Культура
logo

Специальные выпуски

Культура

Подготовила Дарья УЛАНОВА

Мама, я Дебюсси люблю

Тимофеев.jpg

В пятницу, 18 марта, прямо с большой сцены Хабаровской краевой филармонии, похоже, впервые за всю ее историю прозвучала фраза «коровьи блины». Причем из уст лектора Московской филармонии Ярослава Тимофеева. Причем в связи с композитором Эдвардом Григом.

Но обо всем по порядку, а потому объяснений придется подождать ― Григ был в середине концерта.

Ярослав Тимофеев привез в Хабаровск музыкальную программу «Мама, я меломан» ― цикл встреч для молодежи, которая любит классическую музыку, но не нафталин и чопорность. Суть его в том, что зрители сами выбирают произведения, которые будут слушать, путем голосования, а Ярослав старается рассказать о них что-то новое и необычное — такое, чтобы молодые любопытные москвичи не уснули между первым и вторым отделениями.

И справляется, между прочим, отлично, аккуратно сочетая в своих подводках начитанность, доступность и иронию. Хабаровчане собрали себе весьма пестрый, хоть и популярный перечень: концерт «Зима» из цикла «Времена года» Вивальди, «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси, «Утро» и «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» Грига, третья часть Симфонии № 2 Рахманинова, вторая часть Симфонии № 10 Шостаковича и, наконец, «Вальс цветов» и «Трепак» из балета «Щелкунчик» Чайковского.

Музыка, которая кино

Для каждого номера программы ведущий припас пару любопытных фактов. Например, рассказал, что Вивальди (концертам которого уже 300 лет) вообще-то изобрел свой музыкальный кинематограф гораздо раньше обычного:

— Для людей той эпохи музыка, в которой они способны видеть события внешнего мира, то, что происходит в природе, была настоящим чудом. Будто они пришли в галерею, и картины на их глазах начали двигаться. При этом Вивальди использует, образно говоря, «многокамерную съемку». В концерте «Зима» вы услышите стук зубов замерзшего человека, порывы ветра, попытку путника убежать от пурги. А в средней части совершенно контрастная картина ― сцена у камина, где тепло и приятно.

Дебюсси своей «Прелюдией к послеполудню фавна», по его словам, тоже произвел тихую революцию:

— Для французской музыки конца XIX века это был прорыв в будущее. В чем новаторство? Прежде всего, Дебюсси писал невероятно тонко и изысканно. Например, открыл новое звучание флейты в низком регистре, использовал арфу, чтобы показать марево, горячий воздух, который поднимается вверх.

Он подчеркнул, что новаторство есть и в отношении к теме любви. Раньше она всегда преподносилась дуэтно: Ромео и Джульетта, Руслан и Людмила. Дебюсси показывает, что вообще-то любовь может существовать в голове отдельного персонажа. И в этом есть определенная свобода.

Ад и попса

Затем мы перенеслись из Франции в Египет, где встречал рассвет путешественник Пер Гюнт, думая о родной Норвегии.

— В пьесе «Утро» принято слышать норвежские пастушьи наигрыши, но одновременно и египетский колорит, — отметил ведущий. — Ну а потом мы направимся прямиком в ад!

Это он про пещеру горного короля — главный, если так можно сказать, хит великого Грига. И, оказывается, лестными сравнениями с рогатым скотом и его производными композитор наградил свою музыку сам. «Мне в буквальном смысле тошно ее слушать, — говорил он, — настолько она проникнута коровьими блинами и сверхнорвежеством».

— Насчет сверхнорвежества Григ был прав, — пошутил Ярослав со сцены. — Клод Дебюсси, наш предыдущий герой, писал: «Эдвард Григ слегка злоупотребляет своим правом быть норвежцем». Он действительно во всей своей музыке использует богатство норвежского фольклора.

Выдвинул ведущий и свою версию сравнения с пресловутыми блинами:

— Произведение нарушает все законы построения классической музыки, потому что в ней совершенно нет развития. Только одна и та же мелодия и рост громкости. Кто ж знал тогда, что так будет строиться 90 процентов поп-музыки?

Любителей попсы он предложил в такой ад не отправлять: будет слишком комфортно.

— Для них мы приготовили большую часть филармонического репертуара, — ослепительно улыбнулся лектор.

Рассказал Ярослав и о том, что Рахманинов успешно соперничает с Чайковским за право быть главным русским композитором, и о том, как Шостакович спал одетым, ожидая «воронок», и о том, что лихой «Трепак» Чайковского особо проворные оркестры исполняют всего за 62 секунды…

А напоследок раскрыл секрет своего подхода: он вспоминает подростковые ощущения от классики, а потом сочетает их с англоязычными источниками из «Гугла». Получается свежо, а главное — без лишнего придыхания.

Героиня и ее выход

Верь в себя1.jpg

Сегодня, если мы говорим об искусстве, слова «женская выставка» все реже ассоциируются с цветами и изящными вещицами. Теперь они чаще всего означают, что будут затронуты непростые социальные вопросы.

Например, домашнее насилие. В последние годы весна, где есть Международный женский день и месяц женской истории, стала временем именно для таких диалогов. В основном арт-деятели, которые хотят высказаться о проблеме, выбирают март (как, например, организаторы международной акции «Не виновата» или нашего, местного проекта «Выскочка»), но фотограф Любовь Нагорная остановилась на середине апреля.

Она решилась на новый формат — совместить фотоэкспозицию со спектаклем плейбэк-театра* и добавить к этому выступления психолога и юристки. Все это призвано помочь хабаровчанкам, оказавшимся в ситуации домашнего насилия, преодолеть эту беду и ее последствия. Называется, кстати, оптимистично: «Верь в себя».

—  Женщине все время говорят, что она что-то должна, — говорит Любовь. — Должна варить суп, должна делать уборку, а если мужчина унижает или поднимает руку — должна терпеть, потому что он сейчас успокоится. Однако почти никто не говорит, что можно куда-то уйти из этого круга. Мне захотелось показать этот опыт через изображения, черно-белые с включениями красного цвета. Почему? Потому что такое было и в моей жизни тоже.

Выставка-событие «Верь в себя» пройдет 16 апреля с 18.00 до 21.00 в пространстве на 7-м этаже Дома быта (ул. Шеронова, 92, задний вход со стороны ул. Гоголя). Участие бесплатное, записаться можно в Whats’App  по номеру +7-962-679-48-52.
Путь к портретам

Она фотографирует с 13 лет, с тех пор как ей подарили простенький «Никон» на батарейках:

— Все мучила подругу: у нее очень красивые глаза, пыталась поймать взгляд. А потом у меня появилась более качественная техника, и я подумала: почему бы и нет? И пошла в фотоклуб «Белый слон» при ТОГУ.

Училась она, кстати, не там, а в других местах: в пединституте на логопеда, в техникуме на технолога общественного питания, в меде на социального работника. Параллельно подрабатывала санитаркой в перинатальном центре: вспоминает, что в 14 пришла помочь маме, да так и осталась.

И при этом не оставляла фотографию, в 2018—2019 годах даже держала собственный офис. А вот потом был перерыв: болела, решала проблемы с учебой. Но вернулась. Теперь выбирает 20 работ для первой персональной экспозиции, и есть из чего: женские портреты — ее специализация.

— Не думала, отчего вышло именно так, — пожимает она плечами. — Но вообще, я взрослела в женском коллективе, меня растила мама, окружали ее коллеги, и в друзьях у меня девушки. С ними проще, легче найти общий язык.

Говорит, что стремится показать сильную героиню, у которой есть выход. А помогающих специалистов пригласила, чтобы объяснить, где именно он находится, поддержать и направить, ответить на больные вопросы. И реализовать свою главную идею — совместить социальную работу, творчество и медийное пространство. Она возникла в 2020 году, когда Любовь побывала на гражданском форуме.

— Я поняла, что это несложно, и сразу загорелась, начала откладывать средства, — рассказывает фотограф. — Так что да, аренда пространства, печать фотографий — это все мои личные деньги. Очень уж хотелось все воплотить в жизнь.

С оглядкой на ошибки

 Плейбэк-театр появился в этой компании, потому что однажды подруга пригласила ее на представление хабаровской команды «Акварель».

— Сначала мне не очень понравилось, где-то показалось даже смешным, — признается девушка. — А потом я вдруг увидела, как простая история, рассказанная зрителем из зала, оживает прямо у меня на глазах. Это было так круто! Так что я пригласила «Акварель» присоединиться. Они покажут свой проект «О чем молчат женщины?» на основе тех историй, которые расскажут наши гостьи. Я, кстати, тоже хочу поделиться своей.

Именно поэтому число посетительниц будет ограничено, и их просят записаться заранее — чтобы прежде всего охватить тех, кому это действительно нужно.

— Почему молодые творческие люди сосредоточились на таких проблемах? Потому что мы видели прошлый опыт, — рассуждает Любовь напоследок. — Видели и не хотим повторять ошибок предыдущих поколений.

*Плейбэк — это вид театра и психологической практики, основанный на импровизации: зрители рассказывают личные истории, а актеры сразу же разыгрывают их на сцене.

Шоу-лица краевой столицы

1 апреля. Показ спектакля на большом экране «Мнимый больной» (16+). Кинотеатр «Совкино»

Работу Клода Стратца на последнюю пьесу Мольера показывает французский театр «Комеди Франсез» хабаровчанам в записи. Главный герой Арган мечтает выдать дочь за лекаря, чтобы тот бесплатно его лечил от несуществующих болезней. Его жена мечтает заполучить наследство и упечь падчериц в монастырь. У старшей свои планы на замужество, у лекаря — на пациента.

Начало в 18.30.

16 апреля. Балет «Спящая красавица» П.И. Чайковского (6+). Хабаровский краевой музыкальный театр

В 14.00 его покажут в постановке Классического национального русского балета под руководством Александра Бутримовича. Артисты языком танца расскажут историю о принцессе Авроре. Злая фея Карабос предсказала ей, что в день шестнадцатилетия девушка уколется веретеном и умрет. Но добрая фея Сирени смягчает предсказание — Аврора заснет на 100 лет, а пробудит ее поцелуй будущего мужа.

На сцену выйдут выпускники Московской академии хореографии и Академии русского балета имени А.Я. Вагановой (Санкт-Петербург).

16 апреля. Концерт Official Tribute Show Metallica S&M (16+). Дом культуры профсоюзов

А в 19.00 на сцене ДК покажут эксклюзивную программу: альбом S&M группы Metallica прозвучит в исполнении Tribute-коллектива и симфонического оркестра. Слушателей ждут оригинальные аранжировки и симфонические интерпретации тяжелого рока.

Каждый день. Спектакль «Никита и кит» (0+). Сайт culture.ru

Санкт-Петербургский Большой театр кукол представляет трансляцию спектакля «Никита и кит». Главный герой — мальчик Никита — живет у моря. Однажды он спасает маленького кита, они становятся настоящими друзьями: вместе слушают радио, играют, едят лакомства. Но ребенок боится признаться в этом отцу, ведь тот работает настоящим китобоем.

Запись находится на вкладке «Трансляции» раздела «Спецпроекты».



 

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)