Специальные выпуски
Хабаровск под куполом
Раз арт-события снова переместились в Сеть, предлагаем совершить культурный променад по улице Муравьева-Амурского. «Чего мы там не видели?» ― возможно, раздраженно спросите вы. А давайте посмотрим вверх.
Мы привыкли ассоциировать купола с религиозными зданиями. А ведь это не только неотъемлемая часть самых разных храмов, но и весьма популярный элемент провинциальных вариаций на стили модерн и эклектика. То есть региональные архитекторы в начале ХХ века использовали их в самых что ни на есть светских целях ― чтобы в городском ландшафте выделялись не только те самые храмы, но и другие не менее интересные постройки.
Форм у этих прекрасных сводов множество. И если в других городах исследователи выявляют самую распространенную, то застройщики старого Хабаровска, судя по всему, ратовали за разнообразие. За что им большое спасибо. Мы составили для вас исторический купольный рейтинг. А знакомиться с ним начнем в излюбленном для многих месте встречи ― под часами у здания ЦУМа.
Самый известный
Если попросить горожан назвать любое местное здание с куполом, девять из десяти сразу ответят: «ЦУМ». Это мы сами проверили путем нехитрого опроса. К сожалению, архитектурный изыск на нем не исторический.
У дворца Архипова (так прозвали этот шикарный доходный дом 1914 года постройки) изначально было три этажа, стеклянная крыша и целых два аккуратных купола по бокам. Они имели полигональную (грубо говоря, многоугольную) форму с четырьмя ребрами и квадратным основанием.
В таком виде здание пережило даже артобстрелы Гражданской войны, но в 1937-м за него решила взяться советская власть. Пропали не только купола, но и все элементы декора. Вместо этого появились четвертый этаж и широкие окна ― здание стало не отличить от модных тогда конструктивистских построек. Купол оно снова получило только 20 лет назад. Теперь он двойной, нарастил дополнительные ребра и стал больше похож на зонтик. О старших братьях напоминает лишь «чешуйчатая» отделка.
Самый старый
Алеющую напротив «маковку» доходного дома Волковинского можно назвать куполом с самой трудной судьбой: в 1920 году он был полностью разрушен снарядом. Говорят, японские артиллеристы ориентировались именно по его шпилю.
Кстати, и он, и расположенный совсем рядом купол доходного дома Зандау, где сейчас кинотеатр «Совкино», ― классические «зонтики»: у них много ребер и круглое основание.
Но мы остановимся чуть дальше ― уже на перекрестке Муравьева-Амурского и Калинина. Массивная «луковица» на углу доходного дома полицейского чиновника Гржибовского ― официально самый старый купол в краевом центре. Он появился в 1902 году и изначально был виден почти со всех концов старого города (теперь его закрывают новостройки).
Между прочим, угловой объем ― наиболее распространенный у нас вариант расположения купола на здании: таких домов сохранилось больше всего.
А мы спустимся по улице Калинина чуть ниже к Уссурийскому бульвару.
Самый маленький
Ресторан «Лондон», варьете «Эльдорадо», клуб, бильярдный зал, польский магазин случайных вещей ― чего только не было в этом деревянном здании с кружевной отделкой, построенном в 1911 году осетинскими купцами Таболовым и Битаровым. «Яркий образец деревянного зодчества в формах эклектики с элементами классицизма и неорусского стиля», ― пишут про него историки. Шатровую крышу слева над крыльцом украшает луковичный купол ― крошечный относительно основного объема здания и очень изящный.
Интересно, что при подчеркнуто развлекательном характере самого дома именно он по форме и расположению больше всего напоминает церковный. Такой вот парадокс.
Мы же поднимемся обратно на центральную улицу и направимся к Амуру. А что встретит нас там, напишем в следующих выпусках «Хабаровских вестей».
Запасные шедевры
Проект «Открытые фонды» от Дальневосточного художественного музея стал одним из самых любопытных событий осени.
ДВХМ решил показать публике то, что десятилетиями хранилось в запасниках и выставлялось либо один-два раза, либо никогда. Планировалось, что проект продлится до января, и каждые два месяца экспозиция будет меняться. Но пандемия снова внесла в замысел поправки.
― Сейчас мы не принимаем посетителей, ― говорит специалист музея по связям с общественностью Татьяна Манухина. ― Рассчитываем показать новые произведения сразу после того, как ограничения снимут.
А пока экспонаты можно увидеть на онлайн-экскурсиях. Но не все. Мы расскажем про те, которых там нет.
Когда гений повторяется
Самое загадочное (и, судя по всему, самое старое) полотно в подборке ― «Мадонна со святыми». Это копия картины итальянского живописца XVI века Франческо Маццолы по прозвищу Пармиджанино ― одного из самых значительных художников за всю историю живописи. Оригинал, который хранится в Болонской пинакотеке, написан в 1527―1529 годах. Наш вариант тоже датируется предположительно 1529-м.
Картина поступила в ДВХМ из Эрмитажа. На ней сохранился ярлычок: «Куплена Его Светлостью кн. П.М. Волконским – Министром Императорского Двора. 1842 г.». В 1843 году полотно прибыло в Эрмитаж как оригинал. Правда, называлось оно почему-то «Обручение святой Екатерины».
В описи 1858 года это исправили: указали работу как копию с «Мадонны с младенцем и святыми» Пармиджанино. Но в 1931-м ее отправили в ДВХМ с первоначальной атрибуцией: «Обручение святой Екатерины», оригинал, а в 1992-м послали на технологическую экспертизу, которая постановила: копия. И вопрос до сих пор остается открытым. Вот почему.
― Оригинал написан на деревянной доске, ― объясняет экскурсовод музея Анастасия Бащенко. ― Однако в те времена художники уже широко использовали холст. Пармиджанино был очень востребован, богатые современники часто заказывали ему копии его великих произведений. Только с «Мадонны с длинной шеей» было сделано больше 50 копий.
Это значит, что наш повтор вполне может быть авторским. Но выяснить, насколько идентично исполнены два полотна, можно только в Болонье. Задача на будущее.
Ловец снов
На первой выставке «Открытых фондов» представили сразу два изображения спящих девушек. Они очень похожи, различаются только детали. На холсте побольше брюнетка сложила руки на солнечном сплетении, рядом шкатулка с ниткой жемчуга. На меньшем полотне героиня закинула руку за голову, у нее длинные кудри, а на шее крестик.
Первая «Спящая» принадлежит кисти француза Пьера Луи Греведона и создана в 1847-м, когда он уже был известен у себя на родине, в Швеции и в России. Перед нами образец нового жанра, а Греведон ― его родоночальник.
― Судя по всему, он первым начал писать картины подобного типа: отдыхающая девушка, изображенная по пояс, в домашней обстановке, ― рассказывает Анастасия Бащенко. ― Это, безусловно, отсылка к спящим Венерам эпохи Возрождения, но более приближенная к жизни. За ним последовали другие, в том числе, скорее всего, и русский академист Плюшар. Мы видим, что его работа сделана по тому же образцу. Даже крестик на шее означает то же, что и жемчуг: это символ непорочности. Перед нами обнаженная натура, но художники дают понять, что женщины на картинах безгрешны.
При этом работа француза сохранена лучше, чем произведение его последователя.
― Здесь видны несовершенства красочного слоя, следы времени, ― отмечает экскурсовод. ― Мы хотели показать, как выглядит картина, которая нуждается в реставрации. Ведь задача проекта «Открытые фонды» ― раскрыть процесс музейной работы изнутри: и научные поиски, и нюансы хранения и восстановления. Это самое интересное.
Кстати
С другими экспонатами «Открытых фондов» можно познакомиться на YouTube-канале ДВХМ и в «Инстаграме» @artmuseum_khabarovsk.
Из-за пандемии приостановлен и проект для школьников «Здравствуй, музей!», который администрация Хабаровска реализует с 2012 года.
Шоу-лица краевой столицы
25 ноября. «Чайковский.Symphony». Сайт culture.ru.
Молодые академические исполнители на II Международном конкурсе оркестровых композиций «Чайковский.Symphony» представят переложения в свободной форме на «Кота в сапогах» Цезаря Кюи, «Детский уголок» Клода Дебюсси (в аранжировке Андре Капле), «Чиполлино» Карэна Хачатуряна и многое другое.
Из-за разницы во времени для хабаровчан этот концерт начнется в 21.00, найти его можно на вкладке «Трансляции» раздела «Национальный проект».
Каждый день. В детской. YouTube: Детский музыкальный театр юного актера.
Театр впервые превратил вокальный цикл Мусоргского в полноценную постановку с детьми в главных ролях. Зритель переносится на 200 лет назад в детскую комнату дворянского поместья. К маленьким людям обращаются на «вы», няня рано укладывает их спать и велит почаще читать Писание. Но они чувствуют себя достаточно свободно, чтобы зачитывать ей свои первые любовные письма, доверять рассуждения о жизни и смерти, а еще задавать вопросы об отношениях и не только. И конечно, стены детской комнаты хранят все секреты взрослеющих девочек и мальчиков.
Режиссер спектакля Александр Федоров.
Каждый день. Образцов репетирует. Сайт culture.ru.
Подойдет для всех, кто очарован кукольным театром и искусством играющей куклы в целом. Заслуженный артист РФ Адиль Искендер рассказывает о том, как великий кукольник Сергей Образцов отбирал и учил артистов, в том числе знаменитых Зиновия Гердта и Семена Самодура. Запись хранится на вкладке «Культурный стриминг» раздела «Национальный проект».
Каждый день. Русская опера. Сайт mariinsky.TV.
А для тех, кто выбирает бессмертную классику, Мариинский театр открыл в списке трансляций доступ до начала декабря к видеозаписям опер: «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова в постановке Иркина Габитова, «Мертвые души» Родиона Щедрина в постановке Василия Бархатова и «Семен Котко» Сергея Прокофьева в постановке Юрия Александрова, дирижер Валерий Гергиев.