Культура
logo

Специальные выпуски

Культура

Подготовили Дарья УЛАНОВА и Анастасия ШУБИНА, фото Дарьи УЛАНОВОЙ и из архива

Никаких революций, только музыка

В этом году хабаровчане выбирают главного дирижера и художественного руководителя Дальневосточного академического симфонического оркестра (ДВАСО) вместе с музыкантами и руководством филармонии.

Акция беспрецедентная. Сначала экспертная комиссия выбрала из более чем сорока кандидатов пятерку финалистов. Ими оказались Алексей Верховен из Москвы, Максим Качалов из Иркутска, Дмитрий Савенков из Санкт-Петербурга, Антон Шниткин из Кургана и Андрей Аминов из Сургута.

Каждому из них с февраля по апрель нужно было представить публике две концертные программы. И вот тут в дело вступили зрители. Тем, кто посетит все «предвыборные» концерты, дается право выбрать лучшего путем голосования. А чтобы они смогли не только увидеть дирижерскую спину, но и узнать, что перед ними за личность, филармония организовала творческие встречи. И они, надо сказать, получались не менее захватывающими, чем сами выступления.

Сын художника

Так, Дмитрия Савенкова почти сразу спросили, не родня ли он знаменитому революционеру-эсеру.

— Моя фамилия родом из Орловской области, — смеясь, ответил Дмитрий. — А если говорить про великого революционера, то он Борис Са́винков, через «и» и с ударением на первый слог. Я к нему не имею никакого отношения, слава богу. Революцию делать не собираюсь — только музыку.

Но все оказалось не менее интересно. Как выяснилось, Дмитрий — сын известного советского военного художника и портретиста Виктора Савенкова, члена легендарной студии им. Митрофана Грекова, участники которой во время Великой Отечественной войны выезжали прямо на фронт, на передовую, чтобы документировать боевые события.

— Отец родился в 1919 году, то есть помнил начало века, — рассказал дирижер. — У него рано открылся талант, и во время Второй мировой он уже был в студии Грекова, в агитпоезде, участвовал в войне и получил ранение.

В конце 1942 года Виктор Савенков в составе группы художников И. Лукомского выехал на фронт в районе Сталинграда, где шли ожесточенные бои. Тогда видеть художника с походным альбомом прямо в окопе или на поле сражения уже было делом привычным. Солдаты и офицеры называли их боевыми товарищами. Тысячи рисунков студии Грекова разошлись по военно-историческим музеям СССР. Многие из них забрызганы кровью и пробиты осколками снарядов.

— А после войны отец написал «Переяславскую раду», большое полотно, — добавил Дмитрий. — Сейчас оно висит в Киевском музее.

Эта картина изображает собрание запорожского казачества во главе с гетманом Богданом Хмельницким, на котором было принято решение об объединении с Русским царством.

Пианизм и путь вундеркинда

— В 1990-х моя семья приняла решение переехать из Харькова в Россию, чтобы я получил хорошее образование в Москве. Точнее, все мы получили, потому что я шестой ребенок в семье, — продолжил маэстро. — Мой отец много работал в Большом театре, писал портреты знаменитых вокалистов, артистов балета и т.д. Он великий портретист. Я бы с удовольствием привез сюда его картины.

Гордится он и дедушкой-сталеваром, который умел одновременно разжигать 12 доменных печей, и мамой-пианисткой:

— В Харькове она училась у Регины Самойловны Горовиц, родной сестры Владимира Горовица (он считается одним из величайших пианистов в истории музыки). А в младших классах — у Всеволода Топилина, первого концертмейстера знаменитого скрипача Давида Ойстраха. Так что она получила высокую школу пианизма. И я тоже пианист — единственный музыкант из детей в нашей семье. Остальные кто историк, кто художник. Но все мы получили русское образование.

У самого Дмитрия, получается, путь вундеркинда: сначала школа-интернат для одаренных детей в Харькове, потом сразу третий курс Орловского музыкального училища, затем, в 17 лет, — Гнесинка, дирижерско-хоровой факультет, где его уже на четвертом курсе заметил руководитель Государственной академической хоровой капеллы им. Юрлова Геннадий Дмитряк. Так 20-летний юноша стал хормейстером.

Примерно тогда же он впервые побывал в Хабаровске.

— Я прилетал к вам с коллективом Свято-Даниловского монастыря. Хорошо помню Амур и кораблики. И, по-моему, здесь есть речной трамвайчик, на котором тогда можно было совсем недорого покататься. Кажется, это стоило 42 руб.

Магия старой пластинки

Почему он превратился из пианиста в дирижера, герой вечера на этот раз умолчал. Зато очень охотно объяснил, почему через четыре года работы хормейстером вдруг решил поступить на симфоническое дирижирование и после театров оперы, балета и музкомедии вдруг нацелился на ДВАСО.

— Вы только не смейтесь, но я узнал о конкурсе на YouTube, — признался он. — Увидел и сразу позвонил. Всю жизнь мечтаю работать в симфоническом оркестре, потому что для меня оперный театр ― это все-таки лицедейство, перевоплощение. А симфонический оркестр — прежде всего чистая музыка. Сегодня я впервые в своей жизни дирижировал Вивальди и получил очень большое удовольствие.

Знакомая, пожалуй, почти каждому «Зима» в тот вечер прозвучала необычно: более камерно и тягуче. Оказывается, Дмитрий выступал под впечатлением от… старой записи Федора Шаляпина. Заядлый коллекционер винила, он провел день перед выступлением в музее «Мир говорящих машин».

— У меня 16,5 тысячи пластинок — сугубо классика (это одна из самых больших коллекций в России). Множество композиторов и интерпретаций, которые я постоянно с радостью слушаю. Так проходит моя жизнь — музыкальная, не вся. А тут, представляете, запись 1920 года! Шаляпин поет еще не в микрофон — это такая рупорная система. Звучит совсем не так, как на виниле: очень эмоционально сильно, высокий градус. Я заслушался и пришел сюда, переполненный этим чувством. Вивальди просто попал под руку первым…

Конечно, мы надеемся увидеть и портреты, и пластинки. Но, в любом случае, это чрезвычайно интересное знакомство.

Заключительный концерт отбора состоится 30 апреля (действует Пушкинская карта). Тогда же пройдет голосование.
Мысль в движении

дд3.jpg

Конкурсы современной хореографии Dal Diesel и Dal Diesel Deti пройдут в Хабаровске 1 и 2 мая.

Организаторы не только сохранили еще доковидные заявки участников, но и добавили в программу новшества.

— На этот раз мы решили объединить взрослый и детский показы — очень долго ждали, пока нам наконец разрешат собраться, — говорит организатор событий Виктория Комбарова. — Кроме этого, у нас две новые номинации: «Современный балет», который подразумевает творческий поиск в рамках классики, и «Эстрадный танец». Нам очень хочется обогатить это направление, помочь ему, дать больше танцевальной лексики.

Кроме новинок в детской программе есть направления «Свободное движение», «Спектакль» и «Фолк-движение». У взрослых — соло, малые формы, спектакль, эксперимент и даже кинотанец. Здесь соревнуются как исполнители, так и балетмейстеры. Посмотреть выступления смогут все желающие — вход на конкурсные показы свободный.

— Они традиционно пройдут в актовом зале ТОГУ, мы очень ждем зрителей, — приглашает Виктория. — Начало просмотров в 13.00, продлятся они примерно шесть часов. Первыми, скорее всего, свои номера представят дети, а в целом порядок будет зависеть от расписания поездов участников, чтобы всем было удобно.

На этот раз Dal Diesel и Dal Diesel Deti объединят около 30 коллективов из Хабаровского и Приморского краев, Амурской и Еврейской автономной областей плюс индивидуальные участники. Самым младшим из них меньше 6 лет (для них даже есть специальная номинация), а верхней возрастной границы нет, ведь хорошо танцевать можно в любом возрасте.

— Примерно треть наших конкурсантов — хабаровчане, многих мы хорошо знаем, — отмечает организатор. — Это, например, театр танца «Трафик» из центра «Восхождение» — наши ветераны,  «Эдельвейс» из центра народной культуры и досуга поселка Березовка, «Ритмикс» из детского центра «Сказка»… Это только те, что приходят в голову первыми.

Оценивать их в 2022 году будут выпускник академии русского балета им. Вагановой, педагог Санкт-Петербургской государственной консерватории и Академии танца Бориса Эйфмана Иван Сачков, танцовщица и хореограф Маргарита Царева, выступавшая в Швейцарии, Италии, Бельгии и Израиле, а также актер и режиссер Хабаровского ТЮЗа Виталий Федоров. Они же ответственны за образовательную программу: мастер-классы для участников пройдут 2 мая.

Подробную программу конкурсов можно найти в группе Dal Diesel во «ВКонтакте»: vk.com/daldieselkhv (12+).

Шоу-лица краевой столицы

1 мая. Ансамбль камерной музыки «Глория». Музыкально-хореографическая сказка «Лебединое озеро». (6+). Хабаровская краевая филармония

Художественный руководитель Юлия Николаева. В концерте принимает участие студия классического танца «Арабеск», руководитель Ирина Павлечко. Сказку читает Вячеслав Мисевич. Прозвучит музыка из балетов «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» П.И. Чайковского. Начало в 12.00.  

18 мая. Спектакль «Женихи, или Как родители дочке жениха выбирали» (12+). Краевой музыкальный театр

В главных ролях известные актеры театра и кино, народные артисты России Александр Панкратов-Черный и Татьяна Кравченко. Спектакль рассказывает о том, как родители Кати случайно узнают, что их любимая единственная дочь на шестом месяце, а мужа нет. Тайком от своего чада неугомонные родители начинают искать подходящую кандидатуру. Но в процессе понимают, как непросто в современной жизни найти достойного парня. Начало спектакля в 19.00

24 мая. Концерт Сергея Лазарева (12+). Арена «Ерофей»

После 200 аншлаговых концертов шоу N Tour, Сергей Лазарев подготовил новую концертную программу. В ней артист представит не только обновленное звучание известных всеми любимых хитов, но и премьерные песни. Шоу «Я не боюсь» уникально тем, что открывает юбилейный год артиста, и Лазарев гарантирует море эмоций каждому пришедшему на концерт. Начало в 19.00.

Каждый день. Московский Художественный театр имени А.П. Чехова. Трагедия «Гамлет» (12+). Сайт culture.ru (12+)

Спектакль поставлен молодым режиссером Юрием Бутусовым. Артисты в основном из Питера, звезды кинофильмов и телесериалов: Константин Хабенский (Клавдий), Михаил Пореченков (Полоний), Михаил Трухин (Гамлет). «Гамлет» неисчерпаем — если увидеть в нем «свою историю». Бутусов и его актеры ее увидели. Впечатление такое, что история эта им самим фантастически важна и необходима, что волнует их и мучает. Что понятна им — глубинно. Что рассказывается — так страстно, и так печально, и так лично.

 

 


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)