Специальные выпуски
Александр, оказавшийся Альбертом, Или загадка культовой вазы
Фарфоровая часть экспозиции западно-европейского искусства в Дальневосточном художественном музее, пожалуй, самая жизнерадостная. И главный ее экспонат — огромная ваза знаменитой Мейсенской мануфактуры.
Это шедевр высотой 81 см был создан главным гением немецкой фабрики — Иоганном Иоахимом Кендлером (1706—1775). Вся поверхность усыпана мелкими белыми цветами, которые то и дело собираются в шары. Название соответствующее и тоже жизнерадостное — бульденеж (дословно с французского «снежный шар»). Так именуют декоративный сорт калины, соцветия которого Кендлер сделал визитной карточкой Мейсена.
Но ваза украшена не только ими. Еще вьющимися виноградными листьями, крылатыми фигурами, коронами, желто-полосатым гербом Саксонии и портретом некоего монарха. Вот он-то, этот портрет, никак не хотел раскрывать свой секрет научным сотрудникам и поначалу увел исследования своего происхождения в совсем другую сторону.
Двусмысленная монограмма
— Вазу передало в ДВХМ в 1958 году краевое управление культуры, — рассказывает завсектором зарубежного искусства музея Алена Фролова. — Как немецкий фарфор попал в Хабаровск, до сих пор неизвестно.
Для искусствоведов такой источник равняется «мертвой» зоне: как правило, тогда в управлении не выясняли происхождение предмета, и установить его было очень проблематично.
Экспонат был отлит в 1898 году — тогда Мейсенская фабрика повторяла многие модели предыдущего века. Даже потери (отбиты фрагменты короны внизу, крылья у фигурок, еще одна корона на верху крышки и птица в листьях на ножке вазы) не отменяют его потрясающей красоты и детализации. Но главная интрига для сотрудников музея заключалась все же в портрете: изображенный на нем мужчина с бакенбардами сильно напоминал российского императора Александра II.
Догадки подтверждала изящная монограмма на крышке: ее можно прочесть и как «А», и как «AL» — и тот, и другой вариант напрямую относятся к имени «Александр».
— Но к тому времени император уже давно погиб, — уточняет Алена Фролова. — Зачем изображать его через 17 лет после смерти, да еще и на немецкой вазе?
Наши историки предположили, что ценность могла быть дипломатическим подарком в честь знаменательного события. Как раз в 1898 году в Москве с большой помпой открывали памятник Александру II.
Но как ни старались наши ученые найти подтверждение этой вполне стройной версии, ничего не получалось.
Особые приметы: крест и бакенбарды
Сотрудники провели в сомнениях некоторое время, пока их неожиданно не развеял слушатель школы экскурсоводов Евгений Минаев. Недолго думая, он взял и написал на сайт Мейсенской мануфактуры (она и сейчас успешно работает). И ему прислали ответ, который всех приятно поразил.
Как оказалось, на культовой вазе изображен вовсе не Александр II, а Альберт I (1828—1902), король Саксонии. Перепутать, впрочем, было немудрено: в профиль на сохранившихся скульптурных портретах правители очень похожи.
Приезд в Хабаровск столичных гостей добавил к этой истории новые детали.
— Во время экскурсии по нашим залам один из москвичей, доктор исторических наук, заметил, что орден на шее у монарха похож на прусский*, — говорит искусствовед. — А его коллега сказала, что пышные бакенбарды в то время были популярны как раз в Саксонии, а не в Российской империи.
Альберт I часто использовал мейсенский фарфор в качестве дипломатических подарков и заказал у мастеров парные вазы по моделям XVIII века. На второй был портрет его жены, принцессы Каролы Шведской.
Удвоенный вариант, кстати, нашелся на одном из американских аукционов и был продан за 201 250 долл. при изначальной цене в 15 000.
А вообще их было пять!
Ну а в онлайн-коллекции Государственного собрания выставок в Дрездене обнаружилась и первоначальная модель — белая, еще не расписанная. И, естественно, с совершенно другим портретом. Чьим же?
Согласно знатокам искусства из Германии, ваза олицетворяла процветающий саксонско-польский союз под командованием полка Августа III (именно его профиль изначально украшал корпус). Она была центральной частью набора из пяти предметов (еще два кувшина и две вазы поменьше), который предназначался в качестве подарка французскому королю. Но что-то пошло не так, политическая конъюнктура изменилась, и набор в итоге остался в Дрездене.
Зато его «потомки» спустя больше ста лет разошлись по миру и восхищали правителей разных стран. А теперь и нас.
* Награда на шее Альберта I сильнее всего похожа на Большой Железный крест — прусский боевой орден высшего класса.
Гусь отправляется в полет
Мобильный камерный театр «Две лампы» получил грант на форуме «Таврида». На эти деньги хабаровчане поставят новый спектакль и повезут его по краю.
«Две лампы» — творческий дуэт Наталии Лапченко и Дениса Горшунова. Ее мы знаем как посла «Тавриды» на Дальнем Востоке, его — как лидера группы «Поль Бемоль» и любителя виниловых пластинок, их обоих — как сотрудников археологического музея. Там они и познакомились.
— Мы поняли друг друга с полуслова, сначала стали вместе менять экскурсионные сюжеты, затем запустили несколько семейных проектов, ну а потом поставили взрослый спектакль, — поделилась Наталья.
Он называется «Рассказ о человеке» и посвящен педагогу Янушу Корчаку, который всю жизнь воспитывал еврейских сирот и во время Второй мировой пошел с ними в газовую камеру. Историю выбрали неслучайно: тема детской жизни во время войны занимала Наталью еще со времен института.
Эта постановка не похожа на традиционную. Актеры просто читают текст, причем максимально ровно, чтобы зритель сам расставил акценты. За их спинами экран, на котором сменяются документальные кадры и фрагменты мультфильмов, из декораций на сцене — только лампы (да, отсюда и название).
— Мы не хотели создавать театр, а просто решили попробовать поработать с текстом, — призналась Наталья. — Потом показали результат коллегам, и так родился спектакль.
Ему, кстати, уже больше двух лет. Неугомонная творческая девушка уже успела покинуть музей, но «Две лампы» продолжают жить и развиваться.
Вторую постановку они тоже задумали довольно давно. С первой ее связывает и тема, и смысл: «Снежный гусь» — история времен Английской войны о художнике, который посвятил жизнь спасению животных, а потом и людей.
— Он о том, сложно или не сложно совершать хорошие поступки, и о том, что героем может быть каждый, — передает суть девушка.
Работа над историей только начинается, но уже ясно, что это тоже будет спектакль-рассказ, который станут сопровождать авторские иллюстрации — их уже нарисовала хабаровская художница Ксения Яковлева. А поскольку в театре «Две лампы» всего два актера и минимум реквизита, играть они могут практически на любых площадках.
Поэтому идея с гастролями у экспертов «Тавриды» никаких вопросов не вызвала: ее одобрили. Однако это уже второй грант Натальи на этом форуме, так что успех вполне закономерен. «Две лампы» планируют несколько показов в хабаровске, а потом отправятся в Комсомольск-на-Амуре, Амурск, Солнечный район и Биробиджан.
— Сумма не очень большая, но мы просчитали смету заранее, — улыбается Наталья. — Должны уложиться.
Шоу-лица краевой столицы
2 октября. Музыкальный моноспектакль «И жизнь, и театр, и кино...» (12+). Хабаровский краевой музыкальный театр.
С ним приедет Сергей Безруков. В первой части постановки зрители смогут насладиться качественным чтением стихов Ростана, поэзии Пушкина, песенного слова Есенина и драматичных строк Высоцкого. Вторая часть отдана рассказам актера о своих работах в театре и кино, общению со зрителями и исполнению любимых зрителями песен из фильмов.
Начало в 19.00.
5 октября. Показ фильма-спектакля «Sonia Friedman Productions: Уолден, или Жизнь в лесу» (16+). Кинотеатр «Голливуд».
В 19.00 хабаровчанам покажут футуристическую постановку Иэна Риксона и Сони Фридман о двух сестрах-близнецах, которые живут в мире, пережившем экологическую катастрофу. Стелла старательно пытается понять, как спасти родную планету, и живет среди растений, а Кэсси отчаянно покоряет космос.
Весь спектакль перед зрителем стоят вопросы: позволят ли сестрам их полярные взгляды остаться близкими людьми и имеет ли человек право колонизировать другие планеты, убив при этом свою?
8 октября. Концерт дальневосточного фестиваля «Музыкальный экспресс» (6+). Хабаровская краевая филармония.
Симфонический оркестр Приморской сцены Мариинского театра в рамках Дальневосточного фестиваля представит вокально-симфонический концерт.
В его программе произведения Моцарта, Римского-Корсакова, Глазунова, Чайковского, Смелкова, Мендельсона и других великих композиторов. Солисты — Мария Суздальцева (сопрано), Лилия Кадникова (сопрано), Орест Северин (флейта), Дмитрий Лупачев (кларнет), Елизавета Сущенко (виолончель). За пультом оркестра — дирижер Павел Смелков. Начало мероприятия в 19.00.
8 октября. Концерт Андрея Бебуришвили (18+). Городской дворец культуры.
Выступление самого неэмоционального и спокойного комика страны, резидента ComedyClub, победителя «Comedy Баттл» и ведущего проекта «Открытый микрофон». Его шутки просты на первый взгляд, но помогают взглянуть на жизнь и самые обыденные вещи легко и иронично. Начало в 19.00.