Специальные выпуски
Принимайте голубое топливо
Почти 2 700 владельцев частных домов в краевом центре имеют возможность подключить газ.
Для этого созданы все технические условия: построены и введены в эксплуатацию газопроводы, сделаны отводы до границ земельных участков, и голубое топливо где-то уже подается в трубу.
Где пролегли сети
— Основная часть индивидуального жилфонда, куда подведены коммуникации, находится в Индустриальном районе, — рассказал начальник городского управления энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций Олег Басов. — Сегодня полностью газифицирован Индустриальный поселок, частично — Красная Речка (96 домов там могут подключиться, в ближайшее время завершат монтаж оборудования еще почти к 1 300 владениям). Кроме того, построили сети на Пятой площадке, охватив 460 домов, и сразу же перешли в частный жилмассив химфармзавода.
В Железнодорожном районе закончилась масштабная газификация в овощесовхозе, которая проходила в три этапа, начиная с 2023 года (подвели коммуникации к 724 домам), а также на улицах Совхозной и Шелеста (1 500 частных владений). В этом году газовики зашли на объект в Кировском, в районе школы № 51 и остановки «Улица Шелеста».
По поручению президента страны Владимира Путина на региональном уровне утверждена программа социальной газификации, подписанная губернатором Хабаровского края Дмитрием Демешиным. Ход ее реализации контролируется местными властями.
— Мы регулярно выезжаем с инспекцией в частный сектор, где не только ведется строительство коммуникаций, но и люди уже пользуются природным газом, — отметил консультант профильного управления Андрей Ванюков. — Везде отзывы только положительные: обогреваться голубым топливом в самые холодные месяцы — январь и февраль — в два, три, а то и в четыре раза дешевле (в зависимости от квадратуры жилых помещений), чем углем и дровами, а также гораздо удобней, не надо тратить время и силы на заготовку сырья, а также топку печей и чистку котлов.
Субсидия вам в помощь
Однако из 2 677 домовладений, имеющих возможность провести в квартиры газ, пока ею воспользовались хозяева всего 762. Конечно, завести в квартиру голубое топливо — удовольствие недешевое и по самым скромным подсчетам обойдется в 250 тыс. руб., а если нет системы водяного отопления и специального помещения для газового оборудования, то и до 1 млн руб. Поэтому мэр Хабаровска Сергей Кравчук дал поручение специалистам администрации рассказывать жителям не только о преимуществах газификации, но и государственной поддержке, оказываемой льготным категориям граждан при подключении.
— Ветераны войны и боевых действий, бывшие узники концлагерей, участники СВО и члены их семей, инвалиды первой группы и опекуны детей-инвалидов, малоимущие горожане, семьи с детьми могут получить из федерального бюджета субсидию в размере до 100 тыс. руб., — объяснил Олег Басов. — Кроме того, этим и другим льготникам регионом предоставляется также компенсация расходов на газификацию до 200 тыс. руб. Всю подробную информацию по этому вопросу мы предоставляем по тел.: 42-49-11, 42-49-34.
Дорогостоящая установка оборудования — основной сдерживающий фактор процесса подключения частного жилфонда населения к природному газу.
— Именно поэтому сегодня мы планируем обратиться в краевое правительство с просьбой о расширении перечня льготников, — добавил Олег Николаевич. — В список жителей, кому требуется финансовая поддержка в этом вопросе, хотелось бы включить учителей, врачей и всех, у кого на иждивении есть не только дети, но и другие недееспособные родственники.
Изначально программа социальной газификации касалась только частных домовладений, но с 2024 года ее расширили, включив в этот перечень еще и СНТ, а в 2025-м дополнили возможностью бесплатно газифицировать социальные учреждения — детские сады и школы.
Сезон сложился удачно
Работы на всех участках улично-дорожной сети, где в этом году шел ремонт, практически завершены.
И в большинстве они выполнены с хорошим качеством и в установленные сроки.
— Если говорить о локальном ремонте, то многие улицы приведены в нормативное состояние на средства краевой субсидии, — рассказал начальник отдела городского управления дорог и внешнего благоустройства Дмитрий Чеверда. — Это улицы Тургенева, Калинина, Комсомольская, Выставочная, Краснодарская и ряд других. В целом это более 140 тыс. кв. м или свыше 11 км. На деньги городского бюджета отремонтировали улицу Ленинградскую от Ленина до Ким Ю Чена. И по ямочному ремонту сделали почти 130 тыс. кв. м. Это еще около 11 км. Ну и в полном объеме выполнен капитальный ремонт по нацпрограмме «Инфраструктура для жизни», в рамках которой отремонтирован участок в границах переулка Гаражного и улицы Машинистов на проспекте 60-летия Октября и все спуски и подъемы на развязке, соединяющей улицу Ленинградскую с Восточным шоссе. Так что год завершаем с неплохими показателями.
Что касается улицы Выставочной, то основные работы на ней завершены. Весной предстоит оборудовать безопасный перекресток с Краснореченской, чтобы можно было выезжать на нее в обе стороны. Пока работает лишь поворот направо, налево сделать тот же маневр нельзя — мешает металлический отбойник посередине дороги. Часть его демонтируют, тогда и станет возможным левый поворот.
Без сложностей не обошлось
Ремонт на многих можно было завершить раньше установленных сроков, но на отдельных схемах оказались не обозначены инженерные коммуникации, особенно это касалось силовых электрокабелей в районе улицы Краснодарской. Приходилось не только их переносить, но и собирать новые нитки, в частности те, что питают электроэнергией краевую больницу № 1.
— А время уходило, по этой причине немного затянули с ремонтом участка. от Карла Маркса до остановки «Детская железная дорога», — продолжает Дмитрий Леонидович. — Но в целом объект завершен, движение открыто. Здесь еще необходимо убрать мусор, распланировать газоны, посадить деревья. Этим займемся уже в следующем году. Мэр города Сергей Кравчук поручил даже разработать концепцию по озеленению, чтобы было красиво, эффективно и не мешало пешеходам. Совместно с управлением по охране окружающей среды занимаемся этим вопросом.
Благодаря обращениям
Среди улиц частного сектора больше других повезло Майской и переулку Пионерскому, на которых также уложили асфальт. Деньги на частный сектор выделяются, но небольшие, и они в основном уходят на поддержание дорог в нормативном состоянии, так как большинство улиц частного сектора просто отсыпаны гравием, который периодически следует грейдировать.
Зато благодаря обращениями горожан приоритет в ремонте дорог сделан на отдаленные улицы, такие как Пропарочная, Промывочная, Целинная, Аэродромная, на которые в администрацию города приходило много жалоб.
— Мы бы и рады охватить все улицы, но невозможно, — добавил Дмитрий Чеверда. — Проблем в городе, помимо дорог, очень много, да и бюджет ограничен, но тем не менее где-то помогла экономия, где-то субсидия. Подрядные организации старались выполнить свои обязательства как можно быстрее и не в ущерб качеству. Не повезло лишь с компанией
«СтройКом», которая в районе железнодорожного вокзала до сих пор ремонтирует тротуар, хотя сдать объект нужно было еще в августе.
Новинки этого сезона
Все новое — это хорошо забытое старое. К примеру, в этом сезоне на улице Калинина от Серышева до Советской с обеих сторон дороги уложили так называемую техполосу. Нечто подобное давным-давно использовали на улице Муравьева-Амурского на участке от Комсомольской площади до улицы Калинина. Разница лишь в ширине плитки. Нынешняя техполоса всего на 10 см шире своей предшественницы. Но уже на следующий год мэр города предложил оборудовать техполосу по всей длине гостевого маршрута.
Еще одна новинка нынешнего сезона — установка одинаковых павильонов на гостевом маршруте на улице Муравьева-Амурского. Красивые и комфортные они появились на автобусных остановках «Театр Драмы», «Площадь им. Ленина», «Главпочтамт», «Краевая научная библиотека», «Комсомольская площадь».
— Приводим в порядок трамвайные переезды по улице Шеронова, — привел еще пример Дмитрий Чеверда. — Тот, что на улице Ленина, уже полностью готов. Там уложены железобетонные плиты вместо резинокорда. Заасфальтированы примыкания к переезду с обеих сторон. Практически завершены работы на Уссурийском бульваре, где обновили сразу три переезда, заменили рельсы и шпалы. Осталось реконструировать переезд на улице Муравьева-Амурского. Несмотря на сложности с погодой, подрядчик обещает работы завершить.
На следующий год в планах поменять резинокорд на переездах улиц Шеронова — Гамарника и Серышева — Джамбула.
Слишком много «не»
Разрешения на проведение земляных работ оформлены на 104 адреса, 53 из них у сетедержателей.
— Поскольку уличная температура уже достаточно низкая, проводить асфальтирование не рекомендуется, так как уплотнить его с надлежащим качеством не представляется возможным — материал не держится, — говорит заместитель начальника отдела городского управления ЖКХ Татьяна Литвиненко. — Так случилось на ул. Ворошилова, 24, где подрядная организация АО «ДГК» затянула восстановительный ремонт. Попыталась сдать объект в полном варианте, с асфальтом, но мы его не приняли: материал просел, по месту работ начались просадка и разрушение целостности покрытия.
Затянула капитальный ремонт тепломагистрали ТМ-25 в границах улиц Шевчука и 65-летия Победы компания «ГарантСтрой», которая также трудится на подряде у ДГК. Сам трубопровод в работу запущен, и по нему горожане получают тепло, но объект в полном объеме не сдан. Не завершена изоляция коммуникаций, не убран мусор, не вывезены строительные вагончики.
Есть замечания и к МАУ «Дирекция спортивных сооружений». При его поддержке на Уссурийском бульваре построена отличная площадка с тренажерами и площадками для спортивных игр. Но остались недоделки, хотя ордер на все земляные работы истек еще в июле. Подрядная организация так и не восстановила газон, несмотря на неоднократные напоминания. Получается, что объект до сих пор не сдан.
— Еще один пример недобросовестной работы с нарушениями правил благоустройства можно увидеть на Тимирязева, 3, где ООО «Специализированный застройщик «ЛадДом 1» ведет строительство монолитной водопроводной камеры, — продолжает Татьяна Станиславовна. — Ордер компания продлила, он у них до 10 ноября. Но вряд ли к этой дате здесь что-то существенно изменится. Стройплощадка грязная, везде лежат стройматериалы и оборудование, а котлован так замусорен, что трудно понять, нужные ли здесь находится комплектующие (на фото).
Cовсем иначе трудятся муниципальные предприятия «Тепловые сети», «Водоканал» и АО «Хабаровская горэлектросеть». Ордера оформляются заранее, продление если и производится, то своевременно. Все работы, будь они плановые или аварийные, как правило, сдаются в срок и с хорошим качеством.