Культура
logo

Специальные выпуски

Культура

Подготовили Дарья УЛАНОВА и Анастасия ШУБИНА. Фото Дарьи УЛАНОВОЙ и из архива

Цвет, жизнь, недоверие

красный прилив.jpg

В «Артсерваторию» приехала из Владивостока выставка украшений «Красный прилив». Она про экологию, доверие, ложь, а еще про попытку вписать региональных ювелиров в контекст современного искусства.

Обычно поговорить об остром и важном их зовут редко. Но в последнее время, к счастью, чаще: чего стоит один только проект «9 марта» с двумя современными ювелирными экспозициями, одну из которых посвятили стереотипам по поводу мужского и женского, а вторую — границам: внутренним, личным и внешним.

Дальневосточный вариант концептуальной беседы собрала Юлия Климко, руководитель художественного музея ДВФУ и организатор Владивостокской международной биеннале визуальных искусств. Точкой отсчета стала экологическая катастрофа на Камчатке — наверное, вторая по обсуждаемости тема 2020 года после ковида. Тогда в Авачинском заливе погибли несколько тысяч животных. По официальной версии, это произошло из-за так называемого красного прилива, то есть необычайно активного цветения водорослей. Но ей мало кто поверил. Так в концепции возникла тема недоверия, особенно актуальная в годы пандемии, а также информационного шума и фейковых новостей как его причин.

Прямое и косвенное

Вот обо всем этом и надо было художественно высказаться через украшения. Семнадцать художников из разных городов России (Владивосток, Хабаровск, Санкт-Петербург, Москва, Муром) работали полгода: большую часть изделий создали специально к выставке, а какие-то экспонаты отбирались из уже готовых.

Здесь много прямых ассоциаций с морем и его обитателями. Так что зрителям предстали кольца с кораллами и ракушками, броши с креветкой, крабом, деревяшками, обточенными волной, и водорослями, или серьги-рыбы. Для кого-то, как для Семена Старова из Мурома, это творческая линия (его проект так и называется — «Море в соли»), а кто-то просто выбрал легкий путь к теме (почему нет?).

Но есть и более неочевидные, но вполне ясные параллели. Например, серия «Белый шум» приморчанки Милославы Снигарь из керамики и фарфорового боя: части тела маленьких антикварных куколок вписаны в округлые объемы.

— Вообще-то я эмальер, — рассказывает Милослава. — Но как-то была в Петербурге и внезапно поняла, что мне просто необходимы эти осколки. Хотя понятия не имела, для чего. Они лежали четыре года, пока однажды Юлия не пришла ко мне со своей идеей. И я сразу поняла, зачем они нужны.

Предметы и правда говорящие, да и названия у них соответствующие: «Откуда ноги растут», «Рука руку моет» и т.д. Носить свои пухлые броши Милослава предлагает без пафоса, цепляя к карманам джинсов. Правда, купить пока ни одну нельзя — после Хабаровска они еще поедут в Японию.

Сумасшедшие украшения петербуржца Юрия Былкова вроде перстня с искусственными волосами или браслета из смолы, исписанного хлесткими словами, казалось бы, связаны с темой косвенно, но тем не менее весьма ясно выражают отношение автора к происходящему.

Совсем не ярмарка

Видно, что задача оказалась для художников-ювелиров сложной. Тем интереснее смотреть на результат и благороднее амбициозная цель — сделать так, чтобы при словах «ювелирная выставка» в наших головах первым делом не всплывала веселая ярмарка, где можно накупить бижутерии.

— Такое событие почти всегда ассоциируется с выставкой-продажей, и мы не возводим его, скажем так, в ранг высокого искусства, — объяснила Юлия Климко.

А кроме того, это выстраивание новых отношений с нами, конечными обладателями и носителями украшений. Ведь, как справедливо написано в аннотации к «Красному приливу», чаще всего именно детали нашего образа раскрывают то, что мы хотим сказать миру. Так что тем, кто протестует против вырубки лесов, надевая кулон с деревом, или поддерживает врачей брошкой с фонендоскопом, стоит взглянуть на это в первую очередь.

Выставка «Красный прилив» в «Артсерватории» продлится до 6 февраля.

Оживляя буквы

Зосимова.jpg

Говорить, что каллиграфия — не настоящее искусство, может только тот, кто никогда себя в этом не пробовал. Так считает художница Инна Зосимова.

— Я профессиональный график, дизайнер-иллюстратор, — говорит она. — Но в 2014 году заинтересовалась каллиграфией и так увлеклась, что теперь это основное направление, в котором я хочу развиваться.

Свое увлечение Инна (между прочим, член Союза художников России) объясняет достаточно просто — иногда ей не хватает картинки:

— Бывает, гуляешь по Хабаровску вечером после дождя, и в голове начинают возникать какие-то образы и слова, которые не всегда можно графически донести до зрителя так, чтобы он все понял.

Вот тогда на помощь приходят строки.

Линия становится розой

Работа 2018 года «Мой город», где виды любимых мест сочетаются с надписями, — до сих пор одна из ее любимых.

— Она просто легла мне на душу, — замечает художница. — Еще мне нравится та, которую посвятила певице Анне Герман: там росчерки превращаются в розы. А вообще, часто бываю недовольна результатом, мне всегда кажется, что можно сделать лучше.

Так что каллиграфия — это, можно, сказать, про совершенство. И достичь его, уверяет Инна, не так просто: нужно выстроить композиционный баланс, достичь правильного сочетания линий, не переборщить с завитками…

И порой получается невероятный результат: так, для недавней городской выставки автопортретов она написала (в буквальном смысле) свое лицо, поместив в него собственную краткую биографию. «Таким портретом уже не удивишь, но работа интересная, трудоемкая, наполненная смыслом». Поспорим: мы вообще-то очень удивились, причем приятно.

«Каллиграфические произведения Инны Зосимовой многослойны, эмоциональны, динамичны, лаконичны, — пишут о ней коллеги. — На своих холстах художница дополняет абстрактные и вполне узнаваемые образы надписями, создает композиции из текстов, отдельных символов и цифр».

А почерк ни при чем

Кстати, бумагой и холстом она не ограничивается. Ее новое увлечение — каллиграфия на стекле, пластике, керамике и любых других поверхностях, которые поддаются гравировке.

— Это, во-первых, развитие мелкой моторики и мозга, — перечисляет художница плюсы любимой практики. — Во-вторых, удовольствие и творчество. А в-третьих, это культура и особое искусство самопрезентации. Навык красивого письма, умение оформить открытку или конверт должен быть так же ценен, как ораторское мастерство или владение музыкальным инструментом.

Она радуется, что сейчас интерес к каллиграфии возрождается. И развеивает миф о том, что ужасный почерк может помешать достичь успеха в таком виде творчества:

— Вообще-то это абсолютно разные вещи. Есть даже люди, которые пишут правой рукой, а для каллиграфии используют левую. А еще есть жестовая каллиграфия, когда автор пишет всем телом.

Так что если вы всегда хотели попробовать, но не решались, потому что никто не понимает ваших закорючек, это не препятствие. Главное — любить буквы и хотеть их оживить.

Шоу-лица краевой столицы

До 7 марта. Гастроли всемирно известного цирка Филатовых (0+). Манеж Хабаровского цирка

Семейка магов, воздушные гимнасты без страховки, акробаты-уличные «Бродяги с Бродвея», космический номер жонглера-велофигуриста в темноте с неоновыми булавами — это лишь часть грандиозного спектакля. Также хабаровчан порадуют умные и экзотические животные: медведи на мотобайках, австралийские розовые пеликаны, южноамериканские носухи, ламы, верблюды, дикобразы и другие замечательные звери. Программа сопровождается современным световым лазерным оформлением, собственным шоу-балетом.

5 февраля. Александр Рамм (виолончель), Санкт-Петербург, Москва (12+). Хабаровская краевая филармония

Зрители смогут посетить концерт Дальневосточного академического симфонического оркестра для виолончели продолжительностью 1 час 20 минут. Начало в 17.00.      

Солист Александр Рамм — участник концертных программ Московской государственной академической филармонии, в том числе проекта «Звезды XXI века», и солист Санкт-Петербургского дома музыки. Музыкант-виолончелист гастролирует во многих городах России, Великобритании, Литвы, Швеции и других стран.

Каждый день. Музыкальный спектакль «Летучий корабль» (6+). Сайт culture.ru

Театриум на Серпухове приглашает юных зрителей на мюзикл по одноименному мультфильму с песнями Юрия Энтина и Максима Дунаевского. Режиссер Тереза Дурова создает на сцене мир, наполненный чудесами и волшебством, красотой и юмором.

Каждый день. Концерт «Два века джаза с Биг-бендом Олега Лундстерма» (12+). Сайт culture.ru

За годы своего существования Камерный джазовый оркестр им. О. Лундстрема объездил более пятисот городов СССР, России и десятки за рубежом, дал больше десяти тысяч концертов. Совместно со студией «Мелодия», помимо ряда грампластинок популярно-танцевальной музыки, записано десять пластинок джазовой музыки как с пьесами отечественных композиторов, так и с джазовой классикой в аранжировках оркестра.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)