Специальные выпуски
Разметка, как и любой другой атрибут благоустройства, стоит недешево.
К тому же за ней нужно постоянно следить, обновлять или наносить заново. Особенно после зимы, когда во время уборки снега грейдер ножом буквально сдирает белые и желтые полоски на проезжей части вместе с наледью. Но эти нюансы никого не интересуют, потому что автомобилистам, да и пешеходам тоже разметка необходима. Те и другие хотят и требуют, чтобы МУП «Научно производственный центр организации дорожного движения», в чьем ведении эта деятельность, разрисовали автомагистрали. Однако ничего просто так не делается: нужны договорные отношения и финансирование.
Разметка как ориентир
К примеру, контракт на этот год в размере 21 млн руб., который предприятие выиграло на аукционе, уже исчерпан. А половина дорог все еще без графических продольных, поперечных и зигзагообразных линий, указывающих, в каком направлении можно идти и ехать, где нельзя поворачивать, а где непременно нужно остановиться. По-хорошему, чтобы соблюсти все ГОСТы и нормативы, на разметку надо денег в пять раз больше. Ведь без этих белых и желтых полос тяжко и водителям, и пешеходам.
Вот и мэр Хабаровска Сергей Кравчук на одном из х аппаратных совещаний заметил, что к нему поступает масса обращений горожан, которые недовольны состоянием дорог. И он настоятельно рекомендовал профильному управлению взять этот вопрос на особый контроль.
— Мы, конечно, сделаем все возможное, чтобы исправить ситуацию, — подчеркнул директор МУП «НПЦОДД» Владимир Губин. — Краска у нас есть, техника тоже, специалисты все профессионалы. Да и сделано уже немало. Полностью разметка нанесена на улицах Карла Маркса, Муравьева-Амурского, Ленина, Серышева, Воронежской, Волочаевской, Амурском бульваре от вокзала до Джамбула… С финансированием сложно, но и этот вопрос решаем, деньги в размере 30 млн руб. уже выделены, поэтому продолжаем работать. Кстати, мы делаем все возможное, что их экономить. К примеру, на приобретении краски, вернее ее доставке, ведь местные производители тоже изготавливают необходимый материал.
Проверка на прочность
В прошлом месяце в тестовом режиме нанесли разметку на пересечениях улиц Суворова — Ворошилова и Серышева — Станционной. Хабаровская компания «Нордик» предоставила бесплатно 600 кг краски в трех вариантах. Первым красили в Южном микрорайоне, перекресток сох три часа. Это непозволительно долго. По всем нормам машины по асфальту должны уже ехать не позднее трех минут с момента нанесения разметки. Третьим номером покрасили второй участок, и высох он быстро. А второй экземпляр компания отозвала.
— Эксплуатационный срок краски 3 месяца, — объясняет Владимир Геннадьевич. — Пройдет это время, посмотрим, сохранила ли она свои качества или нет, только тогда примем решение на ее закупку по согласованию с мэрией. Но не факт, что контракт выиграем мы, сейчас в городе достаточно организаций, готовых заниматься разметкой.
И днем, и ночью
К слову сказать, большую часть разметки МУП «НПЦОДД» сделало ночью, рисовать днем на дорогах сложно из-за большого потока транспорта. На Пионерской, Волочаевской, Ленинградской можно работать и в светлое время, а на всех поперечках в центре, особенно на пешеходных переходах — нет. На продольной разметке трудятся два механизированных звена и еще два наносят разметку вручную на пешеходных переходах и в районах автобусных остановок, где рисуется зигзагообразная желтая линия, запрещающая остановку для личных авто.
— А на гостевом маршруте продолжается демаркировка краски, это когда новая линия не совпадает со старой, а ее нужно привести в нормативное состояние, — продолжает Владимир Геннадьевич. — Выполняем эти работы вручную. Хотя есть прибор «Бобер». На нем установлены специальные ножи, которые как бы зачищают нужные участки. Стоит такая спецмашина 600 тыс. руб. Заработаем деньги — купим.
А пока на предприятии стараются завершить работу по нанесению разметки. Не за горами новый учебный год, но пока ни один переход рядом со школами и детскими садами не приведен в нормативное состояние. В сентябре еще и выборы мэра, нужно обновить подходы ко всем избирательным участкам.
— Думаю, мы справимся, — резюмировал Владимир Губин. — Ведь работаем для горожан. В ближайшее время разметка появится на улице Большой и Восточном шоссе.
Видимо, в таком темпе шла реконструкция лестницы от улицы Тургенева до Амурского бульвара, которую изначально хотели завершить еще ко дню города.
Сейчас мэру докладывают о реальных сроках — конец июля этого года. Ждать осталось недолго. Как сообщил представитель подрядчика, работы почти завершены, осталось окончить устройство лестничных маршей и пролетов. Заливка участков идет сверху вниз, а когда ее выполнят, приступят к облагораживанию прилегающей территории.
Работы здесь начались в октябре 2022 года демонтажем старой лестницы. Позже подготовили основания для фундаментов. Уже обустроена ливневая канализация, установлены лестничные марши и промежуточные площадки. В ближайшее время проведут освещение и видеонаблюдение. Когда переносили сети связи, возникли проблемы — по проекту указан был один кабель, а их оказалось семь. В июне началась подготовка к работам на водопроводе, все делается в соответствии с утвержденными графиками.
— Жители с нетерпением ждут этот объект, они хотят увидеть красоту, которая здесь создается, — уверен мэр города Сергей Кравчук. — Но надо увеличивать и объемы, и темпы работ, вплоть до продления рабочего дня. Лестницу необходимо закончить к двадцатым числам июля. И этому не должны помешать ни жара, ни дожди, ни что-то еще.
Особое внимание градоначальник уделил вопросу благоустройства прилегающей территории. Он поручил разработать проект ее озеленения, а также проработать график высадки декоративных растений и обустройства клумб.
— Необходимо создать особую атмосферу, «тургеневская» лестница должна стать изюминкой города, одной из его визитных карточек, поэтому мелочей при ее строительстве быть не может, — считает мэр.
И даже допускает внесение изменений в схему благоустройства, если жители предложат какие-то интересные решения. Конечный вариант дендроплана утвердят при участии членов Общественной палаты Хабаровска.
«Тургеневскую» лестницу закрыли в 2016 году из-за аварийного состояния, которое угрожало безопасности пешеходов. Сначала предложили вообще избавиться от этого объекта и продлить улицу Тургенева. Но большинство хабаровчан проголосовало за сохранение исторического облика краевой столицы. Осталось только дождаться сдачи этого знакового объекта.
В работе 180 плановых ордеров и 203 аварийных, это означает, что на этих участках сегодня ведутся земляные работы.
А городское управление административно-технического контроля внимательно следит за деятельностью тех организаций, которые ремонтируют или прокладывают новые сети. И не везде ситуация штатная.
— Взять, к примеру, район улицы Аэродромной, — рассказала заместитель начальника отдела управления АТК Татьяна Литвиненко. — Здесь строятся многоквартирные дома для переселенцев из аварийного фонда. Прокладкой водопровода занимается ООО «Ремстройпроект», которое трудится здесь в рамках договорных отношений с МКУ «Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту». Но выполняет свои обязательства подрядчик плохо. Траншея в районе строительства коммуникаций выкопана в районе остановки «Огородная», ограждение выставлено частично, улица с одноименным названием стала грязной из-за иловых отложений, которые выбрасывают прямо на проезжую часть. Самый большой недостаток — ордера на работы у подрядчика нет.
Постоянно поступают жалобы в администрацию города с улиц Клубной и Чкалова, где ремонтирует теплотрассы МУП «Тепловые сети». Правильнее было бы сказать — не ремонтирует. Траншеи выкопаны, улицы частично перекрыты для проезда транспорта, но на этих участках работы не ведутся.
— По Клубной ордер открыт до 15 сентября, — продолжает Татьяна Станиславовна. — Здесь еще и проезд Светофорный попал частично под ограничения для движения машин. На Чкалова в районе домов № 9 и 17 до 27 июля, а между домами № 6 и 8 до 15 августа. Возможно, на предприятии считают, что времени достаточно. Столько неудобств людям, живущим здесь! Автомобилисты недовольны, жители возмущены тем, что детям в школу 1 сентября придется идти обходными путями.
Не получилось МУП «Водоканал» сдать с первого раза работы по восстановлению благоустройства в районе строительства нового участка канализационного коллектора на улице Морозова П.Л. На проезжей части не нанесена разметка, по осевой линии нет барьерного ограждения, тротуары и проезды к ЖК «Парус» отремонтированы некачественно. Вновь виноват подрядчик.
— Но есть и хорошие моменты, — добавила Татьяна Литвиненко. — Все аварийные ордера, которые мы выдавали зимой АО «ДГК» и МУП «Тепловые сети», закрыты, а благоустройство, которое там было сделано с учетом сезона временно, приведено в нормативное состояние.