Специальные выпуски
Танцуй, как вода в Амуре
Три года исполнилось в ноябре ансамблю национального танца «Эрку» ― коллективу, мягко говоря, необычному. Как и его создатель.
Во-первых, это, судя по всему, единственная в Хабаровске полностью молодежная творческая команда, продвигающая культуру коренных малочисленных народов Севера (КМНС). Руководителю, Дмитрию Иванникову, всего 23.
Во-вторых, большинство участников ансамбля ― русские студенты, как и сам Дима (он шутливо зовет себя «русским ульчем»). Это еще более удивительно, но тут все не просто.
Киле, Бельды и ты
― Я родился и вырос в селе Булава Ульчского района, ― Дмитрий сидит передо мной в белой толстовке с национальными спиральными узорами (фирменная униформа «Эрку»). ― Мамины родители поехали на Дальний Восток из Украины за большими деньгами, да так и остались. Бабушка по папиной линии из села Кизи. Мама и папа появились на свет уже в Булаве, так что и я был окружен всем этим с детства.
Понятно, что Иванниковы ― фамилия в этих краях достаточно редкая. Но в остальном ульчская культура стала для него родной, и в 11 лет он записался в детский национальный ансамбль «Хоста».
― Альтернативы у меня все равно не было, ― смеется парень. ― Но на самом деле коллектив потрясающий. Начались поездки, в том числе за границу: Китай, Япония. А в старших классах я перешал в ансамбль «Гива» ― это, на минуточку, старейший национальный ансамбль России! Ему исполнилось 65 лет, и руководит им сейчас прекрасная Галина Павловна Ветка. И все, меня это поглотило. Потому что в звуки бубна и варгана, в движения и узоры, в рассказы наших старейшин невозможно не влюбиться…
Однако пришло время становиться хабаровчанином ― неизбежный путь для большинства местных подростков.
Эрку — значит «созвездие»
― В Ульчском районе нет даже техникума, ― рассказывает Дмитрий. ― Поэтому там практически не живет молодежь, все уезжают либо в Николаевск-на-Амуре, либо в краевую столицу. Я решил поступать на режиссера в институт культуры. Но родители воспротивились, мол, что это за профессия такая. А я сдавал физику и литературу (организаторы ЕГЭ, кстати, думают, что такого не бывает, эти экзамены даже стоят в один день). Вот физика и пригодилась…
И еще как: он прошел на бюджет по престижной специальности «Техносферная безопасность» в ДВГУПС.
— Да, как ни странно, я инженер по охране труда, получил красный диплом, — улыбается молодой человек. — А еще все-таки поступил параллельно на режиссуру, уже заканчиваю. И это, между прочим, даже труднее.
Когда же в этой студенческой жизни начались танцы? А они и не заканчивались. Но путь к «Эрку» был непростым.
— Сначала меня, конечно, помотало: пробовал и современную хореографию, и русские народные, и даже хип-хоп. Но все было не то. Хотелось чего-то… родного, понимаете? Пришел в ансамбль «Сэнкурэ», он известен в крае. Но и там не сложилось. Понял: нужно делать что-то свое.
Это «свое» оформилось в молодежном национальном лагере «Встань на крыло». Идею нового коллектива признали классной, и Дмитрий начал обращаться к директорам институтов своего университета.
— Сначала дело не пошло, — признается он. — Все знают, что ДВГУПС — колыбель мощных коллективов с историей: «Самоцветы» отвечают за народную хореографию, «Резонанс» — за современную, «Планета Голливуд» поет... Обычно талантливые ребята идут туда. И тут я такой: «Хочу свое!»
В итоге на этот взрывной энтузиазм ответил взаимностью проректор университета по воспитательной работе. У «Эрку» появились покровитель и место для занятий.
Актуальнее, чем хип-хоп
— Если честно, даже не знаю, что мы танцуем, — вдруг огорошивает меня создатель ансамбля. — Потому что соединяем национальный танец с современной хореографией и уличными стилями. Мы же молодежный ансамбль, нам хочется преобразовывать культуру, вносить в нее что-то новое. При этом есть у нас и варган, и бубен, а все номера основываются на фольклоре. Первым делом мы изучаем его.
И танцы, и костюмы ребята создают сами. Дима отлично владеет швейной машинкой: говорит, сначала подшил маме шторы, а потом понеслось. Он же учит своих отличать нанайские узоры от ульчских, а эвенский декор от эвенкийского.
— Нанайцы насыщают свой орнамент очень плотно, он весь в деталях, — объясняет студент. — Ульчский более мягкий, разреженный и плавный. Нивхский — более «морской», там чаще встретишь волны. Нужно знать все это, понимать обряды, прежде чем вдохновляться.
К аутентичности он относится с нехарактерной для молодежи щепетильностью:
— Есть люди, которые говорят, что мы что-то искажаем, но это не так. Я всегда советуюсь с нашими старейшинами, с руководителем ансамбля «Гива», они нас поддерживают. Все это тактично и достойно. Нельзя, не вникнув, браться за стилизацию. Это может кого-то обидеть или оскорбить. И так происходит. Например, видишь номер, где маленькие девочки стучат по ритуальному бревну. А к нему вообще-то допускаются только пожилые женщины. Или все подряд прыгают через канат. Но канат — мужская забава, так выявляют мэргэнов — защитников, богатырей. Понимаете?
Возможно, именно этот подход и есть фишка «Эрку». То, что у ансамбля есть основной состав в 14 человек и приходят новые ребята — главная Димина гордость. А еще два первых места на дальневосточной «Студвесне» (причем одно за коллекцию одежды!) тоже кое-что доказывают.
— Да, меня спрашивают, почему мы не танцуем хип-хоп. Все просто: наше направление сегодня актуальнее, чем хип-хоп, у него самобытная философия. О чем хореография коренных народов? Это природа, вода в Амуре, животные и птицы, — все, что нас окружает. Поймать рыбу — танец, выделать кожу — танец. Вся жизнь — танец.
Не единство, но уют
Выставка «Триединство» (6+) открылась в Доме творческой интеллигенции.
Попытку объединить живопись, графику и фотографию вдохновительница экспозиции — художница и фотограф Светлана Тиканова делает уже не первый раз. Только теперь это скорее заявка на «пятиединство»: к перечисленным направлениям добавились каллиграфия и поэзия.
Выставочный зал густо увешан работами самого разного характера. Репортажная, портретная и макросъемка, абстрактная фотография и живопись, декоративные натюрморты, причудливые надписи… Все их дополняют стихи Елены Добровенской, но для связующей нити у них слишком скромная подача, текстов почти не видно рядом с яркими картинами. Так что общую концепцию отыскать сложно. Но надо ли?
Лучше всего о новой экспозиции на открытии высказалась художница Анастасия Реутова:
— Ты как будто приходишь в теплый уютный дом, где на одной стене может висеть и картина маслом, и рисунок друга, и памятная фотография…
У нее, кстати, здесь одна из самых интересных работ. За розовыми, голубыми и желтыми всполохами не сразу опознаешь человеческий силуэт, обращенный к окну. Картина называется «Молитва», и это не просто имя, а суть.
— Однажды ко мне обратилась девушка, у нее были сложности в жизни, — рассказывает Анастасия. — Я выслушала ее рассказ и бросилась к мольберту. Так и молилась за нее, через холст и краски…
Справа от нее — необычный сюжет: узнаваемые хабаровские фонари и окна перемежаются со… словами.
— Это моя первая работа, где я сочетала любимую ниткографику и текст, — объясняет участница выставки Инна Зосимова. — Знаете, когда гуляешь по вечернему городу после дождя, в голове рождаются образы и мысли, которые не всегда можно выразить графически. В итоге мне так понравилось, что я решила сосредоточиться на каллиграфии. Поэтому в остальных моих работах главное — надписи и росчерки.
А Валентина Попова известна своими цветами, которые написаны так густо и объемно, что кажется, сейчас упадут прямо зрителю в руки. Но и она на этот раз показала себя с другой стороны — пейзажи, как выяснилось, ей тоже удаются:
— Это пленэрная работа, писала ее на лодочной станции. И, если честно, мне кажется, она лучше цветов. Сейчас стремлюсь к этому. А вообще я постоянно меняюсь — могу удивиться, не узнав свои старые работы…
Кажется, тут есть чему удивиться и нам. И, может, все-таки обнаружить ту самую связующую нить.
Шоу-лица краевой столицы
5 декабря. Концерт «Симфонический марафон — 2021»: Гайдн. Двенадцать лондонских симфоний»» (6+). Сайт culture.ru
Симфонический марафон проходит в России уже восьмой раз. В этом году выбор организаторов пал на творчество «отца симфонии» Йозефа Гайдна. Поэтому в зале Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга прозвучат Двенадцать лондонских симфоний.
Исполняет симфонический оркестр Санкт-Петербурга. Трансляция находится на вкладке «Культурный стриминг» раздела «Прямые трансляции». Начало в 22.00.
7 декабря. Спектакль «Антигона» (12+). Сайт culture.ru
Премьера Санкт-Петербургского ТЮЗа им. А.А. Брянцева по мотивам древнегреческого мифа и одноименной пьесы Жана Ануя. Зрителю расскажут историю о юной девушке, живущей по принципам чести и справедливости. По словам режиссера Александра Морфова, это настоящий манифест женской силы и веры в себя.
Спектакль находится на вкладке «Культурный стриминг» раздела «Прямые трансляции». Начало в 22.00.
Каждый день. Спектакль «Сон о дожде» (6+). Сайт YouTube
Режиссер-постановщик Александр Федоров и юные артисты на понятном и детям, и взрослым языке поговорят со зрителями о дружбе, любви, войне, потере и обретении. Спектакль разделен на 16 условных частей, каждая из которых имеет свой сюжет. Действия разворачиваются под 16 русских народных песен.
Запись доступна на канале «Детский музыкальный театр юного актера».
Каждый день. Лекция «Костюмированный бал 1903 года» (12+). Сайт culture.ru
Вера Радвила, историк моды, расскажет о бале 1903 года в Зимнем дворце. Превзойти его не смогла даже серия празднеств по случаю 300-летия дома Романовых в 1913 году. Слушатели лекции узнают о подготовке к нему, создании нарядов и увидят подлинные фотографии участников.
Запись доступна на вкладке «Лекции» в разделе «Национальный проект».