Специальные выпуски
Жизнь за кулисами
Городской центр театрального искусства «Бенефис» завершает юбилейный сезон.
И напоследок коллектив решил рассказать о тех, про кого мы, зрители, обычно вообще не думаем. Эти люди всегда остаются в тени кулис, но достойны того, чтобы их увидели.
― Нашего методиста зовут Юлия Филиппова, ― рассказывает директор «Бенефиса» Ольга Маскалева. ― Но методист она только по должности, а по призванию ― хореограф и художник. Юлия занималась в нашем коллективе «Карнавал», выпустилась и вернулась уже на работу. Кроме того, что именно она готовит все документы на награды для наших ребят, ее рукой созданы программки, афиши и баннеры, а еще она помогает хореографической студии «Стрекоза» с номерами и костюмами.
Кстати, о них. Главная в «Бенефисе» по сценическим нарядам ― Лариса Корнева. «Закройщица, швея, волшебница, мастер золотые руки», ― характеризуют ее. Ей подвластны любые задачи: историческое или современное платье, фантастический или реальный персонаж ― она может все. А если вдруг еще не может, обязательно отыщет нужную технологию в интернете.
― Но главное ― в ее костюмах, какими бы сложными они ни были, артистам всегда комфортно работать на сцене, ― подчеркивает Ольга Юрьевна.
Татьяна Полоненко ― не только секретарь, но и замечательный осветитель, который не просто легко управляется с самыми сложными световыми партитурами, но и неутомимо экспериментирует. Говорят, она может создать чудо из двух фонариков и волшебной палочки. Или даже без палочки.
Ирина Агаркова ― профессиональный музыкант, педагог по фортепиано и концертмейстер. А еще незаменимый помощник в постановке хореографических номеров и великолепная швея, которая относится к стежкам так же внимательно и скрупулезно, как к нотам.
― А если на работе вдруг нет Надежды Киля, весь «Бенефис» мгновенно это почувствует, ― уверяет директор. ― Она заведует административно-хозяйственной частью, и все в нашем общем театральном доме, от булавки до принтера, в ее власти. Найти, достать, добыть, принести ― это к ней. Никогда не подведет.
И наконец, зачем детскому театру нужен администратор? Оказывается, творческий процесс без него просто встанет.
― Организация гастролей, договоры на концерты и выступления, встреча и сопровождение гостей, взаимодействие с культурными и образовательными учреждениями, благотворительность, связь с комитетом по управлению районом и даже домоуправлением, а еще со зрителями и родителями, ― перечисляет Ольга Юрьевна. ― Думаете, это все? Конечно нет. Представляете, какая нужна компетентность, чтобы справляться со всем этим перечнем? У нашей Александры Залипы она есть.
Кажется, тут самое время для особых аплодисментов ― посвященных тем, кто не выходит на поклон в конце замечательного спектакля или яркого концерта. Но от этого не перестает быть незаменимым.
Диалог через ножницы и бумагу
Молодая хабаровская художница Яна Джан-Ша организовала первую на Дальнем Востоке коллаж-экспедицию.
Она охватывает пять городов: Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Амурск, Советскую Гавань и Ванино. В каждой из точек проводятся выставка коллажей, мастер-класс с небольшой лекцией об этом виде визуального искусства, а также круглый стол с представителями местной администрации. И вот последнее, казалось бы, зачем?
― Цель проекта ― с помощью коллажа попробовать выстроить диалог между творческой молодежью и властью, понять, как они могут взаимодействовать, ― объясняет Яна. ― Кроме того, мне всегда хотелось выяснить, что волнует молодых людей края за пределами Хабаровска, чем они живут, ведь, по сути, я ничего об этом не знала…
Теперь знает больше ― недавно экспедиция вернулась из Комсомольска и Амурска, и можно подвести первые итоги.
Журнальные вечеринки
Все началось несколько лет назад, когда девушка, известная в городе своими оригинальными сувенирами, авторскими чаями из дальневосточных трав и псевдонимом Кабарга, запустила «Коллаж-движ» ― серию вечеринок, где люди собирались вместе резать и клеить. Она стала пионером развития жанра в регионе ― выставки, совместные проекты и художники-коллажисты появились после. Хотя сама Яна говорит, что все просто откликнулись на «мировую волну»:
― Это международная тенденция, которую мы подхватили. Коллаж был если не всегда, то очень давно, просто сейчас на подъеме. Что же касается наших художников, то кто-то из них, возможно, и начал из-за «Коллаж-движа» (например, Алина Сахневич или Никита, который сегодня расклеивает работы на улицах), но многие, такие как Светлана Тиканова или Вероника Советская, развивались абсолютно самостоятельно.
Сначала «бумажные вечеринки» собирали в основном творческую тусовку, но уже тогда Яна делала упор на смысловую составляющую «несерьезного» направления (многие еще не готовы признать, что шедевр можно вырезать из старых журналов). Именно эта легкость освобождает человека от боязни сделать ошибку и дает возможность быть собой.
Вскоре у «Коллаж-движа» появилась социальная нагрузка: Яну стали приглашать на официальные мероприятия. Идея экспедиции зародилась как раз на одном из них.
Это не карта желаний
― Это был благотворительный форум «Навстречу», где НКО презентовали себя социальным инвесторам, ― рассказывает художница. ― Мое выступление заинтересовало предпринимателя Алексея Демьянова, он предложил помочь с заявкой на грант. Концепцию подсказал Андрей Ганин, создатель коворкинга Puzzle, где раньше проходил «Коллаж-движ». Если бы не они и мои близкие, которые поддерживали и подпинывали, я бы не довела дело до конца.
В итоге молодежный грант правительства края Яна все-таки выиграла. Начать решили с Хабаровска: первую встречу экспедиции провели в рамках арт-маркета для местных творцов «Базарный день». Его организатор, солистка группы RapeTape Саша Белобородова, теперь активно помогает проекту. Потом отправились в путь.
― Мой исследовательский интерес подкреплялся желанием стать своеобразной матушкой Терезой и говорить всем: «Творите! Каждый из вас может», ― смеется девушка. ― Но я все-таки художник, и мне важно, чтобы это имело отношение к искусству. Знаете, если коллаж делает обыватель, он больше похож на карту желаний. Это набор картинок про материальные вещи: путешествия, красивые предметы. В экспедиции было по-другому. Те, кто пришел, создавали образы, а образы не врут: мы всегда выбираем то, что в нас отзывается.
Суть кривой собачки
Так что же волнует нашу творческую молодежь?
― С большим отрывом ― личные проблемы и переживания, ― отвечает Яна. ― Всего в рамках экспедиции появилось 46 работ. 19 из них я отнесла к этой категории. Однако она еще включает и размышления о нехватке искренности, о духовности, о смерти ― коллажи на эту тему появляются регулярно. Девять работ посвящены непрогрессивности нашей страны, семь ― отсутствию возможностей развития на Дальнем Востоке, шесть ― экологии и внешнему виду городов, пять ― социальным проблемам, таким как нехватка толерантности в обществе и отсутствие социальной поддержки. Часто обыгрывалась тема алкоголизма, но как-нибудь иронично ― например, кривая собачка с бутылкой. При этом средний возраст участников 17 лет. Меня это даже удивило: в Хабаровске клеить коллажи приходят люди повзрослее.
Над этим стоит задуматься, да? Яна говорит, что к концу экспедиции в ноябре хочет найти специалиста, который проанализировал бы эти данные с научной точки зрения. А большая часть гранта пойдет на издание брошюры, где работы будут снабжены краткими авторскими комментариями. Ее отправят партнерам проекта: комсомольскому музею изобразительных искусств, Амурской межрайонной библиотеке и другим учреждениям, а также тем представителям местного самоуправления, которые все же пришли на круглые столы.
― Они не очень открыты, ― замечает художница. ― Чтобы к нам направили кого-то в выходной день, пришлось даже писать официальную служебную записку. Однако было много неравнодушных ― медиков, соцработников, спортсменов, которые действительно хотят что-то развивать.
Что ж, надеемся, этот диалог через ножницы и бумагу все-таки состоится.
«Коллаж-движ» также получил и муниципальный грант: Яна Джан-Ша провела в центрах социальной работы с населением 11 занятий для пожилых людей и семей в трудной жизненной ситуации.
― Если бабушки создавали красоту в своем понимании, то у мам с детьми это было похоже на арт-терапию. Очень хотелось бы, чтобы в следующий раз эти работы посмотрел психолог.
4 июля. Иммерсивный концерт «Музыка Амура» (6+). Ротонда на набережной у пешеходного фонтана
Новый популярный формат от проекта «Голос внутри» (г. Владивосток) победителя всероссийского конкурса «Мастера гостеприимства». Иммерсивный концерт — это живая музыка, которая транслируется в наушники зрителей во время отдыха на свежем воздухе. Благодаря формату посетитель может остаться наедине со своими мыслями и чувствами. В программе «Музыки Амура» авторские треки проекта в стиле Smooth jazz & Neoclassical.
Начало в 20.00.
7 июля. Российский национальный молодежный оркестр в Хабаровске (6+). Хабаровская краевая филармония
В рамках проекта «Всероссийский виртуальный концертный зал» хабаровчанам бесплатно представят концерт Дениса Мацуева и Российского национального молодежного оркестра. В программе увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» Петра Ильича Чайковского и Концерт № 3 для фортепиано с оркестром ре минор, соч. 30 Сергея Рахманинова.
Начало в камерном зале в 18.30.
9 июля. Показ немого кино «Огни большого города» (12+). Экспозиция Гродековского музея «Как в лучших домах»
В центре внимания немой трагикомедии жизнь маленького Бродяги, который встречает красивую слепую девушку, торгующую цветами на улице. Она по ошибке принимает его за богатого герцога. Узнав о том, что операция может вернуть ей зрение, маленький Бродяга пускается на поиски денег.
Тапер арт-проекта Ирина Батраченко. Начало в 19.00.
20 июля. Показ спектакля «Kenneth Branagh Theatre Company: Ромео и Джульетта» (16+). Кинотеатр Hollywood
Знакомый шекспировский сюжет в интерпретации талантливого британо-ирландского режиссера Кеннета Браны. Он представил свою версию «Ромео и Джульетты» как дань уважения итальянскому кинематографу, приготовив для показов запись спектакля в черно-белом варианте.
В роли Ромео Ричард Мэдден, Джульетту сыграла Лили Джеймс, а Меркуцио исполнил легендарный Дерек Джекоби.