Специальные выпуски
Время перемен
Долгожданный ремонт улицы Тихоокеанской начнется в этом сезоне.
Его планировали еще три года назад, но в силу несовершенства проекта, который не прошел госэкспертизу, сроки пришлось переносить. Сейчас вся документация утверждена, в ближайшие дни состоится аукцион, на котором определят подрядчика. Для того, кто выиграет тендер, это очень престижный, и к тому же дорогостоящий объект. Общая его стоимость около 1,3 млрд руб.
— Действительно, ремонт улице Тихоокеанской требуется давно, — говорит заместитель начальника городского управления дорог и внешнего благоустройства Станислав Кочемазов. — В этом году мы к нему приступаем, но не закончим, продлится он три года. Дорога поменяется полностью в границах улиц Шелеста и Трехгорной на протяжении 3,2 км. Здесь появятся шесть полос для движения (по три в каждую сторону), общая ширина автомагистрали станет 23 м. Кроме того, постоим тротуары протяженностью более 5,3 км, водоотвод, освещение, обновим 14 парковочных карманов и автобусных остановок, которые выложим плиткой, перенесем многие инженерные коммуникации.
Ливневки, которая бы справлялась с дождевыми потоками, никогда на этом участке не существовало. Единственный колодец, принимавший воду, находится недалеко от остановки «ТОГУ» ближе к трамвайным путям, но он не спасал от огромных луж, по которым трамваи, автобусы и машины в непогоду пробирались с трудом. Теперь о них можно будет забыть.
Начнется ремонт от улицы Шелеста. Здесь находится достаточно глубокий овраг, который предстоит засыпать, потому что именно по этой стороне дороги начнется строительство ливневого коллектора. Стихийно выросшие на этой территории деревья частично пойдут под снос уже в нынешнем году.
— Кроме того, на первом этапе займемся выносом инженерных коммуникаций, — продолжает Станислав Александрович. — Это теплотрассы, водопровод, канализация и линии связи подземные и надземные. Магистральный трубопровод проходит по зеленой зоне и игровым площадкам вдоль корпусов учебных заведений и общежитий, но у него достаточно перемычек и тепловых камер, которые попадают в реконструкцию. Какие-то сети частично находятся под проезжей частью, так что работы предстоит много. Постараемся выполнять все с минимальными неудобствами для автомобилистов, хотя сейчас трудно что-то предсказывать и обещать.
В проектной документации предусмотрено также строительство двух пешеходных переходов. Надземный намечался у остановки «Университет экономики и права», а подземный — у остановки «ТОГУ». Но пока вопрос по этим двум объектам остается открытым, окончательного решения не принято. Если их и начнут возводить, то только на третьем этапе реконструкции.
— Посмотрим, насколько их строительство необходимо, чтобы полностью удовлетворить потребности тех, кто ими воспользуется, — добавил Станислав Александрович. — Не отказываемся, но думаем о рациональности.
Итак, ждем. Обновление улицы Тихоокеанской начнется с приходом тепла.
Особенный случай
Благодарственное письмо Хабаровской городской думы вручат накануне профессионального праздника Юрию Хныкину, слесарю-сантехнику ООО «ДВ-Сервис-21».
Свою первую в жизни грамоту и внеочередной отпуск он получил, когда служил в войсках ВДВ в Рязанской области.
— Это воинские заслуги, а тут совсем другое дело, — считает Юрий Владимирович.— Тогда я командовал взводом и отлично стрелял, сейчас хорошо работаю в сфере ЖКХ. Но поверьте, заслужить в этой отрасли добрые слова непросто, нас больше критикуют. Хотя я не прав, на моем участке очень много жильцов, которые всегда благодарят, да еще стараются и за стол усадить, пирожки даже специально пекут.
Умение грамотно обращаться с железом дало Юрию Хныкину одну из самых востребованных профессий. Он отличный слесарь-сантехник и, чтобы получить пятый разряд, даже сдавал экзамен. Справился с заданием отлично.
— Работу свою люблю и выполняю ее с желанием, — продолжает Юрий Владимирович. — Мастерство и опыт приобрел с годами, все же почти четверть века слесарю. Многие удивляются, мол, что ты нашел в этом? Вечно по подвалам надо лазить, в грязи ковыряться. Молодежи могу сказать одно: менеджер это, может быть, престижно, но если дома или в офисе засорился унитаз, к примеру, то это катастрофа. И только слесарь может помочь.
В «ДВ-Сервис-21» Юрий Хныкин пришел, когда расформировалось муниципальное ЖЭУ-14. Микрорайон тот же самый, дома и люди тоже, все знакомо до мелочей. Каждый участок, как правило, обслуживают два слесаря, Хныкин на своих шести домах справляется один. В подвалах он ориентируется даже с закрытыми глазами. Может по звуку определить, где какую трубу надо прочистить, какой прибор начинает барахлить. Многих жителей Южного знает по именам. А они-то, если видят своего слесаря на улице, обязательно поздороваются, даже могут улицу специально перейти, чтобы напомнить Юрию Владимировичу, что ждут его на днях у себя — счетчик надо поменять, или труба подтекать стала.
— Особенно приветливы бабушки, — улыбается Юрий Владимирович. — А у меня работа-то порой пустяковая — прокладку в кране поменять. Денег за это я с них никогда не беру, стыдно. Зато они к моему приходу достают из заначки малиновое варенье к чаю, приговаривая, чтобы не болел. У многих жильцов есть мой номер телефона, поэтому звонят в любое время дня и ночи, в выходные и праздники. Труба, если потекла, ждать не будет до начала рабочего дня, поэтому собираюсь и иду, отказать не имею права.
Почему-то принято в нашей коммунальной жизни во всех бедах винить слесаря: полотенцесушитель лопнул или батарея прохудилась, это, дескать, он недосмотрел и не проконтролировал. Юрий Владимирович никогда на такие претензии не обращает внимания, просто добросовестно выполняет свои обязанности и возвращает прежний комфорт в квартиру.
— Как-то у одинокой женщины прорвало трубу с горячей водой, — приводит пример Юрий Владимирович. — Я как раз неподалеку был, поэтому через несколько минут уже в подвале перекрыл подачу по стояку. Потом поднялся в квартиру и стал помогать убирать воду, чтобы на нижние этажи не протекло. Не подумайте, что рисуюсь, так и надо поступать каждому уважающему себя слесарю.
К торжественному награждению уже готовы парадный костюм и белая рубашка. Надевать их Юрий Хныкин по понятным причинам может не каждый день. Но тут случай особенный.
Для чего нужна ТЭЦ-4
Проектная документация и результаты инженерных изысканий по строительству новой тепловой станции получили положительное заключение Государственной экспертизы.
Как сообщили в филиале «Хабаровская генерация» АО «ДГК», возведение ТЭЦ-4 начнется уже в следующем году, и к концу 2025-го оно должно быть завершено. А пока проект в ожидании еще одной государственной экспертизы, но уже на предмет сметной стоимости строительства.
Хабаровскую ТЭЦ-4 построят на земельном участке существующей ТЭЦ-1, которую после сдачи нового объекта выведут из эксплуатации. В зоне теплоснабжения самой старой станции города находятся 1 786 многоквартирных жилых домов и частных домовладений с численностью населения около 270 тысяч человек.
— ТЭЦ-4 будет работать на природном газе. Здесь смонтируют четыре газотурбинные установки с котлами-утилизаторами, пять водогрейных и три паровых котла, — рассказал главный специалист городского управления энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций Андрей Унтерберг. — Все оборудование производится в России. Преимуществом современных газотурбинных установок по сравнению с используемыми на ТЭЦ-1 паротурбинными станут надежность, компактность, быстрый запуск, сократятся техногенные воздействия на окружающую среду. Жители южной части города сразу заметят такое замещение. Выбросов окиси азота и серы станет меньше, а воздух станет чище. Отпадет необходимость и золоотвала, где хранятся отходы топлива. Ведь сегодня часть котлов ТЭЦ-1 еще работает на каменном угле.
Электрическая мощность новой Хабаровской станции составит 320,8 МВт, тепловая — 1 368 Гкал/ч. Годовая выработка электроэнергии по проекту —1,7 млрд квт. ч. Это в разы больше того, что вырабатывает сегодня ТЭЦ-1. А значит, появится дополнительная возможность подключения к этой станции новых предприятий и жилмассивов.
На ближайшие 10 лет помимо ТЭЦ-4 строительства новых электростанций в городе не планируется. Дефицита тепловой энергии, согласно схеме теплоснабжения Хабаровска до 2035 года, после ввода этого объекта не ожидается.
— Окончательную стоимость строительства ТЭЦ-4 определят по итогам рассмотрения сметной части проекта, добавил Андрей Унтерберг. — Она складывается из затрат на строительно-монтажные работы и закупку оборудования, создание внеплощадочной инфраструктуры и т.д. Поскольку для ТЭЦ-4 используют площадку существующей ТЭЦ-1, то масштабного строительства сетевой инфраструктуры не потребуется.
Реализацию проекта за счет собственных средств обеспечит ПАО «РусГидро». Финансирование из федерального, краевого и местного бюджетов не планируется.