Специальные выпуски
Пластика дорожного лица
Участок канализационного коллектора на Морозова П.Л. укрепляют при помощи современных технологий.
Работы на объекте ведутся уже третью неделю, в ходе реконструкции восстанавливают поврежденные сети протяженностью 12 метров. Асфальт в границах улицы Кубяка и переулка Инского провалился еще в августе. Тогда участок, который обслуживает весь Индустриальный район, сразу огородили забором. Дыру в дороге залатали, но проблему надо было решать кардинально.
Вода ушла, трубы просели
Конечно, у хабаровчан возник резонный вопрос: как так вышло? Ведь в прошлом году там велись ремонтные работы и на несколько месяцев перекрывали проезжую часть. А тут снова провал.
— Дело в том, что одна из самых оживленных трасс краевого центра проходит вдоль Амура, поэтому почва под ней сильно подвержена влиянию уровня воды, — объяснил начальник цеха водоотведения МУП г. Хабаровска «Водоканал» Андрей Стрельников. — В месте, где в прошлом году подрядная организация укладывала новый трубопровод, в августе 2024-го дорога частично обрушилась. Когда река поднялась до неблагоприятных отметок, пространство, где пролегает коллектор, оказалось затопленным, а как только вода ушла, то вымыла из-под труб и часть грунта. В результате они просели.
По словам специалистов, этот участок им приходилось обследовать дважды в день. Летом, когда Амур начал снижаться, контроль усилили. Такие меры позволили оперативно обнаружить проблему. Поврежденный отрезок огородили, но к ремонту смогли приступить только после спада уровня воды.
— Следующий шаг, который решили предпринять, — укрепление грунта под дорогой, — продолжил рассказ Андрей Юрьевич. — Но знали, что делать это необходимо без раскопок и долговременного перекрытия одной из загруженных автодорог, чтобы не создавать в городе транспортный коллапс. Кроме того, в таком случае пришлось бы перегораживать и часть трубопровода, менять схему водоотведения, сбрасывая стоки в Амур, что грозило предприятию многомиллионными штрафами.
Крепость бетонного «ботокса»
Решили использовать современную технологию инъектирования, чем-то похожую на пластику лица. Как объяснили специалисты компании-подрядчика, на глубину десять метров при помощи бурильной установки делаются микроскважины, а потом в них под давлением подается бетон. Он заполняет все полости, создавая тем самым надежную скальную «подушку» и укрепляя грунт. Это предотвратит дальнейшую просадку дороги.
— На данный момент по направлению к центру движение организовано по двум полосам с небольшим ограничением скорости до 40 км/ч, — сообщил и.о. начальника городского управления энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций администрации Хабаровска Евгений Терлеев. — Важно, что нам удалось найти такое оптимальное решение, предварительно вместе с научным сообществом провели анализ, который показал, что лучше всего применить на данном участке метод инъектирования.
Для эффективного укрепления грунта рядом с канализационным трубопроводом потребуется сделать 150 бетонных инъекций. Подрядная организация уже сделала в дороге несколько десятков проколов. До середины ноября подрядчик должен завершить укрепление грунта и уйти с участка.
Протяженность канализационного коллектора на улице Морозова П.Л. три километра. В прошлом году «Водоканал» заменил всего один аварийный участок и подключил его к старой трассе. Только вот есть вероятность, что при следующем подъеме уровня Амура дорога там снова может просесть, но уже в другом месте.
С последствиями паводка специалисты борются регулярно. Так, в 2021 году подземные воды реки вымыли коллектор на участке в границах переулков Спортивного и Инского. Тогда ремонтом занимались больше года, для этого даже построили временную систему водоотведения.
— По-хорошему весь старый коллектор под трассой на Павла Морозова нужно менять, — заключил Андрей Стрельников. — Но такие меры требуют колоссальных затрат, поэтому работы планируют вести поэтапно.
На следующий год в инвестиционную программу предприятия заложено проектирование оставшегося участка, который также находится под дорогой. Только после подготовки сметной документации станет понятно, сколько на реконструкцию необходимо средств и как ее проводить.
В меню только трубы
Мастер по ремонту турбинного оборудования Артем Харьков — настоящий ас в своем деле.
В компании, которая занимается обслуживанием городской ТЭЦ-3, мужчина трудится уже более 10 лет. Ради рабочей профессии даже ушел из сферы общественного питания, но ни разу об этом не пожалел.
Рабочие в почете — в домах тепло
Турбинный цех, где теперь трудится мастер Харьков, напоминает его бывший, кондитерский, только тем, что здесь также бывает жарко. Однако размеры самого помещения и работающих здесь машин просто потрясают: пока добираемся до основного рабочего места нашего героя, приходится подниматься на высоту метров сто по нескольким металлическим лестницам. Они хотя и прочные, но для неподготовленного человека кажутся ненадежными.
— Мы так раз по десять туда-сюда за день бегаем, зато какая физподготовка хорошая, — комментирует мою одышку Артем. — Главное в нашем деле — не терять бдительности и не расслабляться.
На месте перед глазами предстает огромная труба, похожая на анаконду из фильма ужасов, свернувшуюся в несколько раз. В конструкциях, напоминающих вагончики, размещены компрессоры, насосы, водоподогреватели и еще много разных устройств, которые приводят в движение одну большую машину, дающую горожанам тепло и горячую воду. И все они колоссальных размеров.
— На самом деле, если разбираешься в механизмах, умеешь читать схемы, величина оборудования уже не имеет значения, просто на обслуживание требуется больше человеческих ресурсов и времени, — объясняет молодой мастер. — Но конечно, как и везде, эффективность результатов напрямую зависит от слаженности работы всего коллектива.
Знатоки сложных устройств
Несколько месяцев, с мая по октябрь, более ста человек были задействованы в работах по капитальному ремонту турбин, генератора, вырабатывающего электроэнергию.
— Мы полностью вскрывали агрегаты, меняли изоляцию, маслопроводы, воздухоохладительные системы, — говорит Артем. — Очень трудоемким получился процесс замены трубок подачи пара, всего пришлось установить больше 7 тысяч изделий длиной 9 метров.
Благодаря таким грамотным специалистам обеспечивается бесперебойное функционирование сложных технических устройств. Артем Харьков прошел путь от слесаря второго разряда до мастера. Всегда вникал в специфику производства, тянулся к освоению тонкостей профессии.
— На первых порах мне помогали старшие наставники, всегда подсказывали, если что-то не получалось, — рассказывает парень. — Потом пошел учиться в Центр подготовки персонала «ДГК», а в этом году заочно оканчиваю Хабаровский технический колледж. Сейчас, когда стал мастером, координирую работу слесарей, изолировщиков, ремонтников арматуры, генераторщиков и других специалистов. Порой, если рук не хватает, и сам беру инструмент и включаюсь в общее дело.
Даже когда завершается основная ремонтная кампания, работникам всегда есть чем заняться, механизмы так устроены, что какие-то детали выходят из строя. В случае нештатной ситуации и в выходные, и в праздники срочно устраняют неполадки.
— Иногда в командировки выезжаем во Владивосток, в Благовещенск, если где-то случается крупная авария и коллегам требуется помощь, — отмечает Артем. — А сейчас еще готовим один энергоблок к переводу с угля на газ. Тоже приходится попотеть, ведь на голубом топливе он должен заработать уже в следующем году.
То, что оборудование работает на угле, негативно влияет на производственный процесс, поскольку в некоторых цехах станции время от времени скапливается пыль.
— К тому же оборудование на энергоблоке устарело, поэтому руководством принято решение провести его модернизацию, — отметил начальник участка по ремонту парогазотурбинного оборудования Александр Сибаров. — Сегодня здесь ведутся масштабные работы, люди трудятся в две смены.
В сроки укладываются во многом благодаря тому, что почти все детали и конструкции изготавливаются на собственном заводе Хабаровской ремонтно-монтажной компании. Сотни тонн металлических изделий уже отгружено и установлено на объекте силами таких грамотных специалистов, как Артем Харьков.
Материалы задержались в пути
Реконструкция пешеходного перехода на остановке «Павленко» на завершающем этапе.
На обновление подземки из городского бюджета выделено 13 млн руб. Однако сдача объекта пройдет позже намеченного.
— Мы контролируем процесс капитального ремонта, и за сорванные сроки подрядная организация обязательно понесет ответственность, — отметил мэр Хабаровска Сергей Кравчук. — Совсем скоро хабаровчане смогут оценить обновленный переход. Надеемся, что труды рабочих не пропадут даром и впредь ни у кого не возникнет желания совершать вандальные действия.
На данный момент помещения подземки окрашены изнутри и снаружи, восстановлены ступени и переложена плитка на входных группах, а также окрашены металлоконструкции кровли и идет ее монтаж. После этого другой подрядчик восстановит освещение с дополнительными светильниками и разместит камеры видеонаблюдения, подключенные к системе «Безопасный город».
— Планировали завершить работы к концу октября, но из-за несвоевременной поставки поликарбоната для крыши выбились из графика, — прокомментировал ситуацию заместитель начальника отдела благоустройства городского управления дорог и внешнего благоустройства Александр Рыкунов. — Сегодня материалы доставлены, и подрядчик приступил к монтажу кровли. Объект планируем сдать 11 ноября.
Напомним, что ранее жители города предложили в переходе остановки «Павленко» нанести на стены патриотические граффити. Ко Дню Победы в 2025 году художники краевой столицы украсят объект яркими рисунками.