Культура
logo

Специальные выпуски

Культура

Подготовили Дарья УЛАНОВА и Екатерина БОРТНИКОВА. Фото Дарьи УЛАНОВОЙ и из архива

Кистью и сердцем

На первый взгляд выставка памяти Бронислава Тамулевича в Гродековском музее кажется небольшой и очень лаконичной. Но она как шкатулка с двойным дном: если посмотреть внимательнее, можно найти неожиданные параллели и сделать не одно открытие.

Бронислав Владиславович был, конечно, удивительно многогранной личностью. И в каждой из своих ипостасей сумел выделиться и запомниться: как художник выработал неповторимую манеру, как педагог стал заслуженным работником образования, а как музейный оформитель и вовсе заработал репутацию лучшего на Дальнем Востоке…

Больше всего хабаровчанам он, наверное, известен как акварелист. Зыбкие, вибрирующие, «настроенческие» пейзажи составляют основную часть из тех чуть более 40 работ, которые вдова художника Светлана вместе с экспозиционным художником музея отбирала для развески.

— Остановились на самых интересных и тех, которые давно не выставлялись, — рассказывает куратор выставки Наталия Рубан. — Восемь картин находятся в наших фондах, остальные — в семейной коллекции.

Любимые подворотни

IMG_20220219_162308_2.jpg

Эту часть выставки условно можно разделить на два блока: город и море. Бронислав Тамулевич родился в Хабаровске и рисовал родные, но неочевидные детали его улиц.

«Я люблю неизвестные уголки — арки, подворотни, решетки. Не могу заставить себя писать узнаваемые городские пейзажи», — говорил он.

Хотя, глядя на размытый сумеречный контур памятника Дьяченко, смягченные линии нового корпуса Гродековского или знаменитый спуск по улице Тургенева с прекрасным видом на Преображенский собор, совсем не кажется, что мастер писал их через силу. Конечно, нет. Они такие же легкие и атмосферные: художник макал бумагу в воду и тут же наносил изображение, пока она стекала. На одном дыхании и с одной попытки. Смелый и сложный творческий метод.

Самая любопытная работа — два стареньких фасада, укутанные снегом. Хабаровчане с самых разных концов города уверены, что это именно их двор.

— Картина называется «Окраина. Сталинки», и вообще-то неизвестно, где это, — говорит Наталия Рубан. — Но таких домов у нас действительно много, и они очень узнаваемы.

А рядом — пена, волны, камни, дремлющий на песке корабль… Видно, что все это тоже очень вдохновляло художника, который часто ездил отдыхать с семьей в Приморье. В середине зала на постаменте возвышается этюдник. А на нем, совершенно внезапно, картина… маслом.

— Не нужно удивляться, это действительно его личные вещи — и этюдник, который сейчас хранится у сына Алексея, и палитра, — улыбается Наталия Алексеевна. — Бронислав Владиславович работал и в этой технике, правда, редко, но в последние годы все чаще. Это один их поздних его морских пейзажей, написанный уже в 2010-х.

Ренуар и Врубель

IMG_20220219_162517_2.jpg

Следующий условный блок — люди. Портреты очень естественны и эмоциональны. Оно и понятно: героями становились только те, с кем автор чувствовал душевную связь. Родные, друзья, ученики и творческие соратники. Скульптор Сергей Логинов, театральные режиссеры Татьяна Фролова и Вадим Гогольков, коллеги-художники Валентин Самар, Владимир Хрустов и Андрей Тен — острые карандашные линии точно передают не только внешний облик, но и характер.

Удивительно ли, что именно с серией портретов Тамулевич в 2015 году представлял представлял Хабаровск на «Днях российско-немецкой культуры» в Верзене (Германия)?

Кстати, в этом жанре мастер одинаково охотно использовал и акварель, и карандаш. У цветных работ не только другое настроение: кажется, или автор осознанно делал отсылки к мировым шедеврам? Портрет жены с ироничным названием «Светка в кафе» ощутимо похож на знаменитую Жанну Самари кисти Ренуара, а следующий, «Катерина», очень напоминает «Гадалку» Врубеля.

— Не знаю, намеренно ли это, но я тоже заметила, — добавляет Наталия Рубан.

Секрет балкончика

тамулевич5.jpg

Небольшой закуток у выхода отдан фотографиям: с их помощью можно, хоть и бегло, познакомиться с музейными экспозициями и выставками, над которыми Бронислав Тамулевич работал как дизайнер-оформитель. В этой области он тоже был известен на весь регион: его приглашали в Приморье, на Сахалин и Курилы, это его руке принадлежит концепция Музея истории Хабаровска и центра «Амурский утес».

— Я считаю, как художнику-экспозиционеру ему на Дальнем Востоке не было равных, — замечает Наталия Алексеевна. — Но самые лучшие из этих его творений, на мой взгляд, остались в Гродековском: все-таки он сотрудничал с нами много лет. Лично мне больше всего нравится наша постоянная экспозиция «Освоение Россией Приамурья в XIX — начале XX веков». Она великолепна! Помните маленький балкончик в глубине? Его придумка.

Он же автор зала «Хабаровский край в XXI веке», а вместе с сыном Алексеем, который теперь продолжает дело отца, они обновили экспозицию «Традиционная культура коренных народов Хабаровского края». Так что визит на выставку вполне естественно продолжить прогулкой по самому музею — по новому маршруту и с новым взглядом. Время есть: выставка продлится до мая.

Современность, креатив, поступок

театр2.jpg

В Хабаровском крае подвели итоги конкурса в области театрального искусства.

Жюри, состоящее из ведущих театральных критиков, искусствоведов и культурных деятелей страны, работало 10 дней: в 10 номинациях состязались 14 спектаклей, созданных в 2021 году. Четыре постановки представил на суд экспертов краевой музыкальный театр, три ― Комсомольский-на-Амуре драматический театр, по два ― театр драмы и ТЮЗ, по одной ― театр кукол, Белый театр и «Триада».

И триумфатором в итоге стал драматический театр Города юности. В номинации «Лучший спектакль» победили сразу две работы: «Ловушка для птиц» и «Зулейха открывает глаза». Обе ставили известные режиссеры: Никита Бетехтин (Москва) и Дмитрий Акриш (Молдова).

Приз за лучшую мужскую роль также отправится в Комсомольск-на-Амуре: его забрал Евгений Бадулин за работу сразу в трех конкурсных спектаклях. А вот лучшая женская роль, по мнению экспертов, получилась у хабаровской актрисы Татьяны Маслаковой в спектакле краевого музыкального театра «Шерше ля фам». Она же удостоена награды за вклад в развитие театрального искусства.

Также в ХМТ служит лучший хореограф края Ольга Козорез. Жюри высоко оценило созданный ею балет «Ленинградская симфония» на основе музыки Шостаковича.

— Это поступок для театра, когда о войне говорится с такой интонацией — что музыка побеждает войну, — отметил на итоговом круглом столе театральный критик, член комиссии Союза театральных деятелей Глеб Ситковский.

Приз за лучшую режиссуру завоевала Екатерина Максимова: худрук петербургского театра ТОК поставила в хабаровском ТЮЗе спектакль «Два брата», который уже успел получить премию Правительства РФ.

В номинации «Надежда сцены» наградили артиста краевого театра драмы Александра Гусева за работу в спектакле «Ромео и Джульетта». Также к «драме» ушел приз за лучшую работу — художника Алексея Вотякова  отметили как раз за «Ромео и Джульетту». Победу он разделил с Сергеем Лавровым из ТЮЗа, который оформлял постановку «Два брата».

Специальные дипломы в этом году достались Александру Звереву из ТЮЗа за роль Джаггера в спектакле «Джаггер. Джаггер» и Никите Туранову из ХМТ за роль Робера Шеранса в «Шерше ля фам», а также краевому театру кукол за креативный подход к созданию постановки «Колыбельная для леса». Его программку в виде книжки-раскладушки, к которой приклеен конвертик с кормом для птиц, искусствовед Георгий Ковалевский даже увез с собой в столицу на память.

Торжественная церемония награждения победителей состоится в канун Дня театра (его отмечают 27 марта).

Шоу-лица краевой столицы

4 марта. Спектакль «Сниму квартиру» (12+). Городской дворец культуры

Московский театр современной комедии привез в краевую столицу постановку по пьесе Ольги Степновой «90 на 90». В центре сюжета трое незнакомых мужчин, ставшие жертвами то ли аферы, то ли случайности. Проживание в арендованной квартире оплачено ими на полгода, хозяйка пропала, и они вынуждены делить одну жилплощадь. Сначала мужчины настроены враждебно, но солидарность, сострадание и сопереживание способны творить чудеса.

Главные роли исполняют Константин Соловьев, Олег Штефанко и Андрей Пензару.

5 марта. Концерт The Cello Quartet (6+). Городской дворец культуры

Шоу виолончелистов The Cello Quartert из Санкт-Петербурга впервые в краевом центре с программой «Мировые хиты о любви».  В состав квартета вошли лауреаты международных конкурсов, выпускники СПБГК им. Н.А. Римского-Корсакова. Они представят лучшие баллады о любви и величайшие рок-хиты от Майкла Джексона, Pink Floyd, Scorpions, The Beatles, Bon Jovi и других мировых исполнителей.

22 марта. Сольный Stand Up Виктории Складчиковой (18+). Городской дворец культуры

Резидентка шоу Stand Up телеканала «ТНТ» считает, что у юмора нет пола. Однако она смело шутит о женщинах и о том, что их волнует: общественное давление в вопросах замужества, материнства и карьеры, отношения с родными и друзьями, роль современной женщины и, конечно, повседневные сложности.

Каждый день. Виртуальная экскурсия по Дарвиновскому музею «Мать и дитя» (0+). Сайт mos.ru (12+)

Экскурсоводы рассказывают об отношениях мам и детей в природе. Откуда берется и на чем основана материнская любовь? Вы узнаете о том, что осьминоги и нильские крокодилы — самоотверженные мамы, увидите колыбели, в которых появляются на свет муравьи и осы, птенцы иволги и ткачика, черепашата и медвежата.

Запись доступна в пункте «Культура онлайн» вкладки «Проекты» в разделе «Город».

 



 

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)