Специальные выпуски
Кто освобождает от снежного плена дороги и что мешает этой работе, выяснял наш корреспондент, присоединившись к экипажу механизированной колонны.
Выезжаем на трех спецмашинах с территории МБУ «Восток» в десять утра.
— Так удастся миновать пробки и без особых помех прочистить проезжую часть, — отвечает на мой вопрос, почему так поздно, старший механик предприятия Дмитрий Федоренко. — По поручению мэра Хабаровска Сергея Кравчука в период обильных снегопадов у нас в трудовой процесс включаются все, у кого есть корочки категории С и опыт управления большегрузами. А так обычно я контролирую весь текущий ремонт техники, выдаю путевые листы на базе.
По «волнам» не больше 30 км/ч
После выпавших осадков на уборку дорог одновременно выходят сразу две колонны. Одна отправляется по Воронеж-скому шоссе, охватывая также улицы Совхозную, Краснодарскую, Ленинградскую и другие, а наша группа едет в поселок им. Горького с последующим заходом на Донскую и Выборгскую. Впереди следует КамАЗ с грейдерным ножом, счищающим наледь и снег по центру дороги, которым управляет водитель Александр Садовой. За ним со смещением вправо двигаются две новые ГАЗели со щетками, в кабине второго — шофер Михаил Маркин, а замыкаем колонну мы с Дмитрием.
— Эту технику получили в конце прошлого года, — отмечает Дмитрий Федоренко, рассказывая о своем железном коне. — Она уже прошла обкатку, в процессе которой выявили недостатки, к примеру, навесное оборудование у нее слабоватое, в процессе эксплуатации кое-что пришлось дорабатывать доработать: усилить передний отвал, так как он не был предназначен для уборки такого количества снега.
Вид из кабины машины дорожной комбинированной можно сравнить с прогулкой по Амуру на теплоходе, только за окном одна за другой перекатываются, но не водные, а снежные волны, тяжело выбиваясь из-под колес массивного транспорта. И это несмотря на то, что наша колонна чистит улицы на второй раз после ночного выезда.
— Весной снег всегда мокрый и липкий, поэтому и машина идет с натугой, — объясняет специалист. — Но даже в морозы, когда он легкий и податливый, нельзя ехать со скоростью более 30 км/ч, так как на трассе могут возникать препятствия в виде бордюров, металлических швов, рельсов или канализационных колодцев, о которые часто бьется навесное оборудование, происходят поломки, а ремонт занимает минимум два дня.
В горячую пору, как правило, одна единица в сутки вылетает из рабочего процесса, но бывает и больше. Поэтому первыми всегда выпускают машины с опытными водителями, которые знают, где какие «подснежники» и когда надо поднять ножи, отвалы и щетки, чтобы их не вырвало.
Мешает тот, кто возмущается
В таком спокойном темпе до обеда мы успеваем пройти только главные и второстепенные дороги в поселке им. Горького, зайти на Донскую, а потом и на Выборгскую. Карла Маркса — всего охватываем не более десяти улиц. Проехав в составе колонны, убеждаюсь, что значительно осложняют работу спецтехники автовладельцы. К примеру, несколько протяженных участков улиц Гагарина и Покуса буквально заставлены машинами. Видно, что некоторые припарковались на всю зиму, поскольку под ними чернеет асфальт.
— Вот так три-четыре раза обрулишь авто, а потом на этом месте образуется такой нарост, что его приходится сдирать при помощи грейдера не один битый час, хотя это время мог-ли потратить на уборку других улиц, — говорит водитель второй ГАЗели Михаил Маркин во время остановки на заправке. — И такую картину можно увидеть по всему маршруту в Железнодорожном районе, который мы обслуживаем.
Еще одна головная боль дорожников также не заставляет себя долго ждать по мере нашего пути — это чересчур нервные и торопливые водители, считающие себя хозяевами автотрасс. Часто помеху создают таксисты. Несколько раз такие лихачи стараются вклиниться в нашу спецколонну, пытаясь обогнать перед светофорами.
— Люди или не понимают, или попросту игнорируют тот факт, что наши машины по технологии должны идти строго одна за другой, их нельзя разделять, так как каждая выполняет определенную функцию, — рассуждает Дмитрий Федоренко. — Пять минут, которые выиграет автовладелец, для нас могут обернуться значительной задержкой, если кто-то отстанет. А потом те же водители и возмущаются, почему дороги вовремя не чистятся.
Зимой сыплем, весной собираем
Конструкция комбинированных машин такова, что они не могут производить одновременно и очистку, и подсыпку проезжей части.
— Если работает щетка, то пескоразбрасыватель уже не включится, поэтому обработка противогололедными материалами ведется после уборки, — объясняет мой собеседник. — В такую погоду, когда два дня идет снег, а на улице то плюсовые, то минусовые температуры и на асфальте образуется снежно-ледяной «слоеный пирог», это просто необходимо. Иначе ни машины, ни общественный транспорт не смогут подняться даже на самый незначительный подъем.
В период последнего циклона техника МБУ «Восток» высыпала на дороги более 200 куб. м песко-соляной смеси. Однако скоро весна окончательно вступит в свои права, и для работников предприятия начнется «уборочная страда».
— Так мы в шутку называем процесс очистки улиц, которую производим при помощи пылесосов с наступлением тепла, вот так, сначала сыплем, потом собираем, — смеется старший механик. — А иначе вся прибордюрная зона станет похожа на речной пляж.
Пока мы ликвидируем последствия снегопада и беседуем, незаметно подходит обеденное время. Как и на всем протяжении пути, в очередной раз шипит рация, затем слышится голос Сан Саныча Садового: «Давайте-ка дровишек подкинем (значит, прибавим газу) да двинемся на базу через Карла Маркса».
«Пряники» для кадров
По прибытии удается побеседовать и с руководством о том, как в целом ведется в этом году снегоуборка.
— Во время обильных осадков ежедневно задействуем на очистке своих подведомственных дорог около полутора десятков техники, — рассказывает заместитель директора МБУ «Восток» Павел Колтунов. — И это не только механизированные колонны, на остановочные карманы выходят погрузчики. Основную часть снега убирает техника, а труднодоступные для нее места освобождают лопатами дорожные рабочие.
Когда требуется, предприятие задействует до шести человек в ручной уборке подшефных им больших переходов: двух надземных на остановках «Юбилейной» и «Южнопортовой», а также подземку на привокзальной площади.
— По поручению мэра Хабаровска на этих объектах работы ведутся как во время выпадения осадков, так и после их завершения, чтобы обеспечить безопасное передвижение пешеходов, — резюмирует руководитель МБУ «Восток» Владимир Безруков. — Конечно, трудиться в усиленном режиме: круглосуточно и в две смены, приходилось не раз в нынешнем сезоне, и у людей накопилась усталость. Где-то идем на компромисс — даем выходные.
Ни для кого не секрет, что на муниципальных предприятиях ощущается острая нехватка кадров, даже несмотря на то, что с нового года здесь выросла заработная плата, а квалифицированных механизаторов городская администрация готова обеспечить жильем. Однако и в этих условиях дорожники стараются выкручиваться: привлекают молодежь, хотя и не в таких масштабах, как хотелось бы. И по мере возможности создают комфортные условия для беспрепятственного движения всех видов транспорта.
От аэропорта до Комсомольской площади
Дотация в размере 100 млн руб. выделена из краевого бюджета на приведение в нормативное состояние гостевого маршрута.
Об этом на депутатском часе, прошедшем на прошлой неделе в администрации города, рассказал заместитель мэра по промышленности, транспорту, связи и работе с правоохранительными органами Андрей Горшенин.
— В рамках данного дополнительного финансирования предстоит отремонтировать асфальтобетонное покрытие по этому маршруту, — отметил Андрей Владимирович. — На эти цели предусмотрено 25 млн руб. В настоящее время документация проходит согласование. Аукцион объявим в ближайшее время. Работы необходимо завершить до 5 мая.
Такая же сумма выделена на нанесение дорожной разметки. Чтобы выставить эти работы на аукцион, необходимо согласование всех вопросов. Подрядчик должен уложиться по данному виду работ до 9 мая.
Еще предстоит модернизировать на гостевом маршруте 15 светофорных объектов, которые находятся на Матвеевском шоссе и улице Карла Маркса. На девяти из них внедрят интеллектуальные транспортные системы, при устройстве которых используются инновационные разработки по регулированию автопотоками, информационными технологиями,
предназначенными для автоматизированного поиска управления транспортно-дорожным комплексом города для повышения безопасности на дорогах и комфорта водителей и их пассажиров.
— Также в целях приведения гостевого маршрута в нормативное состояние принято решение установить три современных остановочных павильона, — добавил Андрей Владимирович. — Их оснастят инфракрасными обогревателями, системой видеонаблюдения, подключенной к системе «Безопасный город», информационным табло прибытия транспорта, современным электроосвещением, зарядками, кнопкой вызова экстренной помощи. Павильоны появятся на остановках «Главпочтамт», «Театр драмы» и «Площадь им. Ленина».
В перспективе преобразятся еще три посадочные площадки. Документация на них готова, осталось провести аукцион.
Современные павильоны оборудуют на остановках «Комсомольская площадь», «Краевая научная библиотека» на улице Муравьева-Амурского, 4 и 3 и «Клинико-диагностический центр» на Карла Маркса, 11.
Также подготовлена документация для проведения аукциона на ремонт переулка Дьяченко, входящего в гостевой маршрут. Здесь заменят асфальтобетонное покрытие и установят новые бордюрные камни.
Еще на гостевом маршруте необходимо обустроить шесть пешеходных переходов, которые находятся на пересечении улиц Муравьева-Амурского и Истомина, Ленина и Комсомольской. Средства на них заложены в муниципальном проекте по обеспечению безопасности дорожного движения.
С заботой о сетях
На 46,7 процента снизилось в нынешнем отопительном сезоне количество нештатных ситуаций на коммуникациях теплоснабжения.
Анализ аварийности за осенне-зимний период показал, что на коммунальных сетях города зафиксировано 348 случаев, когда пришлось срочно производить ремонт, и этот показатель ниже аналогичного прошлого. Меньше на 3,5 процента зафиксировано также аварий на сетях холодного водоснабжения и на 7,6 процента — в электроснабжении.
— Такие показатели — наглядное подтверждение планомерной работы, которую проводят на предприятиях АО «ДГК», МУП «Водоканал» и «Тепловые сети» и АО «Хабаровская горэлектросеть», — рассказал главный специалист городского управления энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций Андрей Унтерберг. — Увеличивается количество строящихся и ремонтируемых участков инженерных коммуникаций. К примеру, показатели выполнения работ по результатам проведенной ремонтной кампании превысили запланированные, в том числе по СП «Хабаровские тепловые сети» АО «ДГК» — на 19,3 процента, по МУП г. Хабаровска «Тепловые сети» — на 14,1 процента.
Это означает, что все коммунальные объекты подготовлены к началу отопительного сезона качественно. Так же качественно они и эксплуатируются, отсюда и повышение надежности инженерных систем, и снижение количества случаев отключения потребителей от коммунальных услуг по причине нештатных ситуаций.
Нынешний отопительный сезон вступает в финальный этап. И в рамках подготовки к предстоящему периоду ресурсоснабжающие организации скорректировали мероприятия по объектам с учетом анализа аварийности на коммунальных сетях, а также с учетом результатов проведения осенних гидравлических испытаний тепловых сетей на прочность и плотность.