Культура
logo

Специальные выпуски

Культура

Подготовили Дарья УЛАНОВА и Екатерина БОРТНИКОВА. Фото из архива и открытых источников

Тревожная керамика

P2210883.jpg

Она посвящает свои работы сибирским лесным пожарам, загрязнению планеты или информационному шуму. За одну из них на аукционе как-то упорно боролись центр современного искусства и модный бар. А выглядела эта ваза, кстати, как помятый пластиковый пакет.

Нике Кострюковой 20 лет, она занимается керамикой и этим летом провела свою первую персональную выставку в «Артсерватории». Тема — этичное потребление и беспокойство об экологическом состоянии мира вокруг нас.

— Она была частью проекта летних мастерских — коротких выставок по две недели, где можно было не только посмотреть на произведения, но и пообщаться с художником, увидеть, как он работает, прийти на авторскую экскурсию, — объясняет Ника. — Всегда интереснее услышать о том, что хотел сказать автор, прямо от него.

Беспокойство и тревога — хорошие слова для описания ее творчества. Решать проблемы с помощью искусства Ника пыталась еще с детства.

Результат в объеме

— Давайте начнем с того, что я окончила экономическую гимназию. Представляете реакцию родителей, когда я сказала, что хочу не в банковскую школу, а в колледж искусств? — смеется девушка. — Это были два года борьбы. А раньше думала о журналистике, дизайне, фотографии и даже легкой атлетике — я кандидат в мастера спорта, но получила разрыв мениска. Хотя, наверное, все равно не продолжила бы: многочасовые тренировки пять дней в неделю — это, конечно, ад.

Ника говорит, что начала рисовать из-за сложностей со сверстниками и потребности высказать свои чувства:

— Это известный прием: то, что не можешь выразить словами, выражаешь через творчество. Художественной школы я боялась. Но однажды поехала в лагерь «Созвездие» и там взяла в руки глину. Это было очень здорово: ты делаешь все в объеме и сразу видишь результат.

Идти, правда, все равно хотела на живопись. Дело решил звонок в колледж — трубку поднял директор Игорь Мосин.

— Он спросил, я только рисую или могу что-то делать руками. Ответила, что могу. И он сказал: «Так и иди тогда на ДПИ». И я подумала: а давайте! Тут тебя научат и живописи, и рисунку, и даже корзинки плести. И потом свои работы будет гораздо легче продавать.

Почему пеньки

P7200287.jpg

Первые заказы у Ники появились уже в семнадцать, но она быстро поняла, что это не ее история.

— Теперь продаю то, что в наличии. Я не отвечаю за обжиг, у меня нет своей печи, поэтому доля брака достаточно велика. Плюс хочется, чтобы к тебе шли за авторской работой, а не за тем, что сами себе придумали.

В итоге Ника стала студенткой, которые, что называется, задают жару преподавателям. Каждый ее просмотр превращался в социальную баталию. То налепит пеньков и посвятит их сибирским лесным пожарам, то иронично разрисует ромашками телевизор и мегафон, то вырежет хлесткую фразу и окружит золотой рамкой.

— Почему пеньки? Была версия, что с помощью огня пытались скрыть незаконные вырубки, она меня заинтересовала. Фразы в рамках — идея для стрит-арта. Мне показалось, будет смешно написать какую-нибудь грубость и оформить как картину. Я многое начинаю в шутку, а потом это приобретает социальный подтекст. Так было, например, с вазами-пакетами. Ну забавно же — пакет из керамики. Но потом появились пластиковая бутылка, бумажный пакет, канистра и тема мусора, разложения. Мне кажется, это не может не волновать — то, как трудно сегодня не навредить нашей планете.

Главное — реакция

P4120102.jpg

Неоднозначные — наверное, первое слово, которое придет в голову при взгляде на эти нарочито небрежные объекты. Ника не пользуется гончарным кругом, принципиально все делает руками — чтобы не было, как она выражается, напускного изящества. Поэтому к своим пакетам шла два года — говорит, когда появилась идея, ей еще не хватало технического мастерства. Кто бы мог подумать, что это так сложно?

В итоге эта серия легла в основу экспозиции «100 лет одиночества» (именно такой срок нужен для разложения некоторых видов пластика). Но были там и другие работы, в том числе те, которые когда-то нещадно критиковали в колледже.

— Очень рада, что в «Артсерватории» мной заинтересовались, — добавляет художница. — И поняла, насколько важна работа куратора. Когда у художника уже нет сил что-то придумывать, они делают невозможное.

Сейчас ее мечта — выйти за пределы своего основного материала и попробовать что-то новое:

— Хочется массивности, больших работ, экспериментов с материалами. Видели новую скульптуру в Москве? Огромный кусок глины, отлитый в бронзе. Меня очень вдохновляет. Да, многим не нравится, но задача хорошей работы — вызывать реакцию, необязательно позитивную. И вообще, всегда интересно говорить с тем, кто тебя не понимает.

Еще она любит россиянку Lota lota и знаменитого китайского художника Ай Вэйвэя.

— У него есть работа, где целый зал усыпан фарфоровыми семечками. Вот к таким масштабам я стремлюсь.

Мир, прекрасный в простоте

Первый фестиваль «Писатели родного края» отправляется в северные районы: 30 августа литературный десант ждут в Аяне.

В команде  десять авторов, причем как известных, так и молодых. Среди них и Наталья Солдатова — новое имя в хабаровской прозе. Дебютная подборка ее рассказов появилась в третьем номере журнала «Дальний Восток» за 2020 год.

— Как так получилось? Это был длинный путь из хороших людей, — рассказывает Наталья. — Сначала занятия в мастерской «СловоДело» под руководством Антонины Климиной, потом Дальневосточная школа писательского мастерства, где мы познакомились с главным редактором «Дальнего Востока» Александрой Николашиной, затем международный писательский форум в Ульяновске, где меня обругали, но дали ценный опыт. А потом и первая публикация.

Которая, кстати, сразу же принесла ей третье место в краевом литературном конкурсе имени Комарова.

— Было очень неожиданно, — признается она. — Как и приглашение стать участницей фестиваля. Когда я посмотрела, с кем еду, очень разволновалась: у всех есть регалии, многие состоят в Союзе писателей. Конечно, я очень благодарна. Для меня это глоток свежего воздуха.

Наталья творит сразу в двух направлениях: реализм и фантастика. И жителям края пока представила первое.

— Пишу про обычных, не героических людей: студентов, друзей, обывателей, про их отношения и дружбу, — говорит она. — Про то, что в мире много хорошего. Наша реальность сейчас очень стрессогенна, но я не люблю, когда за правду жизни принимают исключительно ее темную и негативную сторону. Хочу показать, что мир в простоте и обыденности может быть ярким и красивым.

Но в процессе гастролей авторы не только рассказывают о своем творчестве и отвечают на вопросы. Внимание уделяют и тому, чтобы настроить пишущих людей присылать свои рукописи в журналы, участвовать в конкурсах и мастерских.

— И школы, и фестивали писателей в свое время для меня тоже стали открытием, — замечает Наталья. — Каждому автору нужна творческая среда. Нужно культивировать ее, но не замыкаться в ней. К счастью, сегодня это достаточно просто — благодаря интернету мы уже не отрезаны друг от друга.

Она с улыбкой говорит, что литераторов удивить трудно — их мир удивительно разнообразен. Но иногда это все-таки удается.

— На одной из встреч к нам подошел человек, который сказал, что улучшает классику, убирая из нее все лишнее. И сейчас, например, занят «Гаргантюа и Пантагрюэлем»: делает его не таким длинным и занудным. Просил подсказать издательство, где могли бы оценить его труд. Подсказать мы, конечно, не смогли, но день он нам определенно сделал.

Дальше фестиваль «Писатели родного края», организованный Дальневосточной государственной научной библиотекой и краевым министерством культуры, отправится в Николаевск-на-Амуре, Охотск и Чумикан. Встречи с литераторами пройдут 2, 7 и 19 сентября соответственно.

Шоу-лица краевой столицы

1 сентября. Открытие IV Международного Большого детского фестиваля (0+). Сайт culture.ru

Церемония начнется с постановки Красноярского ТЮЗа «Хроники Нарнии. Племянник чародея» по произведениям британского писателя Клайва Льюиса. Над ней работала творческая группа во главе с режиссером Романом Феодори, художественное оформление придумал Даниил Ахмедов, а музыку написала композитор Евгения Терехина.

Для хабаровчан начало в 00.00. Запустить эфир можно в разделе «Трансляции» вкладки «Спецпроекты».

12 сентября. Балет «Сотворение мира» (12+). Сайт mos.ru

На новую сцену Большого театра выйдут артисты Театра классического балета с легендарной постановкой о начале времен на музыку Андрея Петрова. В ее основу легли библейский сюжет об Адаме и Еве, карикатуры Жана Эффеля из одноименного балету цикла и фрески Сикстинской капеллы.

Трансляция пройдет в разделе «Театр» вкладки «Культура». Для хабаровчан балет начнется в 2.00 в ночь с 12 на 13 сентября.

Каждый день. Театрализованное представление по мотивам спектакля «Однорукий из Спокана» (16+). Сайт mos.ru

В рамках проекта «Золотая маска» в городе» Центр драматургии и режиссуры показал экспериментальную постановку о незадачливых жуликах, попавших в плен к психически нездоровому человеку, которого когда-то обманули. Теперь он хочет отмстить им. Однако все закончится благополучно.

Экспериментальным представление названо потому, что художественный руководитель центра Владимир Панков, артисты и музыканты студии SounDrama смешивают ирландский фольклор с афроамериканской церковной музыкой госпел.

Постановка находится в разделе «Театр» вкладки «Культура».

Каждый день. Онлайн-экскурсия «5 экспонатов выставки «Театр.Rus» в Новом Манеже» (6+). Сайт culture.ru

Заместитель генерального директора и главный хранитель Бахрушинского музея Ксения Лапина рассказывает зрителям, как выглядел театр древних людей, для какой постановки пришлось перешивать настоящее церковное облачение и какая связь между хакасскими петроглифами и сценой.

Запись находится во вкладке «Экскурсии», раздела «Образование».

 

 

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)