Культура
logo

Специальные выпуски

Культура

Подготовили Татьяна ЦВЕНГЕР и Дарья УЛАНОВА. Фото из архива

Сам себе режиссер

эйфория3.jpg

Искреннюю историю двух мечтателей создали хабаровские танцовщики. В конце октября молодые постановщики Демьян Ересько и Александра Ерина представили спектакль «В тени эйфории» на V фестивале музыкальных театров «Видеть музыку» в Москве.

Там хабаровчан назвали знатоками питерской культуры и даже попросили поделиться плейлистом постановки.

Разговоры между па

Началось все с идеи создать пластический проект по мотивам повести Достоевского «Белые ночи».

— Хоть идея и была моей, проект у нас получился общий. Мы реализовали его с Сашей пятьдесят на пятьдесят, — рассказывает молодой артист балета Хабаровского краевого музыкального театра Демьян Ересько.

— У нас всегда была мотивация к самовыражению. А год назад появилась возможность воплотить все в жизнь, — добавляет Александра Ерина, руководитель танцевального проекта «Вверх ногами», преподаватель Хабаровского государственного института культуры. — Большую роль в том, чтобы все действительно состоялось, сыграла режиссер нашего спектакля, экс-руководитель Новой (экспериментальной) сцены ХКМТ Дарья Пантелеева.

Хоть у команды и был опыт постановки танцевальных номеров и балетных партий, за полноценный спектакль со словами они взялись впервые.

— Придумать-то придумали, что будем на сцене не просто танцевать, но и разговаривать. А как реализовать? С этим сели в лужу и поняли, что без режиссера не обойтись. Дарья помогла с написанием текста и общей постановкой, — объясняет Демьян.

Кроме того, к команде присоединились и другие профессионалы. Например, художником позвали арт-директора мастерской «Палуба» Елену Гусеву.

— Благодаря тому, что со всеми этими людьми мы дружим, рождалось все в спокойной атмосфере, — говорит Александра.

Взаимопонимание и спокойствие

Естественно не обошлось и без проблем. Поначалу молодые хореографы не могли договориться друг с другом.

— Но, что самое интересное, у нас не было каких-то прописанных движений. Все возникало в результате поиска, — признается Демьян. — Сложно увидеть итоговый результат, когда ты сам находишься внутри действия. Кроме того, временами мы не до конца были уверены в своих балетмейстерских решениях и мыслях.

Так как «В тени эйфории» для артистов был дополнительным творческим проектом, время на репетиции находилось только после основной работы.

— А мне еще как исполнителю было сложно выучить и не забыть текст, — смеется Александра.

Если премьера для артистов была событием волнительным, то уже в Москве они чувствовали себя как рыба в воде. Но и там случилось несколько казусов, с которыми хабаровчане благополучно справились.

— Для нас была очень важна высота потолка для монтирования декораций. На нашей малой сцене она равна трем метрам, а в Москве — десяти. Но, хорошо хоть мы запаслись необходимым материалом, чтобы зрители смогли увидеть декорации на сцене, а не под потолком, — рассказывает Демьян.

— А еще, к сожалению, мы поехали без нашего световика. Поэтому не меньше суток сразу после самолета мы занимались тем, что прописывали свет, — добавляет Александра.

К счастью, остальные процессы не пострадали, и выступление прошло без проблем. Кстати, 30 ноября они планируют представить на большой сцене театра свой новый проект — вечер современного танца «Твоя очередь».

Мелки, свобода и ветер

надежкина.jpg

Александра Надежкина — похоже, единственный в Хабаровске художник-пастелист. Шестого ноября она открывает пятую персональную выставку «По воле ветра».

— Да, получается, творческий юбилей, — улыбается художница в окошке Вотсапа.

Спасибо, что пришли

Интервью у нас по понятным причинам дистанционное, а вот вернисаж она надеется провести пусть камерно и в масках, но очно — очень уж ценит собственные традиции:

— Не люблю, когда открытие превращается в ярмарку тщеславия. Гораздо благодатнее представлять и других людей, давать им возможность проявить себя. Поэтому на моих выставках всегда есть музыканты, танцовщики, а на этот раз будут еще и поэтессы. Кроме того, мы всегда делаем благотворительный аукцион — помогать людям приятно. А еще я никогда не обхожусь без маленьких подарков, открыток или магнитиков. Нужно же отблагодарить зрителя за то, что он пришел. И пусть он не купит картину, зато возьмет мою открытку и пошлет другу. Тоже хорошо!

На этот раз Александра впервые выбрала для своих картин «нехудожественную» площадку: их прямо на мольбертах расставят в пространстве «Коммуна» на последнем этаже «Броско Молла», а после перенесут в кофейню по соседству.

— Люди будут наслаждаться кофе, а заодно знакомиться с выставкой, — объясняет девушка. — И это здорово, потому что искусство должно быть видно, причем разным людям.

Сколько там будет работ? Она пока не знает. Да, вот так. Художница легко пожимает плечами:

— Мы с мужем просто грузим в машину много картин, около пятидесяти, а потом на месте смотрим, что вписывается, а что нет. Думаю, в итоге останется штук девятнадцать.

О таком подходе я слышу впервые. Впрочем, ей уже приходилось делать то, что до нее никто не пробовал.

Если не хочется масла

— Когда я была в гостях у нашего художника Николая Холодка, он упоминал, что в 1990-х в Хабаровске был автор, который работал в основном с пастелью, — рассказывает девушка. — Но он умер, а последователей не оказалось. В моем же случае даже мэтры, глядя на работы, обычно говорят: «Это масло, что ли? Пастель? Да нет, не может быть».

Легкие, с размытыми контурами и цветовыми переходами (будто смотришь через запотевшее стекло, окно поезда или машины, как снаружи гуляет ветер), ее пейзажи сильно отличаются от того, что мы ассоциируем со словом «пастель».

— Да люди вообще до сих пор считают, что это материал для эскизов и набросков, — посмеивается Александра. — Мне много раз говорили: «У тебя же все хорошо получается, давай уже, переходи на масло». А я не хочу! У меня душа не лежит, я не получаю того результата, который мне нужен. Так что пока ничего менять не собираюсь.

Это очень взвешенное решение — у молодой художницы было достаточно активных поисков.

— На свои первые выставки я выходила с графикой: карандаш, тушь. Но вскоре мне стало тесно. Взялась за акрил, писала портреты в экспрессивной манере. Помню, как Ирина Оркина сказала, что мне нужно продолжать в том же духе, а я уже понимала, что все не то… И вот однажды в руки просто попала коробочка пастели (если честно, плохой), я попробовала и впечатлилась: «Шедевр!» А сейчас смотрю на те работы и думаю: «Боже, я это еще и выставляла»…

Придумала — поделись

Следом за «своим» материалом нашлась и основа: Александра работает на… холсте.

— Пастелью рисуют в основном по бумаге, загрунтованному картону и даже наждачке, — перечисляет она. — Но меня все это не устраивало, и я попробовала холст на картоне. А поскольку по белому пространству рисовать не очень удобно, делаю акварельный подмалевок. Так поверхность удерживает 10-12 слоев пастели! Помню, как удивились коллеги: «Что-то новенькое!» Да, видимо, новенькое…

Откуда вся эта смелость?

— У меня была хорошая школа, где учили находить себя и свои средства выражения, быть честной с собой в искусстве, — это она про детскую изостудию «Пирамида» при гимназии № 7. — Особая атмосфера, много книг и мало ограничений. Мы могли рисовать по пять часов! Невероятно благодарна своим педагогам Ирине Иконниковой и Ольге Зайцевой.

От них же, наверное, и тяга делиться знаниями. Выработав авторскую технику, Александра, недолго думая, стала проводить мастер-классы, а в этом году открыла собственную школу пастели. Так что скоро, видимо, она станет не единственной — и будет только рада.

Шоу-лица краевой столицы

Каждый день. Фестиваль мультфильмов. Сайт: online.multfest.ru

До 9 ноября у всех жителей России есть уникальная возможность посмотреть работы мультипликаторов со всего мира. Международный XIV Большой фестиваль мультфильмов впервые пройдет в двух форматах — онлайн и офлайн. Посетить мероприятие можно только в Москве, однако большая часть программы нацелена на онлайн-зрителя. Кроме конкурсных работ организаторы проведут мастер-классы по созданию анимированных мультфильмов. Участие бесплатное.

23 ноября. Дмитрий Романов. Дворец культуры профсоюзов

Испанская самоизоляция знаменитого российского комика подошла к концу, и он вновь готов веселить своих зрителей. Совсем недавно Дмитрий покинул проект Stand Up на ТНТ и отправился в свободное плавание. Начать его комик решил с большого концертного тура. В Хабаровске он представит новую программу и шутки, которые еще никто не слышал. Начнется концерт в 19.00. Не забудьте взять с собой маски и платки, чтобы оставаться в безопасности, когда будете плакать от смеха.

Каждый день. 100 фотографий. Сайт: rosphoto.org
В разделе «Виртуальные выставки» музейно-выставочного центра «Росфото» можно найти уникальный проект «Анатолий Болдин. 100 фотографий». Один из старейших московских фотографов собрал экспозицию из черно-белых и цветных снимков, сделанных в период с 1957 по 2010 год. Сюда вошли фотоэтюды, получившие популярность в 60-х, формальные эксперименты в технике фотограммы, картины студенческой жизни и моменты спортивных состязаний, жанровые сцены.

30 ноября. TODES. Городской дворец культуры

С новой постановкой «#Продолжение» в краевую столицу приедет знаменитый балет Аллы Духовой. Организаторы обещают, что на спектакле, который начнется в 19.00, в удивительных танцевальных зарисовках каждый узнает себя, вспомнит о важном, переживет самые яркие впечатления. Зрителей ждут высокопрофессиональная хореография, фантастические костюмы, завораживающая музыка и магия света. 


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)