Специальные выпуски
Танцы на шоссе
Зачем профессиональным велосипедистам «памперсы», для чего спортсмены «танцуют» на трассе, что такое воздушный мешок и как он помогает ехать быстрее?
Честно говоря, ни одним из этих вопросов я ранее не задавался. Ровно до того момента, пока не принял участие в тренировке воспитанников муниципальной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва «Максимум».
Мой звонок и просьба прокатиться наравне с другими ради того, чтобы взглянуть на процесс, что называется, изнутри, очень удивили тренера велосипедного отделения школы Павла Съедина. Все-таки неподготовленному человеку выехать с тренирующимися ребятами и два часа держать темп на загородной трассе — задача не из легких. Но волнение Павла оказалось напрасным. Забегая вперед, скажу, что я легко держал заданный уровень, а при необходимости опережал группу велосипедистов вообще без усилий. Правда, делал я это, сидя в тренерской «Газели», сопровождающей спортсменов… Но это уже детали.
Силовая работа
Да, мне предложили альтернативный вариант — побывать, по сути, на месте тренера. Ровно в 10.00 отъезжаем от школы и выдвигаемся в сторону аэропорта. Своим ходом в том же направлении отправляется группа тренирующихся, сегодня это ребята в возрасте 13—15 лет. За рулем «Газели» сам Павел Съедин, в салоне второй тренер Руслан Шестак, который уступил мне место впереди.
— Выезжаем организованно, саму тренировку начнем уже за городом, — говорит Павел Съедин. — Сегодня силовая работа — они будут проезжать определенный километраж на самой тяжелой передаче, потом немного отдыхать на оптимальной и снова переключаться на тяжелую. То есть нет цели набрать максимальную скорость.
— А какую скорость можно в принципе развить на велосипеде? — спрашиваю я.
— Интересный вопрос, его задают практически все, — улыбается Павел Сергеевич. — Все зависит от условий гонки, конструктивных ограничений. Профессионалы могут ехать и 100 км/ч. К примеру, когда движутся на спуске или в воздушном мешке, меняясь друг за другом. А на равнине при хорошей работе команды скорость где-то от 50 до 65 км/ч.
Термин «воздушный мешок» широко используется практически во всех видах гонок. Эффект достигается, когда впереди идущий берет на себя основную нагрузку, связанную с сопротивлением воздуха. Те, кто сзади, попадают в разряженную зону, соответственно, и ехать им легче.
Дорого, да любо
К слову, современный шоссейный велосипед и стоить может как вполне себе приличный автомобиль.
— Цены начинаются где-то от 100 тыс. руб., — объясняет Павел Съедин. — Иногда доходит и до 1 млн руб. Но у нас в школе таких нет, максимум тысяч 400—500. Также спортсмену необходимы шлем, форма. Те же велосипедные шорты можно взять подешевле, можно подороже — все зависит от качества «памперса» — специальных гелевых вставок, на которых сидит спортсмен. Если ты тренируешься больше полутора часов, нужна хорошая, качественная экипировка.
Что же такого особенного в велосипеде, который стоит полмиллиона? Прежде всего материалы. К примеру, карбоновые рама и колеса. Это существенно снижает вес и увеличивает прочность. Вместо обычных шариковых подшипников используются специальные керамические, которые в разы снижают трение. А как вам электрические переключатели скоростей, где вместо традиционных тросиков используются электромоторчики? И таких нюансов очень много.
Физика и психика
Благо родителям, решившим отдать ребенка в секцию велоспорта, не придется идти на траты, которые далеко не каждому по силам. Сами занятия в школе «Максимум» бесплатные, велосипед также дадут. Принимают с 10 лет. При этом какого-то первоначального отбора нет.
— У нас бывает такое, что дети, когда приходят, вообще не умеют кататься, — рассказывает Павел Съедин. — Учим, объясняем технику езды, Правила дорожного движения. Конечно, сразу на дорогу никто ребят не выпускает. Спустя какое-то время уже можно делать определенные выводы — получится из человека велосипедист или нет. Есть люди, которые изначально правильно садятся на велосипед, а есть те, кто делают это коряво — колени в стороны, локти разобраны, спина вертикально. Но и это еще ни о чем не говорит. Может быть, у него посадка неидеальная, зато хорошие функциональные данные, и он может ехать даже лучше того, кто сидит верно. Многое зависит еще и от устойчивости психики. Есть ребята, которые физически готовы, а морально не дотягивают. А это очень важно. Дистанции у нас серьезные. К примеру, на недавнем чемпионате России у мужчин было 180 км, у женщин — 136 км.
Разбор проездов
Тем временем мы уже на загородной трассе, тренировка в самом разгаре. Участок в 9 км необходимо проехать туда-обратно дважды. Причем не просто кататься, а выполнять силовую работу.
— Передачу потяжелее поставьте, посмелей! Никита, ставь-ставь! Даша, тоже не отставай! — дает указания из машины Руслан Шестак.
— Бывают и скоростные тренировки, когда набирается максимальный разгон на определенном участке, — продолжает Павел Съедин. — Возвращаясь к теме воздушного мешка: если, к примеру, сами они едут 30—40 км/ч, то, когда я их сажу за машиной, уже 50—60 км/ч. То есть держу заданную скорость, а они не должны «вывалиться», на нашем сленге — отстать.
На одном из подъемов некоторые спортсмены встают со своих седел и начинают ехать, стоя на педалях и раскачиваясь из стороны в сторону.
— Этот стиль езды называется «танцовщица», — говорит Павел Съедин. — Но тут тоже очень важно правильно работать — нужно применять свою силу, класть велосипед набок так, чтобы прилагаемый вес и усилие пошли куда надо. При этом должно быть круговое педалирование, то есть необходимо и давить, и подтягивать педаль одновременно. К примеру, видите, как одна из спортсменок начала работать спиной и «клевать» на фоне усталости? Это все из-за неверной техники. После каждой тренировки проводим детальный разбор, чтобы в дальнейшем исключить ошибки. Ну и, конечно, практика прежде всего. Специфика велосипедного спорта в том, что чем больше и регулярнее ты катаешься, тем сильнее прогрессируешь.
Важно, что тренировки велосипедистов не ограничиваются выездами на трассу. Никто не отменял работу в зале. Это касается и специальных станков, где нарабатывается техника, и общефизической подготовки. Работа с железом, бег, плавание — все это неотъемлемые составляющие. Чтобы добиться результата, развиваться нужно комплексно. Собственно, как и в любом другом деле.
Кстати
Муниципальное бюджетное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва «Максимум»
Отделения:
— велосипедный спорт (4 тренера, 44 спортсмена), прием детей с 10 лет;
— легкая атлетика (16 тренеров, 321 спортсмен), прием детей с 9 лет;
— конькобежный спорт (6 тренеров, 168 спортсменов, в том числе шорт-трек — 2 тренера, 59 спортсменов), прием детей с 9 лет
Занятия в группах бесплатные. Контактный тел. 47-67-65.
«Баба в окошке» для сильных духом
Городской турнир по городошному спорту состоялся на площадке стадиона «Заря».
— В соревнованиях выступили десять человек, — рассказал один из главных энтузиастов древней русской игры в Хабаровске Владимир Картунов. — Спросите, почему так мало участников? Да больше, по сути, и нет в краевой столице никого.
Старость в радость
— Только в поселке имени Горького остались ветераны-городошники, которые занимаются этим делом уже несколько десятков лет, — продолжает Владимир Григорьевич. — Мы и корты поддерживаем в надлежащем состоянии, и за инвентарем следим. Такой сейчас сложно найти даже в специализированных спортивных центрах — настоящий раритет. А самое главное, с помощью администрации Хабаровска регулярно организовываем состязания. Они включены в календарный план управления по физической культуре, спорту и здравоохранению, поэтому есть призы и награды. Кстати, в конце сентября планируем провести на «Заре» традиционный турнир, посвященный Дню пожилого человека. Приглашаем всех желающих поболеть за спортсменов. Хорошее настроение всем уж точно обеспечим.
А на недавно прошедших соревнованиях победу неожиданно одержал Сергей Власенко. И ведь не сказать, что ему подфартило, просто классно метал, практически без осечек. В финале он лишь немного опередил самого титулованного мастера, многократного чемпиона города и края Юрия Ерофеева, довольствовавшегося серебром. Другой фаворит Владимир Картунов начал неплохо, но в итоге занял только третье место.
Возьмите в руки биту
— Что касается дальнейших перспектив, то мы пытались увлечь городками хабаровскую молодежь, — продолжает Владимир Григорьевич. — Ходили в учебные заведения, приглашали на тренировки, предлагали секции организовать, провести мастер-классы для школьников. Но должного отклика, к сожалению, так и не получили. Ребят и их родителей сегодня больше интересуют хоккей, футбол, волейбол, плавание, художественная гимнастика и другие олимпийские дисциплины. А ведь наш вид спорта на свежем воздухе один из самых увлекательных и активных. В городки при желании можно играть в любое время года. Правила, на первый взгляд, довольно просты. Однако нюансов хватает. А главное, навыки требуются для достижения успеха.
В игре используются бита весом в среднем два килограмма и деревянные чурки, рюхи или цилиндры (называют по-разному). Именно из них выстраиваются фигуры для поражения с определенных дистанций — кона и полукона. Названия у некоторых очень забавные. К примеру, есть «колодец», «часовые», «рак», «письмо», «артиллерия», «коленчатый вал» и даже «пулеметное гнездо», которое изначально именовали «бабой в окошке». В общем, интересно, стоит только попробовать.
— Это не русская забава, а занятие для сильных духом, — прокомментировал заместитель директора МАУ «Хабаровск спортивный» Михаил Гумовский. — Причем увлеченные люди дадут фору многим молодым. Жизнь на городошных кортах в поселке имени Горького кипит даже в зимнее время. Будем и в дальнейшем оказывать им помощь словом и делом.
Желающие заняться городошным спортом могут обратиться на корты стадиона «Заря» по адресу: ул. Воровского, 17Б. Контактные телефоны: 47-05-73, 75-48-63, 8-984-172-02-35.