Специальные выпуски
На смену углю приходит газ
Завершается первый этап строительства станции ТЭЦ-4 в краевом центре.
На объекте работа кипит круглые сутки: здесь трудятся почти тысяча человек и задействовано более 150 единиц техники. Несколько осложняет задачу то, что работы ведутся на действующей ТЭЦ-1, но подрядчики с этим справляются.
Первый запуск не за горами
Вся стройка разбита на несколько участков, на одном заканчивают монтаж газовой котельной, где размещены шесть энергоблоков, на другом — комплекс хозяйства резервного топлива.
— Основным источником энергообеспечения будет природный газ, и полностью откажемся от угля, на котором сейчас работает старая станция, однако предусматриваем и дополнительный — дизтопливо, — рассказал директор Дальневосточного филиала АО УК «Гидро ОГК» Евгений Кухтин. — Для этого в хозблоке разместили четыре бака объемом 10 тыс. куб. м каждый.
Сегодня уже построены баки аккумуляторы горячей воды, насосные и очистные сооружения, до конца декабря подрядчики планируют завершить возведение комплексов теплофикационной установки и газового хозяйства. Также в этом году запустят первый газовый котел, подключив его к системам работающей ТЭЦ-1.
У нас все свое
— Эта станция была построена еще в 1936 году, и, естественно, ее оборудование настолько устарело, что содержать его стало проблематично, а главное, дорого, поскольку некоторые комплектующие уже просто не выпускаются в современной промышленности, — отметил и.о. министра энергетики Хабаровского края Герман Тютюков. — О строительстве нового объекта энергообеспечения задумались в 2015 году, а в 2019-м оно стартовало. Однако процесс приостановили из-за санкционных ограничений, введенных иностранными компаниями, у которых собирались закупать оборудование. Проект переработали и предусмотрели исключительно отечественное оснащение.
Сейчас заключено несколько соглашений на поставку специализированного оборудования — паровых котлов, газовых и паровых турбин. Их изготовят на заводе имени Орджоникидзе (г. Подольск), АО «Силовые машины (г. Санкт-Петербург) и Уральском турбинном заводе. Немало конструкций и деталей закупается у местных производителей.
Хватит даже соседям
На каждом участке строительного объекта ведутся разные работы. Там, где возведут главный корпус станции, только готовится основание — копают котлован, вывозят лишний грунт. А вот здания котельной и теплофикационного пункта уже почти готовы. На высоте в несколько сотен метров тоже трудятся люди, снизу больше похожие муравьев — такие же маленькие.
— Что они делают так высоко? — поинтересовались у рабочего, который цеплял металлический трос за бетонную конструкцию.
— В основном выполняют мелкие доработки — подкручивают или подваривают какие-то детали, — объяснил электромонтажник Владимир Березовский. — Мы тоже часто трудимся наверху, для этого имеем спецдопуск. Сейчас, к примеру, собираем трассу для прокладки основных силовых кабелей, по которым пойдет электричество.
Когда этот масштабный объект сдадут в 2027 году, его мощности позволят обеспечить теплом и электричеством как минимум половину потребителей Хабаровска и, как уверяют специалисты, даже на соседние регионы хватит.
— Строительство ТЭЦ-4 — знаковое событие для развития города, — подчеркнул мэр Хабаровска Сергей Кравчук. — Этот энергетический объект обеспечит теплом и электричеством не только жителей, но и многие социальные объекты.
Мешки не в тренде
Новые правила вывоза ТКО из частного сектора утвердили в регионе.
Изменения касаются вывоза мусора так называемым бестарным методом — в пакетах. Документ утвержден губернатором края Дмитрием Демешиным.
— Теперь запрещается складировать бытовые и крупногабаритные отходы на земле за пределами контейнерных и специальных площадок, — разъяснили в министерстве жилищно-коммунального хозяйства края. — То есть нельзя оставлять собранный мусор за забором или выставлять на дорогу.
Как отмечают в управлении Роспотребнадзора, бестарный метод сбора и вывоз ТКО допускается только в местах, где нет возможности организовать контейнерные площадки. Согласно новым правилам, факт невозможности организации площадки должен быть подтвержден актом, выданным специальной комиссией. В таких местах регоператор обязан вывозить мусор по утвержденному графику.
Новых правил должны придерживаться все госорганы, представители местного самоуправления, юрлица и индивидуальные предприниматели, общественные объединения, должностные лица и обычные граждане.
В регионе продолжается оборудование контейнерных площадок в частном секторе. В Хабаровске обустроено 213 новых мест складирования, на эти цели в прошлом году правительство края выделило администрации города 30 млн руб. Еще 80 площадок появятся в ближайшее время.
Каждый день мы стоим на автобусных остановках, вокруг порядок, урны пустые. Но немногие задаются вопросом — кто же убирает эти общественные объекты?
«Хабаровские вести» выяснили, что такую важную и, главное, нужную работу выполняют городские дорожные предприятия. У каждого из муниципальных учреждений — «Восток», «Север» и «Южное» — в сфере уборки общественных территорий есть свои зоны ответственности.
— Мы обслуживаем Железнодорожный район, — рассказывает заместитель директора МБУ «Восток» Павел Колтунов. — Помимо остановок, рабочие убирают скверы, надземные и подземные пешеходные переходы, освобождают от посторонних предметов проезжую часть, к примеру, после ДТП, также огораживают места провалов и глубоких ям на дорогах. В общем, круг обязанностей довольно широкий.
Чтобы воочию увидеть, как идет этот процесс и включиться в него, журналист отправилась в рейс вместе с бригадой благоустройства МБУ «Восток».
Вместо смокинга спецодежда
К слову сказать, состав экипажа по уборке остановок оказался немногочисленным: всего два человека — водитель и дорожный рабочий. Втроем мы еле уместились в небольшой кабине грузовой «Газели», которую на предприятии солидно называют мусоровозом.
— Ни много, ни мало, а до двух тонн техника везет, — говорит водитель и по совместительству дорожный рабочий Евгений Щагин — Как правило, в холодное время года кузов набивается мешками до отказа за неделю, летом, бывает, и чаще приходится его освобождать.
В машине обращаю внимание на бумагу с перечнем названий улиц — это маршрутный лист, в котором указано, какие остановки предстоит убрать. Всего их насчитываю около ста, протяженность маршрута 26 км.
— Да путевка для порядка выписывается, все свои объекты знаем наперечет, — улыбается Евгений. — Я уже больше двадцати лет в профессии, пришел на практику во время учебы в 28-й «фазанке», да так и прикипел к предприятию, к своему делу. Хотя есть корочки автослесаря, тракториста, но работа меня устраивает, поэтому и не пытаю счастья на другом поприще.
В отличие от водителя дорожный рабочий Сергей (фамилию назвать поскромничал), прежде чем 15 лет посвятить этому занятию, много где пробовал свои силы, даже смокинг носил, когда в казино в качестве крупье руководил игрой. Но развлекательные заведения в Хабаровске закрылись, а жить на что-то надо было, так и сменил лощеный костюм на спецодежду.
У бескультурья нет возраста
Теперь его трудовой день начинается в шесть утра. При себе всегда необходимый инвентарь — метла, лопата (если снег выпадает), а еще шпатель и разбрызгиватель.
— Для чего нужны последние предметы? — удивляюсь я.
— Авторский лайфхак, — объясняет Сергей. — При помощи пульверизатора смачиваем водой рекламные листовки, которые приклеивают на павильоны и даже урны, а когда размокнут, шпателем их удаляем. Это тоже входит в наши обязанности.
Проехав пять-шесть остановок от «Пограничного института» в сторону Северного микрорайона, замечаю, что не везде много мусора, где-то урны полупустые.
— От чего зависит уровень чистоты в том или ином месте? — интересуюсь у опытных работников.
— От культуры поведения жителей, — не задумываясь, отвечает Евгений. — Однажды прямо при нас две бабульки бросили в урну два пакета с бытовыми отходами. На замечание ответили вопросом, который просто поставил в тупик: «Предлагаете нам за пятьсот метров к контейнерам идти?». Вот и получается, что мусорят все, независимо от возраста и социального статуса.
По словам дорожных рабочих, как правило, грязно там, где поблизости частный сектор и все еще утилизируют ТКО пакетированным способом, например, на улицах Совхозной, Выборгской. Мусоровозы вывозят только мешки, все остальное — коробки, обычные пакеты и прочее, — приходится убирать бригадам муниципального предприятия.
— Отдельная тема — павильоны с фастфудом, возле последних еще и крыс гоняем, — рассказывает Сергей. — Лично я, после того как вывезли ларек с «Большой» и оттуда начали разбегаться полчища грызунов, шаурму в таких заведениях не покупаю.
Незаметные герои
Пока едем по маршруту, а парни на автомате выполняют свою работу (и я немного им помогаю), у некоторых горожан, стоящих на остановках, возникает интерес.
— Это вы за зарплату делаете или чтобы в газету статью написать? — не удержалась женщина преклонных лет, глядя на мой фотоаппарат.
— И то, и другое, — улыбаюсь ей в ответ и задаю встречный вопрос: — А вы знаете, кто у нас в городе остановки убирает?
— Управляющие компании, наверное, — немного смутившись от неуверенности, предполагает пенсионерка.
Еще у нескольких пассажиров общественного транспорта спросила то же самое — каких только ответов не последовало: и муниципалитет, и дворники, но никто не дал правильного.
— Это ерунда, один дедушка однажды увидел, что мы остановку метем, и выпалил: «А что, сынки, Путин приезжает?» — говорит Сергей. — Даже обидно как-то стало, каждый день работаем, стараемся, а люди не ценят и не замечают этого.
Завершается мой маршрут на остановке «Павленко» в 15 часов, в это же время заканчивается и трудовой день бригады. Прощаясь, желаю парням удачи и терпения, ведь таким непростым, но важным делом занимаются.