Специальные выпуски
Коронавирус отменил премьеру первого спектакля любительского театра особенных людей «КЛЮЧ», но не его существование.
«Наши дети умные и талантливые, они многое могут, если создать им условия. Мы — их родители — не менее творческие и одаренные, но раскрыться ни нашим детям, ни нам негде». Об этом задумались в благотворительном фонде «Счастливое детство» и решили, что нужен театр.
Когда творчество лечит
Высшие силы помогли встретиться неравнодушным людям — председателю фонда Наталье Цирюльник и руководителю АНО «Хабаровская инвалидная организация «Реальная помощь» Наталье Евтеевой, которые смогли донести важность социально-культурной реабилитации особенных детей до краевого министерства образования и науки и заручиться поддержкой власти. Так в Хабаровске на базе регионального ресурсного центра по комплексному сопровождению лиц с расстройством аутистического спектра и тяжелыми множественными нарушениями развития появился любительский театр особенных людей. Главные цели его создания — это оказание психологической помощи семьям с детьми-инвалидами, социальная адаптация и интеграция в общество детей и молодежи с особенностями развития посредством творческой самореализации. Причем авторы идеи решили, что это должен быть настоящий театр со сценой, закулисьем, профессиональным режиссером и актерами.
— Наши дети особенные, но их нужно не только лечить, нужно создать такое общество, в котором они, а также мы, их родители, сможем проявить себя, и это порой важнее, чем медикаментозная помощь, — поделился председатель Регионального отделения ВОРДИ Хабаровского края Дмитрий Коломийцев. — И в этом особенном театре применение своим талантам нашли все: и родители, и особенные дети, и члены их семей. Там создалась творческая атмосфера универсальной среды, где идет обучение азам хореографии и музыки, работают логопеды и психологи. Причем последние, в основном с родителями, чтобы донести до мам и пап: их ребенок — это самостоятельный пароходик, который отправляется в свое собственное плаванье и надо суметь его отпустить. Мы пришли туда всей семьей: мой старший сын с аутизмом, супруга и наши младшие дети.
Спектакль «Звездочки таланта, или Праздник прекрасных детей» по мотивам произведения Дж. Р. Р. Толкина отрепетирован и готов к показу, но премьеру, которая была назначена на 23 октября, пришлось отложить. Увы, действующие ограничения запрещают проведение подобных мероприятий. Но общественники не отчаиваются, а, наоборот, ставят перед собой новые, более глобальные задачи.
Гениальность всегда за гранью
— Открытие такого театра — это большой успех вашего регионального отделения ВОРДИ, — поделилась Наталья Крель, член организационного комитета «Абилимпикса», директор общественного объединения «Союз специалистов и ведущих организаций инвалидов России», международный эксперт по доступной среде, которая приехала в Хабаровск специально на премьеру.
Она уверена, что возможность для проявления своих талантов жизненно необходима не только детям-инвалидам, но и их родителям, особенно папам. Дело в том, что мама в силу гибкой психики может пережить, что родившийся ребенок — особенный, а вот папы чаще всего уходят из семьи не потому, что они конченные негодяи. Просто сильному и уверенному в себе мужчине трудно осознать, что у него родился такой ребенок, и еще труднее принять, что он ничего не может с этим сделать. А когда семье предлагают историю успеха, спортивного или творческого — неважно, папы возвращаются.
— Социально-культурная реабилитация, в том числе танцетерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, имеет колоссальное значение и с точки зрения социализации людей с инвалидностью, и с точки зрения социализации мира к ним, и с точки зрения их реабилитации, потому что она позволяет решить те глубинные проблемы, который порой не под силу медицине, — уверена Наталья Валерьевна. — Социально-культурная реабилитация необходима, но сегодня не хватает специалистов, и основную ношу в этом вопросе взяли на себя общественники. Они понимают, насколько важно открыть дверь в мир культуры для особенных детей. Если мы обратимся к истории, то увидим, что гений в науке и искусстве — это всегда за гранью привычного. Сегодня, увы, мы выхолостили эти таланты, мы не видим этих людей. А ведь большинство аутистов имеют уникальные математические способности, слепые слышат и чувствуют этот мир так, как нам не дано, глухие позволяют нам увидеть звуки. То есть мы сами теряем целый пласт культуры из-за своего отношения к инвалидам как к людям второго сорта. И ваш город и край могут гордиться таким проектом, как театр особенных людей. Я желаю ему большого плаванья, и чтобы на его сцене засияли великие режиссеры и актеры.
Где начнется мировая история?
Сказать эти слова со сцены театра «КЛЮЧ» Наталье Крель не довелось, зато ей удалось достичь предварительных договоренностей по вопросу проведения в Хабаровске первых международных Пифийских игр в области высших достижений в искусстве для детей с инвалидностью и инклюзивных коллективов. Дело в том, что взрослые Пифийские игры в России уже проходили, а проведение детских только готовилось, но началась пандемия.
— Мы встретились с и.о. заместителя председателя краевого правительства, руководителями министерств соцзащиты, образования и спорта и везде встретили поддержку и понимание, — рассказала столичная гостья. — И в Хабаровске вполне может начаться мировая история детских Пифийских игр. Но этому должна предшествовать огромная работа, цель которой, в первую очередь, выстроить пандусы между людьми.
Наталья Валерьевна уверена, что хабаровскому региональному отделению ВОРДИ, которое является одним из самых сильных и деятельных в России, эта задача по силам. Поэтому надо приниматься за дело. А в программу Пифийских игр обязательно включат спектакли любительского театра особенных людей «КЛЮЧ».
Врезка: Пифийские игры — в Древней Греции общенациональные празднества и состязания (музыкальные), проводившиеся в честь Аполлона Пифийского, который по преданию убил чудовище дракона Пифона, обитавшего в Дельфах. Эти игры вторы по значению после Олимпийских игр.