Городское хозяйство
logo

Специальные выпуски

Городское хозяйство

Подготовила Анастасия ШУБИНА, фото автора.

Пластика дорожного лица

Участок канализационного коллектора на Морозова П.Л. укрепляют при помощи современных технологий.

Работы на объекте ведутся уже третью неделю, в ходе реконструкции восстанавливают поврежденные сети протяженностью 12 метров. Асфальт в границах улицы Кубяка и переулка Инского провалился еще в августе. Тогда участок, который обслуживает весь Индустриальный район, сразу огородили забором. Дыру в дороге залатали, но проблему надо было решать кардинально.

Вода ушла, трубы просели

Конечно, у хабаровчан возник резонный вопрос: как так вышло? Ведь в прошлом году там велись ремонтные работы и на несколько месяцев перекрывали проезжую часть. А тут снова провал.

— Дело в том, что одна из самых оживленных трасс краевого центра проходит вдоль Амура, поэтому почва под ней сильно подвержена влиянию уровня воды, — объяснил начальник цеха водоотведения МУП г. Хабаровска «Водоканал» Андрей Стрельников. — В месте, где в прошлом году подрядная организация укладывала новый трубопровод, в августе 2024-го дорога частично обрушилась. Когда река поднялась до неблагоприятных отметок, пространство, где пролегает коллектор, оказалось затопленным, а как только вода ушла, то вымыла из-под труб и часть грунта. В результате они просели.

По словам специалистов, этот участок им приходилось обследовать дважды в день. Летом, когда Амур начал снижаться, контроль усилили. Такие меры позволили оперативно обнаружить проблему. Поврежденный отрезок огородили, но к ремонту смогли приступить только после спада уровня воды.

— Следующий шаг, который решили предпринять, — укрепление грунта под дорогой, — продолжил рассказ Андрей Юрьевич. — Но знали, что делать это необходимо без раскопок и долговременного перекрытия одной из загруженных автодорог, чтобы не создавать в городе транспортный коллапс. Кроме того, в таком случае пришлось бы перегораживать и часть трубопровода, менять схему водоотведения, сбрасывая стоки в Амур, что грозило предприятию многомиллионными штрафами.

Крепость бетонного «ботокса»

Решили использовать современную технологию инъектирования, чем-то похожую на пластику лица. Как объяснили специалисты компании-подрядчика, на глубину десять метров при помощи бурильной установки делаются микроскважины, а потом в них под давлением подается бетон. Он заполняет все полости, создавая тем самым надежную скальную «подушку» и укрепляя грунт. Это предотвратит дальнейшую просадку дороги.

— На данный момент по направлению к центру движение организовано по двум полосам с небольшим ограничением скорости до 40 км/ч, — сообщил и.о. начальника городского управления энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций администрации Хабаровска Евгений Терлеев. — Важно, что нам удалось найти такое оптимальное решение, предварительно вместе с научным сообществом провели анализ, который показал, что лучше всего применить на данном участке метод инъектирования.

Для эффективного укрепления грунта рядом с канализационным трубопроводом потребуется сделать 150 бетонных инъекций. Подрядная организация уже сделала в дороге несколько десятков проколов. До середины ноября подрядчик должен завершить укрепление грунта и уйти с участка.

Протяженность канализационного коллектора на улице Морозова П.Л. три километра. В прошлом году «Водоканал» заменил всего один аварийный участок и подключил его к старой трассе. Только вот есть вероятность, что при следующем подъеме уровня Амура дорога там снова может просесть, но уже в другом месте.

С последствиями паводка специалисты борются регулярно. Так, в 2021 году подземные воды реки вымыли коллектор на участке в границах переулков Спортивного и Инского. Тогда ремонтом занимались больше года, для этого даже построили временную систему водоотведения.

— По-хорошему весь старый коллектор под трассой на Павла Морозова нужно менять, — заключил Андрей Стрельников. — Но такие меры требуют колоссальных затрат, поэтому работы планируют вести поэтапно.

На следующий год в инвестиционную программу предприятия заложено проектирование оставшегося участка, который также находится под дорогой. Только после подготовки сметной документации станет понятно, сколько на реконструкцию необходимо средств и как ее проводить.


В меню только трубы

DSC_2222.JPG

Мастер по ремонту турбинного оборудования Артем Харьков — настоящий ас в своем деле.

В компании, которая занимается обслуживанием городской ТЭЦ-3, мужчина трудится уже более 10 лет. Ради рабочей профессии даже ушел из сферы общественного питания, но ни разу об этом не пожалел.

Рабочие в почете — в домах тепло

Турбинный цех, где теперь трудится мастер Харьков, напоминает его бывший, кондитерский, только тем, что здесь также бывает жарко. Однако размеры самого помещения и работающих здесь машин просто потрясают: пока добираемся до основного рабочего места нашего героя, приходится подниматься на высоту метров сто по нескольким металлическим лестницам. Они хотя и прочные, но для неподготовленного человека кажутся ненадежными.

— Мы так раз по десять туда-сюда за день бегаем, зато какая физподготовка хорошая, — комментирует мою одышку Артем. — Главное в нашем деле — не терять бдительности и не расслабляться.

На месте перед глазами предстает огромная труба, похожая на анаконду из фильма ужасов, свернувшуюся в несколько раз. В конструкциях, напоминающих вагончики, размещены компрессоры, насосы, водоподогреватели и еще много разных устройств, которые приводят в движение одну большую машину, дающую горожанам тепло и горячую воду. И все они колоссальных размеров.

— На самом деле, если разбираешься в механизмах, умеешь читать схемы, величина оборудования уже не имеет значения, просто на обслуживание требуется больше человеческих ресурсов и времени, — объясняет молодой мастер. — Но конечно, как и везде, эффективность результатов напрямую зависит от слаженности работы всего коллектива.

Знатоки сложных устройств

Несколько месяцев, с мая по октябрь, более ста человек были задействованы в работах по капитальному ремонту турбин, генератора, вырабатывающего электроэнергию.

— Мы полностью вскрывали агрегаты, меняли изоляцию, маслопроводы, воздухоохладительные системы, — говорит Артем. — Очень трудоемким получился процесс замены трубок подачи пара, всего пришлось установить больше 7 тысяч изделий длиной 9 метров.

Благодаря таким грамотным специалистам обеспечивается бесперебойное функционирование сложных технических устройств. Артем Харьков прошел путь от слесаря второго разряда до мастера. Всегда вникал в специфику производства, тянулся к освоению тонкостей профессии.

— На первых порах мне помогали старшие наставники, всегда подсказывали, если что-то не получалось, — рассказывает парень. — Потом пошел учиться в Центр подготовки персонала «ДГК», а в этом году заочно оканчиваю Хабаровский технический колледж. Сейчас, когда стал мастером, координирую работу слесарей, изолировщиков, ремонтников арматуры, генераторщиков и других специалистов. Порой, если рук не хватает, и сам беру инструмент и включаюсь в общее дело.

Даже когда завершается основная ремонтная кампания, работникам всегда есть чем заняться, механизмы так устроены, что какие-то детали выходят из строя. В случае нештатной ситуации и в выходные, и в праздники срочно устраняют неполадки.

— Иногда в командировки выезжаем во Владивосток, в Благовещенск, если где-то случается крупная авария и коллегам требуется помощь, — отмечает Артем. — А сейчас еще готовим один энергоблок к переводу с угля на газ. Тоже приходится попотеть, ведь на голубом топливе он должен заработать уже в следующем году.

То, что оборудование работает на угле, негативно влияет на производственный процесс, поскольку в некоторых цехах станции время от времени скапливается пыль.

— К тому же оборудование на энергоблоке устарело, поэтому руководством принято решение провести его модернизацию, — отметил начальник участка по ремонту парогазотурбинного оборудования Александр Сибаров. — Сегодня здесь ведутся масштабные работы, люди трудятся в две смены.

В сроки укладываются во многом благодаря тому, что почти все детали и конструкции изготавливаются на собственном заводе Хабаровской ремонтно-монтажной компании. Сотни тонн металлических изделий уже отгружено и установлено на объекте силами таких грамотных специалистов, как Артем Харьков.   


Материалы задержались в пути

Павленко горхоз.JPG

Реконструкция пешеходного перехода на остановке «Павленко» на завершающем этапе.

На обновление подземки из городского бюджета выделено 13 млн руб. Однако сдача объекта пройдет позже намеченного.

— Мы контролируем процесс капитального ремонта, и за сорванные сроки подрядная организация обязательно понесет ответственность, — отметил мэр Хабаровска Сергей Кравчук. — Совсем скоро хабаровчане смогут оценить обновленный переход. Надеемся, что труды рабочих не пропадут даром и впредь ни у кого не возникнет желания совершать вандальные действия.

На данный момент помещения подземки окрашены изнутри и снаружи, восстановлены ступени и переложена плитка на входных группах, а также окрашены металлоконструкции кровли и идет ее монтаж. После этого другой подрядчик восстановит освещение с дополнительными светильниками и разместит камеры видеонаблюдения, подключенные к системе «Безопасный город».

— Планировали завершить работы к концу октября, но из-за несвоевременной поставки поликарбоната для крыши выбились из графика, — прокомментировал ситуацию заместитель начальника отдела благоустройства городского управления дорог и внешнего благоустройства Александр Рыкунов. — Сегодня материалы доставлены, и подрядчик приступил к монтажу кровли. Объект планируем сдать 11 ноября.

Напомним, что ранее жители города предложили в переходе остановки «Павленко» нанести на стены патриотические граффити. Ко Дню Победы в 2025 году художники краевой столицы украсят объект яркими рисунками.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)