Специальные выпуски
Артистичная осень
Еще месяц назад это казалось сказочным и недостижимым, но наконец свершилось: хабаровские театры открывают новый сезон в самом что ни на есть офлайне.
Первой двери для зрителей распахнет муниципальная «Триада». Уже 11 сентября там сыграют спектакль «Женитьба» по Гоголю, затем 12 сентября «Ужин на сто персон», а 13 сентября — «Романс о влюбленных».
«Друзья, зал вмещает только 80 человек, а в связи с необходимостью социальной дистанции в продажу поступит лишь половина билетов», — предупреждает труппа в соцсетях.
Они выбрали нетривиальную стратегию безопасности — закрыли кассу. Контрамарки можно приобрести на dvhab.ru.
Пока коллектив решил сосредоточиться на нынешнем репертуаре. Но артисты продолжают репетировать пушкинские «Маленькие трагедии» — премьеру обещают в ноябре.
Микс в автобусе
Следом, 12 сентября, начинают работу «главные по малышам» — краевой театр кукол. Их сезон стартует… в автобусе.
— Мы запланировали марафон «Большое открытие»: два показа постановки «Лисенок-плут» в 10 и 13 часов, а затем в 17 часов спектакль для самых маленьких «Заинька», — сообщила завлит театра Екатерина Крюкова. — Но из-за ограничений можно заполнить лишь половину зала, и мы решили не сидеть на месте, а запустить по городу театральный автобус. Так к празднику смогут присоединиться все желающие.
Сейчас для творческого транспорта согласовывают марш-рут — предварительно на нем уже есть пять точек.
— Часть артистов будет выходить на улицу и играть там, а часть останется в машине, — объяснила Екатерина. — Там будет кукла-водитель, кукла-кондуктор и т.д. Планируем показать своеобразный микс из разных наших постановок, причем действие будет идти как снаружи, так и внутри. А значит, зритель сможет посмотреть оба варианта.
Подробности события коллектив обещает уже совсем ско-ро разместить в своем «Инстаграме» @kukla_xa.
Гастроли и поэзия
— Зритель к нам придет 17 сентября, но с нами, увы, не встретится, — загадочно заметил в интервью художественный руководитель краевого театра драмы Николай Евсеенко. — Мы как раз будем с гастролями в Санкт-Петербурге. Зато он сможет встретиться с артистами из города на Неве — если точнее, это будет ТЮЗ им. Брянцева.
Хабаровчане вернутся на свою сцену 26 сентября.
— Открываемся мы спектаклем «Муравьев-Амурский», а затем будут две премьеры, — пообещал Николай Иванович.
Одна из них — «Мой бедный Марат» по пьесе Алексея Арбузова. Горожане должны были увидеть ее еще 9 Мая, но тут на нас обрушилась пандемия. Теперь юбиляр (в этом году храму культуры 75 лет) восстанавливает справедливость.
Белый театр надеется сыграть первое осеннее действо 24 сентября, если не будет форс-мажоров.
— Со спектаклем пока не определились — ждем возвращения актрисы из отпуска, — рассказал его художественный руководитель Андрей Трумба. — Надеемся показать новый перформанс «Бессонница» по стихам Марины Цветаевой. А если сразу не получится, выберем что-то проверенное, например «Контрабас» по пьесе Патрика Зюскинда.
И снова дата!
Кстати, в этом году у нас сразу два юбилейных сезона: свое 95-летие празднует Хабаровский музыкальный театр.
— В связи с этим артисты 25 сентября готовят для зрителей «(не)Обыкновенный концерт», — говорит специалист ХМТ по рекламе Галина Жукова. — А на 26 сентября запланирован показ комедии «Небесный тихоход».
Начинать ярким гала-концертом с участием всех солистов, балета, хора и оркестра — их добрая традиция. В первом отделении долгожданных гостей встретят партиями из классической оперетты, второе будет эстрадным.
Впрочем, коллектив ХМТ репетирует на повышенных оборотах: на декабрь запланированы еще две премьеры — мюзиклов «Голубая камея» и «Волшебник Изумрудного города».
— «Голубую камею» ставит московский режиссер, заслуженный деятель искусств России Николай Андросов, — уточнила Галина Жукова. — Он уже приехал в Хабаровск.
Последний, но не по важности
Хабаровский ТЮЗ примет эстафетную палочку от коллег в октябре: его «артистичная осень» начнется 23 октября. И труппа пока держит интригу: «Как это будет? Незабываемо! Чуть позже расскажем подробнее».
Ну а мы, конечно, ждем.
Неизвестная знаменитость с маленькой картины
«Эти два портрета иллюстрируют, насколько разными были творческие пути братьев-художников Маковских», — экскурсовод Дальневосточного художественного музея останавливается у полотен, висящих рядом.
Справа солидная метровая работа. На ней румяная молодая девушка в кружевном платье, украшенном цветами, непринужденно позирует на фоне бархатных драпировок. «Яркий образец салонной живописи Константина Маковского, пример элегантности, воспевающей женскую прелесть», — скажут вам. И добавят, что на холсте его вторая супруга Юлия Павловна — редкая красавица и муза на долгие годы.
Картина слева скромнее и меньше: женщина в глухом черном платье задумчиво смотрит то ли вдаль, то ли вглубь себя. «Портрет Харитоненко» — подписана работа передвижника Владимира Маковского. Про эту героиню вам, скорее всего, ничего не расскажут. Максимум упомянут про «мягкую женственность созданного художником образа». И очень зря.
Владимир, в отличие от брата — сторонника парадного академизма и императорского любимца, был передвижником, сосредоточился на теме социальной несправедливости и портретах простых людей. Только вот Вера Харитоненко была далеко не простой.
Дом для шедевров
Вера Андреевна (урожденная Бакеева) — жена одного из крупнейших русских коллекционеров и меценатов XIX века Павла Харитоненко. Семья богатого сахарозаводчика не только занималась благотворительностью, строя приюты и храмы и покровительствуя культурным обществам, но и кропотливо создавала собственное собрание.
В нем нашли себе место культовые живописные шедевры, такие как «Неизвестная» Крамского, «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» Боровиковского (самый знаменитый непарадный портрет императрицы) и «Бурное море» Айвазовского, французская живопись барбизонской школы, иконы и церковная утварь. И Вера Харитоненко не просто наблюдала, а сама активно участвовала в процессе: древняя иконопись была именно ее увлечением.
Историки пишут, что основная часть коллекции размещалась в роскошном московском особняке на Софийской набережной прямо напротив Кремля. Это было одно из самых знаменитых мест столицы, где пел Шаляпин, играл Скрябин, танцевала Гельцер, а Иван Москвин ставил домашние спектакли.
На стенах в доме висели подлинники передвижников: Сурикова, Репина, Шишкина, Васнецовых, Поленова… Но упоминания о Владимире Маковском почему-то не попадается.
В принципе, неудивительно: особняк был построен к 1893 году, а портрет Веры Андреевны написан на семь лет раньше.
Еще одно Абрамцево
Тем не менее семьи Маковских и Харитоненко все же тесно связаны. Павел Иванович был родом из города Сумы на Украине, там же располагалось сердце его торговой империи, унаследованной от отца. В 1880-х Иван Герасимович построил рядом с малой родиной усадьбу и назвал Натальевкой.
Потом культурологи назовут ее «слобожанским Абрамцево» по аналогии со знаменитой резиденцией Саввы Мамонтова. Вот как вспоминал Натальевку великий скульптор Сергей Конёнков: «Хозяйство содержалось в образцовом состоянии. Выращивали оленей, индюков, уток, фазанов. Держали коров, коней, овец. Имение окружал большой фруктовый сад. Такого благосостояния я нигде никогда не видел. Гостеприимный и радушный был сахарозаводчик Харитоненко».
Здесь жили и творили Неврев, Виноградов, Мясоедов, Нестеров, Шишкин. Подолгу гостил и Владимир Маковский с братом (но не Константином, а Николаем). В имении он, начиная с 1885 года, написал целую серию работ: портреты отца Харитоненко, его дочерей Натальи и Елены, племянницы и даже детского воспитателя. Можно предположить, что Вера Андреевна позировала ему примерно в это же время.
А когда Харитоненко перебрались в свой знаменитый особняк, их сокровищница оказалась разделенной на три части между Москвой, Натальевкой и Сумами.
Забота издалека
Павел Иванович умер в 1914 году, и после его кончины управление сахарными заводами, содержание имений и забота произведениях искусства легли на плечи овдовевшей Веры Андреевны. Делами она занималась ответственно, но грянула Первая мировая, а затем революции и Гражданская война.
Октябрьские события 1917 года застали ее на Украине, в то время как дочери Наталья и Елена с мужьями и детьми жили на Софийской набережной. Особняк попал в эпицентр перестрелок. Вера Харитоненко тут же кинулась к родным и добиралась до собственного дома под градом пуль. Там они оставались до лета 1918-го и потом уехали в Натальевское поместье, а оттуда эмигрировали в Италию и Германию.
В Натальевке создали музей усадьбы, а затем коллекция оказалась в Харьковском художественно-историческом музее. Собрание из особняка было национализировано. По свидетельству главного специалиста Третьяковской галереи Светланы Усачевой, уже из эмиграции Вера Андреевна хлопотала, чтобы основная часть в 1924 году отправилась именно к ним.
Что же касается нашего маленького портрета, то он приехал в Хабаровск, конечно, не из Харькова, а указан в списках поступлений из Третьяковки. Похоже, это значит, что холст все-таки попал в легендарный дворец на Софийской набережной. Наверное, он был любим знаменитой семьей.
Новая история легенды
А что же сам особняк? Он чудом избежал разграбления — говорят, только потому что там на время разместилась Датская миссия Красного Креста — и был передан народному комитету иностранных дел. Так что там продолжали бывать знаменитые люди, например Герберт Уэллс и Айседора Дункан.
Последняя произвела настоящий фурор. Танцовщицу пригласили встретиться с лидерами коммунистической партии, и эта мысль привела ее в трепет.
Взволнованная, она пришла на вечер и увидела совсем не то, что ожидала. За обильно накрытым столом сидели хорошо одетые люди и слушали певицу, исполнявшую французские куплеты. Ее приемная дочь Ирма писала, что Айседора была возмущена и даже произнесла обвинительную речь.
— Выбросить буржуазию только для того, чтобы забрать себе ее дворцы и наслаждаться теми же нелепыми древностями?! — кричала она. — Вы не революционеры. Вы буржуа в маске. Узурпаторы!
И потом в гробовом молчании покинула большой зал…
Вера Харитоненко свой дом больше не увидела. Она скончалась в Мюнхене от рака, по разным данным, в 1923, 1927 или 1929 году.
Шоу-лица краевой столицы
10 сентября. Евгений Соя. Квартира Паши Кейзера
Одесский молодой поэт-битник Евгений Соя начал писать стихи еще в 16 лет. Тогда же он и решил связать свою жизнь с творчеством. Уже сейчас у 29-летнего Евгения выпущено семь сборников. В своих произведениях поэт поднимает много разных тем. Но, если вчитаться, для него нет ничего важнее любви. Кроме того, Евгения беспокоит вопрос взросления и смерти идеалов, и эта тема красной нитью проходит через его стихи. Пока уже перенесенный концерт запланирован на 10 сентября и пройдет в 19.00. По вопросам бронирования билетов обращаться по телефону 8-924-304-75-64 (Раиса).
15 сентября. Группа «Пикник». Городской дворец культуры
У любителей классического рока есть шанс хорошо провести время. Питерский коллектив «Пикник» — это уже завсегдатаи российской сцены. Но они не те, кто любит почивать на лаврах, поэтому постоянно готовят новые программы, а также выпускают альбомы. В Хабаровске музыканты представят концерт «В руках великана». Одноименный диск вышел в сентябре 2019 года и сразу возглавил чарты iTunes и GooglePlay. Кроме того, рокеры исполнят и свои былые хиты, такие как «У шамана три руки», «Египтянин», и другие. Начало в 19.00.
17—20 сентября. Гастроли ТЮЗа им. А.А. Брянцева. Хабаровский театр драмы
Весь коллектив театра старается придерживаться идеи основателя Александра Брянцева о «театре особого назначения», который будет одинаково интересен всем поколениям зрителей. В краевую столицу один из старейших детских театров России приедет на четыре дня. Всего запланированы показы пяти спектаклей по классическим произведениям: «Бедная Лиза», «Человек в футляре», «Сказка о потерянном времени», «Плыл кораблик белопарусный» и «Зимняя сказка». Телефон для справок 30-68-25.
22 сентября. «Лебединое озеро». Городской дворец культуры
«Лебединое озеро» представят в постановке классического национального русского балета под руководством заслуженного деятеля искусств России Виталия Бутримовича. Балет на музыку Петра Ильича Чайковского — едва ли не самая известная в мире театральная постановка. Солировать будут Наталья Одинокова и Александр Бутримович. Начало в 19.00.