Хабаровск спортивный
logo

Специальные выпуски

Хабаровск спортивный

Подготовила Валерия ТУЧИНА, фото автора, Екатерины ТЕСЕЛЬСКОЙ и из архива

Первым делом самолеты

Построить их своими руками может каждый, кто занимается авиамодельным спортом.

раз.jpg

Посмотреть, как создаются летательные аппараты, я отправилась в мастерскую Центра технического творчества. А чтобы лучше понять увиденное, пообщалась с председателем Федерации авиамодельного спорта России по Хабаровскому краю Никитой Давыдовым.

Универсальный и перспективный

Едва я переступила порог помещения, как мне в нос ударил запах лака и клея — это юные конструкторы работают над своим будущим самолетом. Семилетние мальчики сосредоточенно скрепляли разрозненные деревянные детали в единую конструкцию.

— В нашем центре занимается около тридцати ребят 7—18 лет. Еще одна секция находится в детско-юношеском центре «Техноспектр» в поселке имени Горького. — объяснил Никита Викторович. — Кроме того, к нам приходит молодежь 20—23 лет.

К слову, этот вид спорта поистине универсален, потому что строить самолеты может любой человек в возрасте от 7 до 99 лет, если ему к своим преклонным годам удалось сохранить хорошую мелкую моторику и быструю реакцию. На сегодня самому возрастному хабаровскому авиамоделисту Роману Быстрееву 60 лет. Он мастер спорта, неоднократный победитель и призер всероссийских турниров.

— В краевой столице довольно высокий уровень подготовки спортсменов. Наши ребята регулярно побеждают на соревнованиях среди регионов ДФО, — отметил Никита Давыдов. — Также они стабильно входят в десятку лучших на состязаниях всероссийского уровня.

Важны детали

Все модели делятся на свободнолетающие, кордовые, радиоуправляемые и копии с существующих самолетов. У каждой из этих разновидностей есть основные и дополнительные классы в зависимости от конструкции.

У нас в городе сейчас активно развивается создание кордовых летательных аппаратов. Их отличительная особенность в том, что они управляются вручную, при помощи тросов (корд) из лески, которые двумя концами крепятся к крыльям, а другими двумя — к катушке в руках пилота. С помощью такой системы управления он может заставить модель в процессе полета выполнять различные фигуры пилотажа в пределах полусферы над землей.

— Длина корды составляет 15 м. Чем она больше, тем легче управлять, — пояснил Никита Викторович. — В полете макет развивает скорость 180—300 км/час. Его мощность зависит от двигателя внутреннего сгорания, который может работать на смеси керосина и эфира, а также на бензине или дизельном топливе. Чаще всего кордовые самолеты используются в дисциплине «Воздушные бои», там главная задача — обрубить тросы соперника и сохранить свои.

Большинство самолетов изготавливается из древесины определенных прочных пород. Чаще всего используются южноамериканская бальза, сосна, дуб, ясень, бук, ель и кедр.

— Вес авиамодели должен быть не тяжелее 5 кг, иначе ими сложно управлять, а размер мотора не больше 2,5 куб. см, — Это единственные регламентированные ограничения. — рассказал эксперт. — Длина и ширина корпуса по умолчанию подстраиваются под параметры двигателя, а размах крыльев может быть любым.

Стоимость материалов для сборки варьируется от 250 руб. (модели для воздушного боя) до 200 тыс. руб. (пилотажные модели). Цена за двигатели в зависимости от мощности — от 602 руб. до 72 тыс. руб. Топливо можно приобрести от 200 до 400 руб. за литр.

Денежный вопрос

два.jpg

В данный момент основной проблемой для краевой федерации авиамодельного спорта является недостаток финансирования.

— Пролет на соревнования в западную часть страны нам оплачивает краевое министерство спорта, а заявочные взносы и проживание за личные деньги спортсменов, — поделился Никита Давыдов. — Также, поскольку авиамоделирование не является олимпийским видом спорта, древесину, двигатели и топливо тоже приобретаем сами. Несмотря на это занятия в нашей секции проходят бесплатно.

Но вопреки трудностям авиамодельный спорт в Хабаровске продолжает развиваться. С прошлого года пилоты тренируются на поле, расположенном на территории Тихоокеанского государственного университета. Его руководство заинтересовано в обмене опытом с авиамоделистами. Студенты ТОГУ отвечают взаимностью и с удовольствием пополняют ряды конструкторов.

— Учусь на третьем курсе направления подготовки «Технология машиностроения», и это увлечение помогает мне в учебе, — рассказал спортсмен Ярослав Марцинкевич. — Сейчас вместе с другом собираем модель беспилотного летательного аппарата по собственным чертежам. Детали для него изготавливаем самостоятельно.

Кстати, испытать его в полете молодой человек сможет уже в начале июня на Чемпионате и первенстве ДФО, который пройдет в краевой столице.

Авиамоделирование — один из самых старых технических видов спорта. Он возник в 1900 году в связи с развитием авиастроения. Инженерам были нужны макеты для наблюдения за аэродинамическими процессами в воздухе. Первые состязания среди планеров прошли в 1905 году в Париже. Через пять лет авиамоделирование начало развиваться в России благодаря профессору Николаю Жуковскому и его сподвижнику инженеру Петру Энгельмейеру. Турнир состоялся в Москве в 1910-м, в нем участвовали 36 человек, представивших на суд жюри 50 моделей.

Под скрежет шин

Картинг (1).jpg

Какое отношение имеют дети к автоспорту? Самое непосредственное, если говорить о картинге.

Более 40 участников из Хабаровска, Владивостока, Комсомольска-на-Амуре, Николаевска-на-Амуре и села Некрасовка собрались на парковке арены «Ерофей», чтобы сразиться за звание победителя чемпионата и первенства Хабаровского края.

Детские игры

— В картинге преимущественно спортсмены 5—17 лет. Они соревнуются в классах автомобилей «Мини», «Супермини» «Пионер», «Кадет», «Ротакс Макс Юниор» и «Национальный-юниор», — объяснил судья турнира Денис Ракитин. Взрослые участники состязаются на картах классов «Ротакс Макс» и «Национальный». Оцениваем скорость и точность выполнения поворотов и преодоления дистанции.

Пока одни ребята готовили своих железных коней к заездам, другие отдыхали, сидя на них как на скамейках. Казалось они настолько уверены в своих силах и навыках, что совершенно не переживают за исход турнира. Лишь один тридцатилетний мужчина стоял в стороне от всеобщей суеты и деловито рассматривал свой агрегат.

— В чемпионате участвую уже второй год подряд, — рассказал картингист Илья Строганов. — В прошлый раз завоевал бронзу, поэтому сегодня хотелось бы улучшить результат. Подготовиться к соревнованиям несложно — достаточно купить мотор, шасси и резину. В среднем обслуживание карта обходится в сумму до 100 тыс. руб. До картинга три года занимался автоспортом. Работаю в сфере кузовного ремонта, поэтому увлечение не мешает моей основной деятельности.

Тем временем на площадке перед треком выстроилась очередь на взвешивание и технический контроль. Эти две процедуры являются обязательными. Ведь если вес машины будет меньше более чем на 2 кг от указанного в регламенте, результат пилота на данном этапе аннулируется. И здесь для каждого класса своя норма. Для «Пионера» масса автомобиля вместе с экипированным спортсменом должна составлять не менее 105 кг. «Кадету» и «Мини» достаточно 100 кг. Самые тяжелые «Ротакс Макс» и «Национальный». Норматив веса для них равен 160 и 162 кг.

Заставили понервничать

Картинг (2).jpg

К счастью для спортсменов, на этом этапе никого не дисквалифицировали и тем же составом все отправились на брифинг, где организаторы объявили очередность заездов. А после него — прямиком на трассу, где после получасовой разминки по пять минут для каждого класса, начались спортивные баталии.

Буквально за доли секунды участники разогнались до 100 км/час, лишь автомобиль под номером 19 не смог стартовать. Его даже пришлось толкать. Но в итоге он все-таки завелся и продолжил гонку вместе со всеми. К сожалению, вырваться в лидеры ему не удалось. Первым линию финиша пересек карт № 28. Не обошлось без внештатных ситуаций и в следующем заезде. Участник под номером два на полной скорости врезался в препятствие и сошел с дистанции, к счастью, никто не пострадал.

Спортсмены заставили болельщиков понервничать и с точки зрения расстановки сил. Так, карт № 96 на протяжении всей дистанции шел четвертым, но под конец смог обойти соперников и финишировать первым.

— С интересом наблюдала за ходом соревнований. По накалу страстей они чем-то напоминают «Формулу—1», — поделилась хабаровчанка Евгения Ломаева. — Также до последнего было непонятно, кто выиграет, потому что все могло поменяться в любой момент.

По итогам турнира практически во всех классах гоночных автомобилей золото досталось хабаровским пилотам, лишь в состязании «Пионеров» награду высшего достоинства завоевал представитель села Некрасовка Алексей Фесько.

Кстати, хабаровчанину Илье Строганову все-таки удалось улучшить собственный результат прошлого года. На этот раз он стал вторым. 


Домой с победой

Кикбоксинг.jpg

Хабаровчанин завоевал золото первенства России по кикбоксингу в Кемерове.

В столицу Кузбасса съехались более тысячи спортсменов из 65 регионов страны. Соревнования проходили в дисциплинах лайт-контакт, поинтфайтинг, сольные композиции, фулл-контакт, К1 и лоу-кик в двенадцати весовых категориях.

Среди спортсменов весом 51 кг стал лучшим наш Кирилл Кольин. Он провел три боя и в финале одержал победу над представителем Ставропольского края Мурадом Мамаевым.

— Все соперники были достойными, среди них даже был чемпион России прошлого года, — поделился Кирилл. — Один из поединков дался мне труднее из-за высокого роста оппонента. Я изначально стремился только к победе и целенаправленно готовился к этим соревнованиям. Думаю, что если бы не удалось завоевать высшую награду, то подвел бы всех, кто готовил и верил в меня.

Также в копилке сборной Хабаровского края три бронзовые медали в дисциплинах лайт-контакт, фулл-контакт и лоу-кик.



Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)