Культура
logo

Специальные выпуски

Культура

Подготовили Татьяна ЦВЕНГЕР и Дарья УЛАНОВА. Фото Дарьи УЛАНОВОЙ, Алексея ЖВАЛИКА и из архива

Полкило фотографий

По мнению хабаровского стрит-фотографа Алексея Жвалика, позировать в кадре — это совершенно неестественно и временами даже некрасиво. Делать карточки на память парень любит незаметно, чтобы показать истинную красоту человека.

— Хотя людям очень сложно игнорировать происходящее, если камера находится буквально в 30 см от лица, — смеется Алексей. — Да и фотография же не за секунду делается.

Не фешен, а импровизация

— В двух словах, что ты фотографируешь?

— Жизнь и людей. Такими, какие они есть на самом деле.

— Зачем делать документальные снимки, если на этом сложно заработать?

— Для меня это творчество. Я ведь еще и на пленку снимаю, поэтому чаще даже больше трачу, чем получаю. Важно, чтобы в фотографии появился смысл, а люди на ней оставались живыми. К тому же мне очень нравится в своей работе преодолевать какие-то сложности.

— А как относишься к студийным, свадебным и корпоративным съемкам?

— Честно, я пробовал снимать и такое, но мне быстро надоело. Это не приносило никакого удовольствия. Да, я понимаю, что, работая в подобном формате, можно получать неплохие деньги. Но иногда и сам заказчик не готов принимать то, в каком стиле работает фотограф. Меня вполне устраивает то сотрудничество, которое есть сейчас — проекты альтернативного музея «Лимонарт» и игры «Брейндо». С этими ребятами абсолютная свобода действий.

— Много ли в Хабаровске, кроме тебя, свободных стрит фотографов?

— Не думаю. Нас буквально несколько человек, большинство старшего возраста. Все дело в том, что нужно уметь видеть и заниматься уличной фотографией не из корыстных побуждений, а по желанию. На улице могут и обругать за то, что ты снимаешь. И не всякий скажет тебе спасибо.

Территория без гаджетов

— Ты же сейчас работаешь над проектом о жизни Центрального рынка. Как так вышло?

— Хотелось преодолеть страх общения с незнакомцами. Сразу скажу, что до того, как начал заниматься проектом, я очень редко что-то покупал на рынке. Сейчас же делаю это намного чаще и с большим удовольствием. Понял, что рынок — это отдельная вселенная. Нет главных и побочных элементов. Есть одна цепь, которая и создает эту неповторимую атмосферу.

— Почему именно он?

— Разве не замечала, что сейчас в любом месте люди не могут оторваться от телефонов? Но не на рынке. Тут и разговоры по душам, и жаркие споры по поводу цены и качества. Все настоящие и готовы встать на картонку, чтобы примерить брюки.

— Тебе не запрещали снимать?

— В самом начале я побаивался, что охрана может скрутить, ведь уже был наслышан, что съемка тут не приветствуется. А потом решил сделать все правильно — написал официальное обращение к администрации с просьбой дать добро на создание фотопроекта.

— А как продавцы и покупатели отнеслись к тому, что легализовали съемку их быта?

— Я очень рад, что никто никогда не пытался причинить мне вред. Бывало, конечно, недовольные начинали кричать и осыпать матом, но кадр я успевал сделать (смеется). Сейчас я стал частью их жизни. Как-никак уже больше года изучаю рынок.

— Есть любимцы там?

— Конечно. Их несколько. Один дедушка лет восьмидесяти, который продает разные побрякушки, типа значков. С ним бывает тяжело общаться, так как он уже плохо слышит и видит. Он сильно внешне похож на режиссера Дэвида Линча.

Есть еще женщина восьмидесяти лет. Зовут Мария. Я ее фотографировал, и она попросила меня научить этому внучку, а в итоге все превратилось в сватовство.

А еще мне нравится китаянка Катя. Очень классная, такая фактурная. Есть в ней какой-то характер, сила и в то же время нежность. Постоянно смеемся с ней.

— Какой результат планируешь получить из этих походов?

— Готовлю выставку примерно на 150 фотографий. Думаю, в следующем году она должна состояться. И решил, что буду делать книгу со всеми работами. Надеюсь, что однажды эти снимки станут историческими и будут отражать то, что, возможно, не проживет еще лет 50 и исчезнет.


Школа превращается…

Шум, гам, тарарам, слезы, драки и объятия — прямо в лицей «Звездный» приехал Забайкальский театр кукол. И мы описали всего лишь очередь перед спектаклем.

Четыре первых класса, с нетерпением ожидающих начала праздника, — это вам не шуточки. Мальчишки и девчонки честно стараются стоять парами и вести себя тихо (насколько это возможно в семь лет в большой компании), но хватает их ненадолго. Педагоги держатся стоически — им удается раз за разом успокаивать ребячье цунами и предотвращать физический ущерб. «Сюрприз!» — гласит смешная кривоватая надпись на большом мониторе в холле. Это название постановки, которую коллектив из Читы привез к нам в рамках федерального проекта «Большие гастроли для маленьких».

Светло и неожиданно

В актовом зале в это время стоит тишина (хорошая шумоизоляция!). На большой сцене под двумя рядами софитов уже выстроены декорации — эдакий мини-мир с пальмами, лианами и прочими тропическими кустами, в который упираются два микрофона на стойках. Актеры сосредоточены и вполне бодры — говорят, с площадкой им сегодня повезло.

— Для нас это неожиданно — чтобы в школе был и свет, и звук, и все необходимое оборудование, — признается артист Сергей Калинников. — У нас в Чите таких хороших помещений нет, да и вообще это необычно.

А география гастролей у театра очень широка: Москва, Камчатка, Железногорск, Владивосток, Белгород… Так что повидали многое.

— Единственное, кулис не хватает, — добавляет актер. — У нас декорация закрытая, так что обходимся без них, а вот в других случаях тяжело.

Он быстро скрывается в углу за пианино — в зал начинают запускать детей.

Крокодил лучше апельсина!

Сто с лишним сорванцов занимают только первые пару рядов (помещение в «Звездном» и впрямь масштабное). Зато их крики с легкостью заполняют всю доступную площадь. Но ненадолго — начинается волшебство.

— Ребята, а чего это вы так шумите? Мы ведь уже не в школе на переменке — мы в театре и учимся быть театральными зрителями, — вкрадчиво вступает ведущая.

Ребята в нетерпении болтают ногами, машут руками и вертят головами, но уже молча.

— А теперь приготовили ладошки!

Ладошки работают прекрасно. Как и все остальное — это выясняется, как только начинает звучать первая задорная мелодия. Зрители встречают персонажей танцами — а почему нет, это же солнечный день в Африке!

Сергей Калинников теперь вовсе не человек, а львенок Лева, который умеет громко делать «Р-р-р-р!» и дружит с улиткой Ульяной. Он несет ей фрукты, но, как назло, встречает на пути вредную обезьяну. Дальше история напоминает принцип «Мы делили апельсин, много наших полегло». Путем хитрых махинаций и перетягивания мартышка завладевает всеми двумя плодами, которые тут же съедает. А у улитки, как выясняется, день рождения, и теперь нужно найти новый сюрприз…

Дальше события на радость ребятам развиваются нестандартно. Львенок в процессе поиска набредает на устрашающего (по сценарию) крокодила («Да какой он страшный, у него ж ведро на голове!» — подбадривают дети). К счастью, мама научила Леву делать комплименты, и после них крокодил оказывается очень даже ничего. Такой новый друг может стать сюрпризом, решает Лева и дарит крокодила Ульяне на день рождения. А заодно и обезьянку — она тоже может быть вовсе не вредной. Итог — мир, дружба и массовая дискотека под латиноамериканские ритмы.

Космические планы

— Это уже третий показ в рамках нашего сотрудничества с краевым театром кукол, — объясняет директор лицея «Звездный» Анна Смирнова. — Пока мы только подписали соглашение, это первый этап. А вообще планируем не только показы спектаклей, но и мастер-классы для детей, а потом и родителей. И создание собственной студии.

На решение организационных вопросов они отвели друг другу год — после этого взаимодействие будет полностью официальным. После того как театр обживется в лицее, он станет доступным для всех жителей микрорайона Ореховая Сопка. Правда, сделать предстоит еще очень многое. И первым делом — кулисы. Без них никак.


Шоу-лица краевой столицы

1 декабря. Tango fest. Музыкальный театр

Второй музыкальный фестиваль стартует в первый день зимы и продлится целых две недели. В этом году открывать его будет концерт «Музыка танго» в исполнении танго-оркестра Александра Веретенникова. Уже 11 декабря состоится концерт-лекция «День танго», а 15 числа фестиваль закроют концертом Дальневосточного академического симфонического оркестра.

5 декабря. Группа «Небеса». Рок-бар «Гараж».

Те, кто соскучился по хеви-металу, трепещите. Артур Беркут из «Арии» и «Автографа», а также Андрей Смирнов из U.D.O. собрали свою группу и запускают новую волну тяжелого рока. Пора доставать косухи, банданы и стряхнуть пыль со старого байка. Московские парни выпустили дебютный альбом Online и пустились на Дальний Восток. Обещают, что будет программа с симфоническим оркестром.  

5 декабря. Пелагея. Городской дворец культуры.

Для тех же, кто торчит не от экстрим-вокала, а от фольклора, в Хабаровск приезжает прима этого музыкального направления в России. Сольные концерты группы «Пелагея» — большая редкость и настоящий праздник для любителей русской музыки. «Валенки», «Конь», «Пташечка», «Казак» и многие другие хиты народной и эстрадной музыки можно будет услышать вечером в четверг.

6 декабря. «Обыкновенное чудо». Музыкальный театр

Очередная громкая премьера настигнет Хабаровск в первую пятницу декабря. Основой мюзикла послужила одноименная пьеса Евгения Шварца. Самой знаменитой экранизацией является двухсерийный телевизионный фильм Марка Захарова с Александром Абдуловым в главной роли. Что покажут хабаровские артисты, пока остается загадкой. Доподлинно известно, что аккомпанировать будет главный режиссер театра Руслан Антипинский.

15 декабря. Органный концерт. Театр кукол

Коллаборация чарующей музыки органа и вокала артистов музыкального театра объединились в концерте «Ave Maria: В ожидании чуда». Целый час невероятного исполнения на основе католической молитвы к Деве Марии. Это приветствие архангела Гавриила Марии в момент благовещения.

 

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)