Специальные выпуски
Древний секрет чжурчжэней
Музей истории Хабаровска решил поделиться с горожанами тайной, которая занимает ученых уже почти 30 лет. Речь о «загадке амурской шаманки» ― средневековой азиатской женщины, чье одиночное погребение обнаружили в 1992 году. Так и назвали новую выставку.
Подобных захоронений больше никогда не находили ни на территории Приамурья, ни в соседнем Приморье. В нем необычно все, в том числе и то, как его обнаружили.
История нашла сама
Говорят, в тот день известный дальневосточный археолог Владимир Краминцев просто пошел мыть посуду на обрывистый берег залива Баня протоки Кукелевской. Он занимался раскопками на территории Еврейской автономной области с 1985 года и сделал множество значимых открытий. Но в том месте ничего не искал. Оно располагалось поодаль от памятника «Новое-4» ― поселения амурских чжурчжэней эпохи средневековья в семи километрах от села Нового.
На этот раз история нашла его сама: археолог увидел в земле каменную ступу. Оказалось, вода размыла древнюю могилу (потом ее датировали XV―XVII веками). Под ступой обнаружили чугунный котел, а уже под ним ― скелет молодой азиатки. По какой-то неведомой причине ее похоронили лицом вниз. Рядом много ценных вещей: бронзовые серьги, украшенные яшмой и нефритом, кольца, подвески. Часть из них передали в Биробиджанский краеведческий музей, а часть ― хабаровскому научно-производственному центру по охране и использованию памятников истории и культуры.
Череп и формула ушей
Так у нас оказался череп чжурчжэньской женщины возрастом более 500 лет. Естественно, сотрудники центра решили выяснить, как выглядела загадочная древняя незнакомка. Для этого обратились к экспертам-криминалистам: специальная компьютерная программа воссоздала лицо, а изучение черепа пролило свет на некоторые любопытные детали.
С рисунка на нас смотрит коренная амурчанка 30―35 лет с характерным узким разрезом глаз, широкими скулами и мощными выступающими челюстями. И, судя по всему, с отменным здоровьем: по мнению экспертов, такими отличными зубами далеко не каждый мог бы похвастаться даже сейчас, не говоря уже о средневековье. В ушах она носила сразу по три тяжелых серьги и еще одну ― в носу.
Однако картинок ученым оказалось мало, и в 2013 году за дело взялся археолог Сергей Киселев. Он изучил метод скульптурной реконструкции, изобретенный советским антропологом Михаилом Герасимовым (благодаря ему мы знаем, как выглядели Ярослав Мудрый, Иван Грозный и Тамерлан). Но возникла проблема: к тому времени череп уже был утерян.
Больше года Сергей Александрович работал с фото, по формулам высчитывая расположение ушей, носа, рта и т.д. Прототип переделывал больше 20 раз. А когда труд был закончен, скульптуру подарили музею истории Хабаровска.
Почему шаманка?
Видимо, амурской шаманкой женщина стала где-то на этом этапе, хотя второе слово специалисты часто берут в кавычки.
― Была она ею или нет ― большой вопрос, ― говорит сотрудник городского музея Александр Соболев. ― Утверждать точно мы не можем, поскольку никаких атрибутов, связанных с шаманизмом, рядом не обнаружили.
В пользу этого варианта говорит обилие ювелирных украшений ― чжурчжэни часто клали их в могилы к шаманкам. Положение таких женщин в обществе тогда было исключительно высоким: считали, что они ни в чем не уступают шаманам-мужчинам. Загвоздка в том, что вообще-то коренное население Амура не закапывало своих умерших в землю. Их оставляли в специальных местах, но на поверхности. А тут ― еще и лицом вниз, а сверху придавили тяжестями…
Не любили или боялись?
― Во многих культурах такой способ захоронения говорит о неуважении к умершему, ― объясняет Александр Соболев. ― Но у нас найденные ценности свидетельствуют об обратном.
Еще бы. Если серьги и кольца ― это просто дорого, то ступа и котел были настоящими сокровищами. Вряд ли их положили бы к той, кого не уважали. А вот версия о том, что амурчанку боялись и старались задобрить, выглядит гораздо логичнее. Тогда обретает смысл и выбранная поза: возможно, соплеменники считали ее настолько сильной, что не хотели, чтобы она мстила им после смерти. А тяжести в этом случае нужны, чтобы погребение не разорили звери.
И тут, конечно, становится интересно: погибла ли молодая женщина чуть за 30 с отличным здоровьем сама? Или сделала что-то такое, что испуганные соседи е й помогли?
Так много вопросов, так мало ответов. Более-менее ясно только одно: амурская шаманка определенно была властной и могущественной. И загадочной. Такой, видимо, и останется.
Выставка работает до 30 января.
Хабаровск под куполом ― 2
В прошлом выпуске «Культуры» мы предложили вам пройтись по улице Муравьева-Амурского и посмотреть вверх, чтобы увидеть самые интересные акценты городской архитектуры. Так давайте продолжим!
Да, мы все еще исследуем любопытные элементы провинциального модерна и эклектики, а именно купола на дореволюционных светских постройках. И конец предыдущего текста, если можно так сказать, застал нас на подступах к еще одному парадоксу в историческом купольном рейтинге.
Самый незаметный
Дело в том, что про это здание в связи с предметом нашего разговора никто не вспоминает. «Мы даже не знали, что он там есть», ― признаются хабаровчане. А он (почти как суслик) все-таки есть, да и строение расположено в самом центре.
Речь о здании торгового дома фирмы «Кунст и Альберс» 1906 года постройки на перекрестке Муравьева-Амурского и Истомина. У него два главных украшения: скульптурная группа над входом и… правильно, купол на углу ― полигональный (это когда в основании многоугольник), на четырех ребрах и со шпилем. Кстати, раньше он был, как забавно выражаются архитекторы, «более развит в высоту», но стал немного ниже после изменений в 1930-х. И потерял свои часы ― это жаль.
Честно говоря, мимо пройти довольно сложно: для привлечения внимания тут даже без часов есть и отдельное крыльцо, и балкончик, и арка. Но мы понимаем: слишком яркий у него сосед.
Самый необычный
Доходный дом японского предпринимателя и фотографа Ичидзи Такеучи на углу Муравьева-Амурского и Комсомольской считается одним из самых пластически выразительных и красивых зданий Хабаровска. А купол, венчающий полукруглый эркер с двумя окнами, единственный в городе имеет шлемовидную форму.
Удивительно, что эту жемчужину местной архитектуры построили всего за год: таковы были условия аренды земельного участка. Также в договоре 1911 года значилось такое условие, как… теплые туалеты. Так доходный дом японского подданного стал первым в Хабаровске зданием с новейшими английскими ватерклозетами.
Однако, если посмотреть на старые снимки, то можно увидеть, что маковка у него была другой. Купол в итоге поменяли, но, к счастью, оставили его уникальную конфигурацию.
Ну а мы приблизились к конечной точке маршрута и спускаемся по улице Шевченко.
Самый большой
С линейкой мы, конечно, измерений не проводили ― прикидывали на глаз. Но нам кажется, что масштаб купола Хабаровского военного собрания (под ним сейчас помещения краевой филармонии, а рядом Дальневосточный художественный музей) виден невооруженным взглядом. Особенно со стороны Амура: с проплывающего по реке теплохода он выглядит особенно величественно.
Это одно из первых каменных зданий города ― строительство завершили в 1887 году. Только вот тогда ни о каких шпилях, лепных розетках и шатрах по бокам крыши речи не шло. Военный архитектор Мооро задумал его одно-двухэтажным, из красного кирпича, неоштукатуренным и с простым декором.
Но в 1914―1916 годах военное собрание перестроили по проекту инженера Николаева-Труханина. Он придумал и третий этаж, и выразительную крышу, но главное ― выступающий объем в центральной части, который увенчал куполом. Именно эти детали, по мнению историков, превратили здание в «наиболее выразительный по своему художественному облику памятник в стиле эклектики с элементами классицизма». Звучит, согласитесь, очень значительно.
Не за этот ли эффект так любили купола не только дореволюционные, но также и советские, и современные архитекторы? Ведь они тоже часто и порой весьма оригинально использовали их в своих задумках. Ну что, погуляем еще?