Культура
logo

Специальные выпуски

Культура

Подготовили Дарья УЛАНОВА, Екатерина БОРТНИКОВА. Фото Екатерины БОРТНИКОВОЙ и из архива

Ищущий голос

— Что означает мое имя? Если честно, не помню, давно не спрашивали, — артистка Хабаровского музыкального театра Рипсиме Сехлеян ослепительно улыбается и забивает его в поиск. — О! «Выше всяких похвал» — так и переводится. Да уж, очень скромно…

Так ее и оценили на международном конкурсе «Оперетта-Land» в Москве — вместе с Никитой Турановым она привезла домой первую премию и восхищение столичных экспертов.

Две наставницы

Яркая восточная красавица с гордой осанкой и гривой черных волос — кажется, ее вообще невозможно представить где-то, кроме сцены. Она и сама грезила музыкой с детства, правда, не оперой и опереттой — хотелось петь эстраду.

— Вообще на творческую карьеру меня вдохновила преподавательница по фортепиано Наталья Михайловна Казанцева, — вспоминает Рипсиме. — К сожалению, ее не стало еще до моего выпуска из музыкальной школы. Но тогда я пообещала себе, что поступлю в колледж искусств.

Однако эстрадное отделение было только платным, и 14-летняя девочка пошла прослушиваться на академический вокал, куда брали только после 11-го класса. Но она была очень настойчивой, а еще понравилась педагогам. Говорит, было нелегко: примерно до третьего курса она не понимала красоты того пути, который выбрала.

— Но потом стала вникать — и мне понравилось! Одновременно с этим наконец сформировался голос, и у меня стало получаться. Думаю, все благодаря хорошему вокалу и замечательной наставнице Алле Ленских.

Это сочетание развеяло все сомнения в том, куда идти дальше. Выбор был сделан окончательно.

— Очень хотелось в Московскую консерваторию, но без знакомств и поддержки это сложно. Родители настояли, чтобы я осталась, поступила в наш институт культуры. И тут мне снова невероятно повезло с педагогом: я училась у Эльвиры Саниевской, артистки с потрясающим голосом, которая была, есть и будет для меня примером.

Она вернулась

Поначалу все складывалось невероятно удачно: руководство краевого музыкального театра заметило талантливую девушку на гала-концерте «Студенческой весны», и вскоре она уже репетировала главную роль в «Свадьбе в Малиновке». А в 2015-м попала в проект «Американская оперная академия» с наставниками из «Метрополитен-опера».

— Как раз тогда получила президентскую стипендию и решила, что это лучший способ ее потратить.

В качестве выпускной работы она тогда спела арию Джильды из оперы «Риголетто» и получила приглашение в магистратуру в Калифорнии. Не поехала — не хватило знаний английского. Но не прошло и года, как случилась стажировка при Мариинском театре у Ларисы Гергиевой.

— Никогда в жизни не волновалась так, как на том прослушивании, — признается артистка. — Тряслась, как ребенок. Закончила, а Лариса Абисаловна спрашивает: «Какую консерваторию оканчивали?» Было очень приятно отвечать, что институт культуры в Хабаровске.

Решения пришлось ждать долго. Рипсиме репетировала Юлишку в оперетте «Цыган-премьер» Кальмана — звонок раздался сразу после премьеры.

— И меня отпустили на целых девять месяцев, — продолжает Рипсиме. — Но постоянно звали обратно, обещали ставить больше классических спектаклей, где мне с моим колоратурным сопрано будет что петь.

Стажировка при этом не давала никаких гарантий, а дома ждали семья, родной театр и будущий муж. И она вернулась. А потом вернулась еще раз — уже после месячного обучения в Ереванской консерватории по международной благотворительной программе AGBU (там ей тоже предложили магистратуру). Рипсиме не знала, что именно эти решения заставят ее впервые за долгое время сомневаться в себе и своем выборе.

Значит, это кому-нибудь нужно?

— Вышла на работу, и почти сразу наш директор уволился, — говорит девушка. — Это стало началом перемен.

Обещанной классики так и не случилось: наоборот, на сцене ХМТ стали все чаще появляться мюзиклы. А Рипсиме — все реже: сейчас она задействована только в двух спектаклях. Ее прекрасное сопрано, которое хвалили столичные и зарубежные эксперты, оказалось невостребованным.

— Классика — это основа театра, ею воспитывается зритель, — рассуждает артистка. — Она должна быть. И я не согласна с мыслью, что оперетта интересна только старшему поколению. Или что это легкий жанр. Наоборот, очень сложный. Текст, особенно русский, трудно подстраивать под голос. А еще это не опера, где нужно только петь: здесь очень много речи и движения. Раньше мы ею славились. У нас есть прекрасные исполнители. Вопрос, мне кажется, в художественном руководители, которого в театре пока нет…

Сейчас она поет в основном на концертах или торжественных вечерах в престижных организациях — до того, чтобы слушать академический вокал на открытых площадках, Хабаровск, похоже, еще не дорос. А когда ее спрашивают: «Где вас можно услышать?», теряется.

— Стала настолько самокритичной, что даже не хотела ехать на «Оперетта-Land», — признается девушка. — Настоял Никита Туранов, солист ХМТ и мой друг. Думала: раз здесь не получаю признания, то что же мне делать там? А по факту, как мне сказали потом, выходила и задавала планку. И получала высшие баллы от жюри.

После конкурса, конечно, появились предложения о сотрудничестве — в столице. И неизбежные вопросы: «А что вы до сих пор делаете в Хабаровске?»

— Я люблю этот город, я здесь выросла и не хотела бы уезжать, — говорит Рипсиме. — А хотела бы всю жизнь петь здесь классику. Если бы это было кому-нибудь нужно.

Дед Мороз идет к вам

нг спекталь 1.jpg

Волонтеры из благотворительной организации «БлагоДарю» сами привозят новогодние спектакли к зрителям.

Они приезжают к ним в детские дома, приюты, интернаты, а недавно привезли свой театральный проект «Волшебный мир приходит в гости» в «АБВ центр развития». Там занимаются дети с особенностями интеллектуального развития, живущие неподалеку.

Из полицейского в актеры

— Родителям детей с ОВЗ, если они живут не в центре города, сложно выехать на утренник, — объясняет до начала директор ХРОО «БлагоДарю» Наталья Зверева. — Поэтому праздник и пришел к ним сам. К тому же наша организация специализируется на помощи интернатам, центрам адаптации, детским домам и приютам.

Для них спектакли «Волшебного мира» бесплатны, ведь работает театр на средства из Фонда резидентских грантов. Все деньги идут на костюмы, декорации, содержание проекта и на обучение актеров и кукловодов.

— Когда проект запустили, мы объявили отбор волонтеров, — говорит Наталья Анатольевна. — И хоть профессиональных актеров из театров у нас нет (школьники, студенты, юристы, менеджеры, психологи, педагоги и бывшие сотрудники МВД), все равно нужны люди с харизмой и голосом. После отбора организация отправила их на курсы по технике речи и кукловождению.

Всего в репертуаре проекта три спектакля: «Колобок: другая история», «Теремок» и новогоднее представление «Ну, дед мороз, погоди!». За восемь месяцев существования проекта их увидели более 1 200 зрителей в 30 социальных учреждениях города. Показывали их не только детям, но и пожилым, и любая аудитория встречала кукольные сказки с радостью. В центр развития «АБВ» привезли спектакль «Ну, Дед Мороз, погоди!».

Как спасти Новый год?

Он рассказывает нам о двух девочках Кате и Свете, спасших Новый год и своего друга Ваню. Мальчика Баба-яга превратила в снеговика, а Новый год вместе с подарками присвоил Дед Мороз, которого Яга сделала жадным. Но девочки быстро догадываются, что Бабка-ежка злая от того, что одинокая, и предлагают ей встретить праздник вместе, если та расколдует дедушку и Ваню.

Главная особенность проекта в том, что волонтеры привозят детям не только постановку, но и игровую программу. Так получается целый новогодний утренник. До представления дети играют и поют песни с Дедом Морозом и Снегурочкой. И малыши, и школьники крадутся тигром сквозь лес, бросаются бумажными снежками и перечисляют, без чего не бывает Нового года:

— Без снега, — заявляет девочка в костюме феи.

— Без елки, — шепчет маме на ухо мальчик лет десяти, и та передает ответ.

А после спектакля остается время даже на совместное чаепитие. И переодетые в Деда Мороза и Снегурочку аниматоры и актеры с куклами еще долго фотографируются, обнимаются и разговаривают с детьми.


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)