Культура
logo

Специальные выпуски

Культура

Подготовили Дарья УЛАНОВА и Екатерина БОРТНИКОВА, фото Дарьи УЛАНОВОЙ, из архива и социальных сетей

Вслед за космической бабочкой

IMG_20210414_170559_1.jpg

Все говорят, что так не бывает и это ни у кого не получается. Но мы нашли человека, который смог. Хабаровчанин Игорь Козьмин стал художником, просто посмотрев на банку с краской.

Больше 20 лет Игорь Дмитриевич проработал автомобильным колористом. То, что его профессия интересная и творческая, он знал всегда. А вот что в повседневной работе то и дело случается волшебство, заметил не сразу.

Как поймать чудо

― Понимаете, есть разные системы автомобильных красок, ― он начинает издалека. ― Немецкая, голландская, американская, японская. И для каждого цвета в палитре есть свой рецепт. Чтобы получить нужный результат, нужно добавить в банку разные ингредиенты в конкретных пропорциях и тщательно перемешать.

Он, в общем, так и делал. Но однажды…

― Я просто заглянул в банку и увидел там вот это, ― Игорь Дмитриевич снимает бумагу с квадратного листа ПВХ, и вдруг передо мной начинает переливаться перламутром синяя космическая бабочка.

― И вот это, ― на второй работе, будто подо льдом, цветет зеленая роза в окружении белых крапинок.

― И вот это! ― пузырьки, разводы из блесток, напоминающие галактики, и сгустки золотистого сияния под ними…

― Тут Создатель творит Вселенную, ― объясняет художник. ― Видите маленькие планеты? Он еще не решил, куда их определить. А это наша Земля — она самая яркая и самая похожая…

Все это возникновение миров — на самом деле процесс получения цвета «мокрый асфальт». Только и всего. Если не посмотреть внимательнее.

Фотографировать Игорь Козьмин начал в 2007 году. До этого только наблюдал.

— Тогда у меня не было нужной техники, а на пленку макросъемку не сделаешь, это практически невозможно. Но однажды я понял, что оставлять чудо только для собственных глаз нельзя, — нужно поделиться с другими, — говорит художник. — А как все это передать? Ну не словами же! И вот побежал по соседним автосервисам искать фотоаппарат. Нашел и все-таки сделал первый снимок. Через месяц жена съездила в Китай и привезла оттуда якобы японскую камеру SONY. Надпись, конечно, тут же отвалилась, но я получил главное — возможность запечатлеть то, что вижу. Отныне фотоаппарат всегда лежал у меня на расстоянии вытянутой руки.

Случайные шедевры

С тех пор профессия стала нравиться ему еще больше: мало кто может похвастаться тем, что, приходя на работу, каждый день ждет чуда. Которое, кстати, повторить нельзя.

— Я пробовал, — признается художник. — Специально набирал краску, шевелил банку, один раз даже испортил результат. Ничего не вышло — шедевры получаются только сами собой.

К сожалению, чудес в его жизни нет уже два года — Игорь Дмитриевич ушел из профессии.

— Отчасти так получилось с подачи моего сына, — объясняет он. — Автоколористика — работа с вредными веществами. Я всегда старался неукоснительно соблюдать меры безопасности, но однажды он зашел ко мне в мастерскую и сказал, что там нечем дышать. А я понял, что даже не чувствую этого. И решил, что здоровье дороже. Но, конечно, неудовлетворенность осталась. Мне кажется, я еще не до конца постиг мир красок. Может, книгу написать?

Пока мысли о книге остаются только мыслями, а вот чудо-снимки удивительных разводов преподнесли своему автору сюрприз:

— До поры до времени я видел их только на небольшом мониторе компьютера. А тут решил показать друзьям на экране телевизора. И ахнул: оказывается, в большом формате в них можно увидеть столько нового!

Друзья, кстати, к тому моменту уже не раз предлагали ему устроить выставку. Сам Игорь Дмитриевич об экспозиции как-то не задумывался — не до того было. Да и финансами особо не располагал.

— Я человек небогатый, поэтому важна была возможность выставиться бесплатно. О том, что такую у нас в городе дает «Арт-подвальчик», узнал случайно. Договорился еще в 2019 году. Пришлось вставать в очередь, потом грянула пандемия, но в феврале 2021-го все получилось.

Ветер над вулканом

Эта персональная экспозиция не только собрала много положительных отзывов, но и привлекла внимание профессионального сообщества. Вторая не заставила себя долго ждать — открылась в День космонавтики прямо в городском парке им. Гагарина.

— Это идея моей жены Ирины, — признается Игорь Козьмин. — Самому мне почему-то даже в голову не приходило связать свои работы с космосом. А площадку подсказал знакомый. Я сел на свой велосипед и поехал договариваться.

Директору парка Олегу Машкову работы очень понравились. И, конечно, не только ему.

— Я получил столько эмоций! — говорит художник. — Выставка была на улице, и у нее остановился целый десятый класс. Школьники засыпали меня вопросами о том, что и как я делаю. Было видно, что фото вызвали у них неподдельный интерес. А еще напротив одной из фотокартин остановился дворник. Сказал, что от нее исходит положительная энергия. Я даже удивился. Вот вы что видите?

Красно-желтая вспышка, рядом — легкие синеватые разводы.

— Это ветер над вулканом, — решаю я.

— То есть для вас это тоже похоже на извержение вулкана? — радостно откликается Игорь Дмитриевич. — А эти разводы вам ничего не напоминают? Например, динозавра?

Приглядываюсь: и правда, силуэт похож на зверя с запрокинутой головой. Этот снимок автор про себя называет «Гибель динозавров». Но официальные имена картинам не дает из принципа, чтобы каждый зритель увидел что-то свое. Правда, когда мы сможем это сделать в следующий раз, пока не знает.

— Две выставки прошли — и хорошо. Я поделился своим волшебным миром, это главное. А так мне есть чем заняться. Я работаю, катаюсь на велосипеде, танцую в клубе возрождения русского бала «Реверанс», играю в хоккей и настольный теннис. У меня очень много увлечений.

Но хочется надеяться, что новая выставка не за горами. Ведь работ у Игоря Козьмина больше тысячи. А он показал только 45.

Беседы на фоне картин

на фоне.jpg

Новый видеопроект (6+) запустило молодежное объединение Хабаровского отделения Союза художников России.

 Это серия интервью, где они сами спрашивают друг друга о творчестве, вдохновении и профессиональных секретах.

— Идея пришла ко мне внезапно, — рассказывает организатор проекта пастелист Александра Надежкина. — Я вдруг подумала: это не очень справедливо, что про взрослых художников часто снимают сюжеты, а про молодых нет. Хотелось немного о себе заявить. Рассказать, что есть не только Москва или Питер, но и Хабаровск. И есть региональные художники, которые не уступают столичным в мастерстве, таланте, самобытности и других качествах.

Она обратилась к подругам и коллегам, и так сформировалась команда проекта — в основном женская. К Александре присоединились ювелир и эмальер Анастасия Номар, графики Яна Костина и недавно переехавшая из Санкт-Петербурга Елена Турова, живописцы Виктория Иконникова и Елена Панёнкова. Помочь со съемками попросили профессионального оператора, а вот вопросы для бесед решили придумывать сообща. Надо сказать, они получились нетривиальными: «Представляешь ли ты людей, для которых творишь?», «Замкнут ли ваш профессиональный мир?», «Как относишься к тому, что у тебя нет конкурентов твоего возраста?».  Видео записывали в собственных студиях, чтобы передать творческую атмосферу и заодно познакомить зрителей со своими работами.

«Первый раз в жизни брала интервью, и это оказалось намного интереснее, чем давать его! — пишет о новом опыте Анастасия Номар. — Я всегда мечтала о таком формате, где художнику дали бы возможность высказаться, не перебивая его и не ограничивая во времени. Тогда он раскрывается как личность, и хочется посмотреть на его творчество, а это главное. Ну а мы движемся вперед и узнаем новое».

Художницы уже успели подготовить шесть бесед, но это только начало — в мае съемки продолжатся.

— Нам очень понравилось, — говорит Александра. — В процессе мы больше узнали друг о друге как художниках и о личностях, поделились своими индивидуальными переживаниями и мыслями. Хочется выразить огромную благодарность всем девочкам, которые отозвались, нашли время и записали с нами интервью. Сейчас люди с трудом идут на контакт, если не видят мотивацию к совместной деятельности. Мы эту мотивацию нашли и превратили в крутой проект.

Пока результаты своей совместной работы они размещают в собственных «Инстаграмах» (видео уже есть в аккаунтах @nadezkina_art, @anastasiya_nomar и @elentur), но вскоре планируют собрать сюжеты вместе на сайте регионального отделения Союза художников России shr-khv.ru. Однако и на этом решили не останавливаться.

— Хотим сделать YouTube-канал про молодых художников Хабаровска и выложить туда целый блок интервью, — добавляет Александра Надежкина. — Должно получиться очень любопытно.