, упорство, поддержка и уверенность в своих силах. Но даже просто факт того, что вы занимаетесь творчеством — хороший фундамент для вашего будущего, станете вы музыкантами, певцами, художниками или выберете другой путь.
Рахманинов-батл
Гала-концерт открывает Миша Приходько. Ростом чуть больше собственной балалайки, он под аккомпанемент рояля отыгрывает свой номер безупречно, а его пальцы перемещаются по грифу так быстро и четко, что не верится, что ему всего восемь!
Пятнадцатилетнему Евгению Гран-при вручили вполне заслуженно. Он буквально сражает зал Токкатой и фугой ре-минор Бартона, исполненными на аккордеоне. По ощущениям на сцене целый орган! Зрители настолько впечатлены, что аплодируют ему в паузе, на что Женя только мотает головой: пожалуйста, не мешайте.
Академический вокал китаянки Чжан Мэнли, что исполняет арию Царицы ночи из оперы Моцарта «Волшебная флейта», повергает слушателей в шок: она снайперски точно попадает в самые высокие ноты партии, а на экране только самые внимательные видят, как она берет дыхание.
Кореянка Сон На Рин исполняет «Этюд-картину ми-бемоль-минор» Рахманинова. В видео заметно, что ставка сделана на технику. На самом узнаваемом приеме композитора — скрещивание рук на клавиатуре — она намеренно делает акцент. Хабаровчанка Таисия Коурова, выступающая с его же «Прелюдией соль-диез-минор», заметно волнуется. Конечно, переиграть На Рин очень сложно, но хабаровчанка берет зал утонченной и легкой манерой исполнения. А ее руки скрещиваются на клавиатуре так, будто она всегда это умела.
И в итоге у зрителей остается одно главное впечатление: как здорово, что все участники такие разные.
Когда Женя Голосов едет на краевую олимпиаду по физике, он обязательно берет с собой аккордеон.
— Ну а как иначе? Она длится не один день, а пропустить неделю занятий с инструментом не очень хорошо, — рассуждает девятиклассник. — Правда, я там не только упражняюсь. Нередко играю и что-нибудь для души. Частушки, например, или русскую народную музыку. Хотя и зарубежное тоже — у меня разный репертуар. Это все соседи по комнате: они просят, а я никак не могу им отказать…
Аккордеон в руки маленькому Жене дала мама. И он тогда понятия не имел, что ему в конце концов придется по душе.
— До моего первого класса мы жили на Красной Речке, а потом пришлось переехать в Князе-Волконское, — говорит он. — В музыкальной школе Хабаровского района были фортепиано и аккордеон. Мама решила, что второе лучше.
Сначала, вспоминает, было тяжело — как любому нормальному ребенку в серьезной музыкальной школе. А потом преподаватель записал его на первый конкурс.
— Я занял там какое-то место — уже не помню, второе или третье, — и понял, что мне нравится, — продолжает старшеклассник. — Ты чувствуешь то, что нельзя ощутить, занимаясь дома. Конечно, соревновательная часть приносит больше страха, но и больше счастья в момент награждения.
Затем в его жизни появились «Новые имена стран АТР».
— Участвую пятый год, четыре раза занимал призовые места. Сначала ничего не завоевал, на следующий год было второе место (я сильно ему радовался), а потом и первое. Тогда же мой педагог сказал, что если я получу Гран-при, это будет хорошо для музыкальной карьеры. И я начал стараться. Когда снова занял первое место, уже чуть-чуть расстроился, но стал заниматься еще усерднее. И получилось!
Еще усерднее — это вообще сколько?
— Два часа каждый день целый год, включая каникулы и выходные, — отвечает юный музыкант. — И это, считаю, немного. Обычно нужно 3—4 часа каждый день, не все ребята так могут. Учеба, опять же, экзамены…
Сейчас он, кстати, перед сложным выбором: уходить после девятого в музыкальный колледж или оставаться и потом поступать на IT-специалиста — Жене больше по душе точные науки, он увлекается программированием. И никакого противоречия не видит, как и его педагог Андрей Втюрин.
— Понимаете, для аккордеона очень важна точность, четкий ритм, динамика, — объясняет школьник. — Мне намекали, что технический склад ума в этом случае даже лучше.
Но когда представляешь себе типичного парня-компьютерщика, перед глазами возникает не тот, кто выступает с эмоциональной подачей и умеет удержать зал…
— Не хочу хвастаться, но я просто артистичный, — посмеивается Женя. — Вообще, по моему мнению, любой человек может быть многогранным. Родители растили меня как разностороннюю личность, так что я люблю точные науки, но мне нравится заниматься музыкой, и это нормально.
А пока он выбирает, за ним по пятам следует сестра, 12-летняя Света. В этом году она заняла на «Новых именах» первое место. И занимается, кстати, у того же педагога.
Роботы и лошади
На ее графических работах — изящные легкие музыканты, трогательные железные человечки, много небесно-голубого цвета и плавных линий. Никогда не подумаешь, что Алина Панасенко — фанатка ужастиков.
— Да, это так, я получаю от них свою дозу адреналина, — подтверждает девятиклассница из многопрофильного лицея. — Потому что сначала тебе страшно, а потом понимаешь, что ты в безопасности, дома, с друзьями, и тебя испугала какая-то совершенная мелочь. Психологи говорят, что это как раз хороший адреналин. Да и взрослые вокруг понимающие, никто не пытается заявить, что у меня что-то с головой.
Кстати, похоже, именно это увлечение подтолкнуло ученицу детской художественной школы (ее руководитель — молодой педагог Михаил Миронов) к серии рисунков, за которую она получила Гран-при «Новых имен». Пусть и косвенно.
— Понимаете, мне надоело, что в большинстве фильмов роботы непременно восстают, и случается что-то плохое, — говорит Алина. — Захотелось чего-то, знаете, милого, показать, что все может быть хорошо. Поэтому у меня роботы узнают, что такое музыка. Я подумала: что если бы они восхищались своими создателями и пытались постичь нашу человечность — то, что свойственно только нам?
А вот список любимых художников — тоже совсем не тот, которого ждешь, слушая про фантастику. Похоже, таких сюрпризов в девушке немало. Ван Гог, Да Винчи и Тулуз-Лотрек — сложные живописцы со сложными судьбами.
— Меня привлекает не только их манера, но и их биографии, — признается старшеклассница. — Хотя есть моменты, в которых им, конечно, подражать не хочется. Но мне интересно читать про события, которые проявили основные черты их характеров. Хочется постичь их психологию, их душу…
И хотя Ван Гогом она восхищается за выразительные мазки, а Да Винчи — за совершенство, ей пока ближе иллюстрация. Но она не исключает, что все может измениться.
— Сейчас я прохожу курс академического рисунка для поступления в колледж искусств. И если пойму, что реализм — это мое, возможно, уйду в портретный жанр. Или в диджитал — буду рисовать с помощью графического планшета.
В одном она уверена: пора сосредоточиться на том, что нравится, и это, безусловно, изобразительное искусство.
— Мои родители архитекторы, так что они тоже, можно сказать, связали с этим жизнь, — рассказывает Алина. — Кстати, когда я пошла в художественную школу, они даже не знали. То лето я проводила у бабушки, мы однажды просто увидели объявление о наборе. Я три месяца проходила на подготовительные курсы и только перед 1 сентября объявила: а знаете, у меня завтра вступительный экзамен. И они даже обрадовались, что я пошла по их стопам.
«Новые имена», по ее словам, дают нужный толчок, чтобы двигаться вперед. Но больше всего она гордится… третьим местом на своих первых соревнованиях по конному спорту.
— Представляете, я занималась меньше полугода и что-то получила! До сих пор не могу осознать, — с восторгом делится художница. — Так что поступить в колледж — моя, скажем так, железная мечта, к которой я стремлюсь. Но добиться успехов в конном спорте тоже было бы неплохо. И, может, даже купить собственную лошадь…
Говорим же, эта девушка полна сюрпризов.