Культура
logo

Специальные выпуски

Культура

Подготовили Дарья УЛАНОВА и Екатерина БОРТНИКОВА. Фото Дарьи УЛАНОВОЙ, из архива и открытых источников

Как нарисовать целый мир

Никита.jpg

Девятнадцатилетний Никита Сличный может за полторы минуты изобразить вам падающего мультяшного героя. У него будут ветер в волосах, смешно задранные ноги и живые эмоции на лице. Вы сразу поймете, страшно ему или нет, летит он сверху или просто поскользнулся.

Такая ловкость рук закономерна: это его профессия. Точнее, о его профессии вы вряд ли когда-нибудь слышали. Никита — сторибордист в первой дальневосточной анимационной студии «Мечталет».

Сразу на работу

Нет, это не что-то среднее между сноубордом и сторителлингом. В принципе, сам он объясняет суть своей работы очень четко:

— Сториборд (storyboard) в дословном переводе с английского — «доска истории», а по-русски это раскадровка. Если говорить совсем просто, я художник-раскадровщик. Только сейчас это чаще сториматик: сториборд плюс аниматик. Он включает в себя саму историю, обстановку вокруг, точки для условных камер и черновую анимацию — то, как двигаются герои в предлагаемых обстоятельствах. Результат такой работы — видеофайл. Потом эту основу чистят, накладывают цвета и отдают дальше, чтобы получился мультфильм.

Сначала, между прочим, его взяли художником-аниматором — рисовать персонажей. Причем прямо из университетской аудитории, где он учился на первом курсе по специальности «декоративно-прикладное искусство».

― Я вообще-то давно хотел заниматься мультипликацией, ― признается Никита. ― А тут у нас в ТОГУ было какое-то общее собрание, презентовали университеты из Южной Кореи и Таиланда и заодно «Мечталет». Почему в такой компании? Не знаю, это, наверное, магическая сила продюсера студии Ильи Кузнецова, он всех может заразить своими идеями. Приглашал к себе, и я сразу решил попробовать. Думал, иду на учебу, а оказалось, сразу на работу!

Обучение, впрочем, тоже было: осваивать мастерство создания раскадровок его послали на четырехмесячные курсы российской Animation school.

― Это был очень напряженный период: сначала идешь на учебу, потом на работу, потом приходишь домой, и с 20 до 23 часов у тебя занятия. А еще нужно сделать домашнюю работу в университет…

Зато теперь он знает множество важных для правильной анимации и при этом неочевидных вещей. Например, что во время всего диалога герой должен находиться в одной и той      же части кадра ― чтобы он случайно посреди разговора не телепортировался в другое место. Или что для разных целей ― разные виды монтажа. Если нужно рассказать историю, используется комфортный монтаж, где все последовательно и логично. А вот если надо сделать клип, подойдет креативный: там логика не важна, главное, чтоб было красиво.

Все это он рассказывает с большим увлечением, как человек, занятый любимым делом. Но я все равно интересуюсь: если сюжет уже придумал сценарист, героев нарисовал аниматор, а их действия продумал режиссер, то где же простор для творчества у самого сторибордиста?

В ответ на этот наивный вопрос парень только посмеивается:

― Да, персонажи и ход событий уже продуманы, но все, что будет вокруг, вообще все ― это моя забота.

То есть, получается, художник-раскадровщик создает целый мультяшный мир?

― Можно сказать и так, ― улыбается Никита.

Месяц и шесть минут

fgyx-c4ggzM.jpg

А для чего это нужно у нас, в Хабаровске? Неужели и здесь можно выпускать популярные истории, как, скажем, на киностудиях Уолта Диснея или «Союзмультфильм»? Вообще-то именно так. У «Мечталета» есть собственный оригинальный сериал «Спина к спине», который знают дети и их родители по всей России, а с этого года еще и в Китае. Веселые приключения трех живых детских рюкзачков Рюка, Боти и Моли можно посмотреть на платформе YouTube, телеканале «Мультиландия», в девяти российских онлайн-кинотеатрах и даже на борту самолетов «Аэрофлота» и Air Astana.

― Люди не осознают, что все их сумки живые, а они чувствуют, дружат, любят, поддерживают друг друга и стоят за своих горой, ― передает художник основную идею. ― А еще воспринимают мир через призму фантазии и порой делают по-хорошему безумные вещи. Например, потерять игрушку и отправиться искать ее в космосе ― для рюкзачков абсолютно нормальная история.

Сейчас «Мечталет» заканчивает первый сезон из 26 серий. Обычно в студии работают над двумя-тремя одновременно.

― У нас есть сразу несколько сценариев, команда берет один и погружается в него. Читаем первый, второй раз, чтобы понять, что происходит. Потом нужно сделать карту пространства, чтобы четко знать, откуда герой стартует, куда поворачивает и в какую точку должен прийти. Потом появляется черновая раскадровка, которую нужно показать режиссеру, получить отзыв и правки. Затем делаем пробную озвучку ― сами или с помощью актеров ― и соединяем с раскадровкой. Доработанную версию с точками для камер, фонами, аудиодорожкой еще раз утверждаем у режиссера, проверяем хронометраж и, если все в порядке, отдаем аниматорам.

Команда, как правило, включает сторибордиста, режиссера, звуковика, ведущего аниматора, двух-трех художников по фонам, еще трех-четырех аниматоров и композера ― человека, который собирает весь материал в единое целое. На шесть минут анимации у них уходит примерно месяц. Ничего удивительного: над каждой серией «Смешариков», по словам Никиты, работает примерно человек 30.

Он, кстати, раскрыл секрет, почему «Спина к спине» такой смешной и позитивный. Оказывается, почти все сценаристы в свое время начинали с шуток для КВН. Сейчас в мультиках в принципе принято делать акцент на положительное, но «Спина к спине» затрагивает и важные темы. Например, в серии «Хамелеон» говорится о том, что нельзя бросать мусор, потому что его может съесть какое-нибудь животное, которое в итоге пострадает. А в «Комнате чудес» Моли побеждает эгоизм и отдает свою игрушку. Есть, к слову, выпуск и про то, что нужно ценить себя. Никита хочет, чтобы таких было больше.

― Что мне больше всего нравится в сериале? Его неформальность, свобода и то, что у нас нет табу на яркую картинку, ― говорит он. ― Может, иногда она слишком выразительна, но я такое люблю. В жизни столько всего серого…

Мультик для спокойствия

Wzd5NeYrTk0.jpg

Про влияние цветов на человеческую психику молодой художник тоже знает много ― посвятил этому курсовую.

― Например, если хочется успокоить ребенка, нужно включить ему советские мультики, там все на полутонах. А вот «Время приключений», наоборот, очень яркий, и после него остается возбужденное состояние. «Щенячий» патруль, кстати, тоже красочный, но 3D-анимация сглаживает этот эффект.

Также для ровного эмоционального фона подойдут старые добрые диснеевские легенды типа «Белоснежки» и «Золушки». Да и современные анимационные фильмы, такие как «Холодное сердце», «Моана» или «Райя и последний дракон», выдержаны в этих традициях.

Кажется, такой интерес к внутренней, психологической составляющей мультипликации вполне объясним: вообще-то Никита сначала хотел стать… медиком.

― Я даже пошел в профильный 10-й класс, готовился, ― отмечает он. ― Но однажды попал на экскурсию в медуниверситет и вдруг понял, что кровь, органы и ответственность за жизни людей ― это не мое. А потом вспомнил, что всю жизнь рисовал. И за последний год учебы в школе полностью перестроился.

Он занимался во дворце «Маленький принц» под руководством Галины Черепановой и так постарался, что взял Гран-при Международного конкурса «Новые имена стран АТР». Что было дальше, вы уже знаете. И Никита явно не жалеет.

― Единственное, я уже забыл, что такое рисовать для души. Но вкладываюсь в свои раскадровки: в позы, в ракурсы. Хочется, чтобы это была еще и художественная работа.

В 2019 году студия «Мечталет» создала для администрации Хабаровска анимационный ролик ко дню рождения города.
Авторы прокладывают путь

Первый фестиваль «Писатели родного края» стартовал с поездок в Комсомольский и Солнечный районы.

— Этот проект реализуется совместно региональным министерством культуры и Дальневосточной государственной научной библиотекой, — рассказала замдиректора ДВГНБ Раиса Наумова. — Идея его в том, что команда хабаровских авторов — литературных путешественников отправляется с визитами в 11 районов края. В июле, августе и сентябре они посетят даже самые удаленные населенные пункты.

Десант фестиваля разнообразен: детская писательница Елена Неменко, автор авантюрно-исторических романов Константин Кураленя, китаист Геннадий Константинов, поэт Игорь Лапшин, прозаик и публицист Владимир Иванов-Ардашев, молодые авторы Татьяна Троценко, Максим Чин-Шу-Лан и Наталья Солдатова. А также Игорь Мосин — не только музыкант и директор колледжа искусств, но теперь и писатель, и Альберт Самойлов — кинематографист, снявший фильмы о дальневосточных писателях Владимире Арсеньеве, Николае Наволочкине, Александре Лепетухине, Лоре Белоиван, Владимире Василиненко и Викторе Еращенко.

В середине июля первая «литбригада» побывала в Комсомольске-на-Амуре, Амурске и поселке Солнечном. В каждом из населенных пунктов организовали творческую встречу. Хабаровчане рассказывали о себе, презентовали новые книги, проводили автограф-сессии и, конечно, отвечали на вопросы.

— В Комсомольске к нам пришли коллеги-писатели, в Амурске было больше сотрудников библиотек и музеев, а вот в Солнечном нас слушали даже солдаты-срочники, — рассказала участница фестиваля Наталья Солдатова. — Аудитория хотела узнать про союзы писателей — какие они и зачем существуют, про то, где лучше публиковаться и нужно ли продвигать творчество через соцсети. Передавали записки с координатами, чтобы потом показать свои работы.

Именно в этом, по ее мнению, заключаются основная польза и смысл литературного путешествия:

— Во-первых, фестиваль — культурное событие, которое собирает людей и может иметь продолжение. Во-вторых, авторам нельзя вариться в собственном соку, нужно расширять горизонты. Никакой известный писатель не придет к тебе, не вытащит рукопись из твоего стола и не отдаст ее издательству. Ты должен постараться сам. Вот за это мы все и ратуем.

Дальнейший маршрут известен: 3, 4 и 10 августа писательская команда отправится в Ванино, Советскую Гавань и Чегдомын, 20 и 31 августа — в Троицкое и Аян, а 2, 7 и 19 сентября — в Николаевск-на-Амуре, Охотск и Чумикан. 

Шоу-лица краевой столицы

Каждый день. Литературный спектакль «Я сам» (12+). Сайт mos.ru

В основу постановки легли стихи Владимира Маяковского и отрывки из его одноименного автобиографического произведения. Они прозвучат в исполнении актеров театра и кино Алексея Сусова, Евгения Петрова, Владимира Невгоденко, Николая Буданова.

Спектакль расположен в разделе «Театр» вкладки «Культура».

Каждый день. Показ спектакля «Идущие по небу» (16+). Сайт YouTube

В рамках II Фестиваля русских зарубежных театров Государственный русский театр им. А.П. Чехова в Молдове показал спектакль о странноватом молодом парне. Мать тщетно пытается найти сыну невесту, думая, что именно это поможет наладить ему жизнь.  Но он неожиданно знакомится с неунывающей и эксцентричной старушкой, которая переворачивает представления мрачного и нелюдимого юноши о жизни.

Посмотреть можно на YouTube-канале «Большие гастроли».

Каждый день. Онлайн-экскурсия по Музею Востока на ВДНХ (6+). Сайт culture.ru.

Главный хранитель Музея Востока Дарья Смирнова расскажет о тайнах культуры искусства древнего Китая. Его научный сотрудник Полина Коротчикова покажет, как религиозные воззрения народов Ближнего и Среднего Востока повлияли на скульптуру и архитектуру этих стран. А старший научный сотрудник музея Анна Егорова расскажет про жемчужины японской коллекции Музея Востока.

Запись находится во вкладке «Экскурсии» раздела «Образование».

Каждый день. Детская постановка «Чисто английское приведение» (0+). Сайт culture.ru

Российский государственный академический молодежный театр показывает спектакль о том, как почтенное американское семейство приобрело старинное местечко с замком Кентервиль Чейз. Но оказывается, вместе со старинным замком они приобрели и старинное привидение. Они не сразу поверили в него. И пришлось бедному привидению доказывать свое существование.

Постановка находится на вкладке «Каталог спектаклей» раздела «Театр».

 


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)