Специальные выпуски
Треугольный пирожок и его родина
Секреты приготовления теста для самсы и выпекания лепешки нон раскрыл шеф-повар ресторана «Самарканд».
В минувшее воскресенье в рамках международного проекта «Кухня без границ» состоялся мастер-класс для детей по приготовлению национальных узбекских блюд.
Как рассказала автор проекта Татьяна Аршинова, он стал уже девятым. До этого все желающие могли познакомиться с особенностями не только кухни, но и культуры украинцев, корейцев, грузин и других народов, проживающих на территории Дальнего Востока.
— И вот сегодня нас принимает ресторан «Самарканд», названый в честь одного из самых древних узбекских городов. Шеф-повар заведения Гуломитддин Исламов согласился раскрыть свои профессиональные секреты, — объяснила Татьяна Сергеевна. — Уверена, что детям здесь понравится, ведь детали интерьера и посуда привезены непосредственно из Самарканда. Причем во время мастер-класса ребята не только научатся готовить национальные блюда, но и познакомятся с культурой, историей и традициями этой азиатской страны.
Лепешка вместо тарелки
В ресторан участники мероприятия входят немного стесняясь, но, нарядившись в брендированные фартуки и колпаки, сразу принимаются за дело. Вода, сухое молоко, мука и немного соли, и вот уже готово тесто для национальных лепешек, но прежде ему надо подойти. А пока есть время приготовить самсу с начинкой из мяса и лука.
У поваров Гульчехры и Фариды все получается быстро и красиво, а ребятне приходится повозиться, раскатывая тесто, выкладывая начинку и пытаясь превратить круг в треугольник. Тесто прилипает к рукам и рвется, на помощь самым маленьким приходят мамы. И не беда, что национальные узбекские пирожки получились чуть кособокие и неровные, зато сделаны своими руками. Дети старательно смазывают их взбитым яйцом и щедро посыпают кунжутом. Носы и щеки перепачканы мукой, но результат того стоит.
Самса готова, а значит, пора браться за нон. Пока участники мастер-класса превращают колобки в лепешки, Татьяна Сергеевна рассказывает о древнем городе Самарканде, о его достопримечательностях. А еще объясняет детям, что их лепешки будут выпекаться в специальной печи, которая называется тандыр. Форма же изделия — оно толстое по краям и тонкое посередине, объясняется тем — что нон часто использовали в качестве тарелки для плова. Но прежде специальным приспособлением — чакич — в центре наносится узор. Дети радостно выкрикивают, что получились цветочки, и по примеру учителей обильно посыпают лепешки кунжутом.
Сначала сладости, а потом суп
Изделия отправляются в печь, а юные кулинары — на знакомство с национальной одеждой. Они узнают, что халаты в Узбекистане носят не только женщины, но и мужчины. Причем, в отличие от нас, у них это одежда на выход, есть даже праздничные, например свадебные. А вышивка на тюбетейке может многое рассказать о хозяине или хозяйке. Дети с удовольствием примеряют расшитые узорами халаты и национальные головные уборы. Да и мамы охотно принаряжаются и делают фотографии.
— А вы знает, что чаепитие в Узбекистане может продолжаться несколько часов, причем чай в пиалу гостя наливают небольшими порциями, чтобы он попросил добавки и посидел подольше, — продолжает Татьяна Аршинова, когда ребятня удобно устраивается за столом.
Работник ресторана приносит чайник, пиалы и показывает, как правильно их держать, чтобы не обжечься. А Татьяна Сергеевна добавляет, что сладости узбеки всегда подают перед основным кушаньем. То есть сначала пастила и орехи, а потом суп.
— Вот повезло! — восхищенно произносит один из ребят. — Надо маме рассказать.
По залу разливается аромат выпечки, самса и лепешки готовы. Дети с аппетитом съедают все: сами же готовили.
— Мне очень понравилось, — делится Надежда, мама Таисии и Марии, которые с удовольствием допивают душистый чай. — Такие мероприятия позволяют детям понять, какой мир большой и интересный, как много им еще предстоит увидеть и узнать. Это расширяет их кругозор, знакомит с элементами культуры представителей других национальностей, воспитывает уважительное и толерантное отношение к людям с другим цветом кожи, разговаривающим на другом языке. Надеюсь, девочки остались довольны и захотят посетить следующий мастер-класс.
Мы не разные, мы — уникальные
Более 30 видеороликов из Хабаровска, Крыма, Борисоглебска, а также из городов и поселков Хабаровского края поступило на краевой национальный фестиваль фото и видео «25 кадр».
Этот конкурс социальной рекламы проходит уже не первый год, но впервые в его названии появилось слово национальный и номинации зазвучали чуть иначе.
Как рассказал один из организаторов, директор ЦПВ «Взлет» Олег Безгодов, фестиваль проводится с целью этнокультурного развития и сохранения самобытности многонационального народа России путем снижения уровня этнической ксенофобии, мигрантофобии, формирования культуры межнационального общения. А в числе его задач, наряду с обеспечением межнационального и межрелигиозного мира и согласия и повышением уровня социальной ответственности гостей и участников фестиваля, их обучение в и популяризация социальной видеорекламы.
— Мы определили три возрастные группы (номинации) и в каждой выбрали победителей, — добавил Олег Борисович. — А темы предложили четыре. Это «Дружба народов», «Подвиг народа», «Тернистый путь» (истории успеха людей разных национальностей) и «Мы не разные, мы — уникальные» (о самых интересных и уникальных особенностях разных национальностей).
Больше всего заявок поступило в первой номинации, которая объединяет учащихся школ, лицеев, техникумов, воспитанников детских садов, временные коллективы. Они представили на фестиваль 17 работ, правда, их заинтересовали только три темы. Самой популярной стала «Подвиг народа», что вполне объяснимо в год 75-летия победы в Великой Отечественной войне, а вот о тернистом пути своих земляков никто рассказывать не захотел. На втором месте участники старше 36 лет, которые представили 12 видеороликов, половина — на тему «Мы не разные, мы — уникальные». Студенты и работающая молодежь в возрасте от 18 до 35 лет подготовили четыре ролика, три из которых посвятили дружбе народов.
Такой же сильный, как Амур
Самой запоминающейся стала работа воспитанников мультстудии «Жажда творчества», которая создана на базе библиотеки Нижнетамбовского поселения. Она получила максимальные баллы фестиваля. Свой видеоролик ребята посвятили герою нанайского народа Максиму Пассару, которому посмертно присвоено звание Героя России. Рассказ о детстве и юности Максима проиллюстрировали фотографиями, а про его военные подвиги сделали мультфильм с пластилиновыми персонажами.
«Мой Амур — большая река, очень сердитый он в бурю. Пусть наша ненависть к врагам будет такой же, как сердитый Амур», — писал Максим в своем дневнике. Хороший охотник, на фронте он стал отличным снайпером, на счету которого 380 убитых фашистов. Фронтовые газеты рассказывали о его подвигах, а немцы объявили награду за его голову. Максим Пассар погиб под Сталинградом, и только в 2010 году указом президента РФ ему присвоено звание Героя России.
Всего на три балла меньше получил ролик из города Борисоглебска Воронежской области. Он о тех, кто пропал без вести, чья судьба неизвестна до сих пор. Но эти неназванные герои сражались за свою страну, за своих жен и детей. А в основу работы школьники положили фронтовое письмо, адресованное солдатом любимой жене Татьяне и детям. Семья солдата его так и не получила, как и похоронку, потому что он пропал без вести.
Не потеряй уважения к себе
На третьем месте в первой номинации довольно короткий, но наполненный глубоким смыслом ролик под названием «Одна рАса — человеческая». Его авторы, четвероклассники школы № 7 г. Амурска, считают, что люди разных национальностей порой обижают друг друга, загоняя обидные слова в душу, как гвозди в доску. После они могут примириться, извиниться, то есть вытащить эти гвозди, но следы останутся навсегда. Ролик заканчивается, а ты продолжаешь размышлять о том, как не оставить в душах таких дыр.
Во второй номинации, где на вечные темы рассуждали студенты и работающая молодежь, самое большое количество баллов у ролика «Подвиг» библиотеки им. Н. Островского из Города юности. Его авторы озвучили высказывания о войне известных людей. Они из разных стран и времен, но общее в их словах то, что война никого не делает счастливым и богатым, она несет только боль, разрушения и горе. Второе и третье места в этой номинации у творческого коллектива молодежной Ассамблеи народов Хабаровского края. Работа под названием «Ксенофобия» заставляет задуматься о том, как порой наше отношение к человеку зависит от его национальности. Ее авторы усиливают это восприятие, заявляя, что, унижая достоинство людей других национальностей, мы теряем уважение к себе.
В третьей номинации (возраст 36 лет и старше) в лидерах ролик, построенный на стихотворении Анны Ходжер. Поэтические строки она сопроводила иллюстрациями из жизни нанайцев, которых называет внуками дедушки Амура. И, обращаясь ко всем, призывает никогда не забывать о том, где и кем они рождены. Второй сюжет на эту же тему под названием «Не разные» пришел из города Бикина, в котором проживают представители многих коренных народов. А героиня ролика рассказывает о своей народности, которая называется ульчи или нани (в переводе обозначает земной человек). Шаманы и медвежьи праздники, тотемы и культ духов — все это осталось в воспоминаниях предков, и нам предстоит к этому вернуться и осознать важность пути назад.
Сегодня состоится награждение победителей и номинантов фестиваля. А лучшие ролики можно будет увидеть в социальных сетях центра «Взлет» и Дальневосточной научной государственной библиотеки. А чуть позже — и на одном из телеканалов Хабаровска.