Специальные выпуски
Битва сомнений
Четырнадцать молодых хабаровских поэтов сразились в литературном батле в прошлое воскресенье.
Неформальные состязания организовало творческое сообщество «Рэнга». Авторы соревновались в парах, и у каждой была своя тема: «Социальные отношения», «Увядание», «Природа», «Культурный манифест», «Тюрьма/свобода», «Ох и Ах» и даже «Грязная жизнь».
Но, пожалуй, самым неожиданным в этом событии было количество зрителей: небольшой бар «Друзья» неравнодушная к литературе молодежь заполнила до отказа.
— Поверните колонку, нам у стойки ничего не слышно! — взывала к организаторам публика из соседнего (!) зала.
Оппонентов, которые совершали рифмованные (или нет) выпады по очереди, оценивали трое судей. Руководитель «Рэнги» Виктор Степанцов и организатор лектория Open Space Евгений Поздняков уже успели побывать на международных писательских форумах, так что пытались быть к материалу строгими и объективными. Александр Суходоев, который комментирует спортивные чемпионаты и озвучивает мультфильмы, отвечал за артистичность и подачу.
— Мы уделяем внимание не только самим текстам, но и тому, как они будут звучать со сцены, — объяснил Виктор. — Разбираем интонации, репетируем. Насколько я знаю, так тщательно с авторскими стихами у нас в городе больше никто не работает.
Участники подошли к делу с энтузиазмом и без излишнего фанатизма: выходили в шляпе, но не запускали ее в людей; бросали на пол листы, но не предметы; приближались к зрителям вплотную, но не выводили их на сцену. Некоторые в рифму ругали соседей по парам, но потом примирительно обнимались.
Зал встречал это усердие тепло, а жюри нередко было трудно: приходилось то спорить с самими собой, то делить свой голос пополам, а то и не отдавать его вообще никому. Они явно тоже старались, пытаясь сказать конкурсантам что-то действительно полезное: как можно поработать над размером и рифмой, где искать собственные стиль и интонацию и почему не стоит переоценивать свой талант.
Не все, правда, были довольны самим наличием судей — пункт, о котором на поэтических мероприятиях спорят давно.
— Когда организуешь подобное событие, всегда сталкиваешься с теми, кто с тобой не согласен, — заметил Виктор Степанцов. — Но я считаю, что мы сделали что-то полезное для местной литературы, немного продвинули ее вперед.
Так что батлы еще будут. А споры — это хорошо.
Опа, опа — с нами Каллиопа!
Побывать на «Ночи в Гродековском музее» до самой «Ночи в музее» — привилегия штучная. Но все случается, если ты даже не журналист, а… костюмер.
«Тельняшка для профессора Бляхера!» — в уме, признаюсь, я даже представляла, как одновременно шутливо и торжественно произнесу это на проходной главного корпуса, а мамонт, динозавр и администратор вежливо сохранят нейтральный вид (некоторые с трудом).
… Ничего не вышло. К репетирующей команде меня пропустили без лишних вопросов. Возглавила ее музыковед, поэтесса, пианистка и, в общем, женщина-оркестр Ирина Батраченко. Кому еще поручить задачу представить на развлекательном мероприятии не что-нибудь, а тему столетия Гражданской войны на Дальнем Востоке?
Полосатый пропуск
— Видимо, тут сыграла роль моя репутация несерьезного человека, — в любимой острой манере пошутила Ирина.
Репутация у нее, конечно, совершенно обратная — личности, которая может придумать практически все. И она, собственно, придумала: в концепции смешались пафосный гекзаметр (древнегреческий стихотворный размер), раннесоветская лирика и уморительные пародии на «Яблочко», а доктору философских наук Леониду Бляхеру досталась роль… пьяного анархиста (что, согласитесь, бывает не каждый день).
— Ну а я в этой истории — муза эпической поэзии Каллиопа! — весело добавила зачинщица.
Вы не видите связи? Ничего страшного. Сейчас все будет.
Синопис таков: «гражданка Каллиопа» решила залететь на огонек прямо в далекий хабаровский музей («Сегодня я здесь, потому что не могут радары засечь иноземную музу на всяких границах») и устроить здесь эпическую, под стать себе, битву. Только мирную — на частушках. Но для этого зрителям надо решить, за красных они или за белых. Герои — комиссарша с пламенным взором и меланхоличный белогвардеец — пытаются завоевать публику стихами и песней.
— Но тут в зал врывается веселый анархист, — закрутила интригу Ирина Батраченко. — И путает все карты — зрителям приходится делиться уже на три группы. Он будет в тельняшке и бабочке. У тебя, кстати, нет тельняшки и бабочки?
И я поняла, что получила пропуск на тайное собрание.
Пусть усы будут сразу
Из музейного зала, посвященного событиям Гражданской войны, льются звуки аккордеона. Только вот никакого аккордеона здесь нет: это примочки всемогущего синтезатора, на котором «гражданка Каллиопа» играет с рок-н-рольным задором. Однако артист краевого театра драмы Юрий Шаклеин (белоэмигрант) даже с таким аккомпанементом умудряется сохранять нужный градус лирической печали.
Ах, клешики,
Да что вы сделали:
Были красными,
Стали белыми! — громко, но грустно выводит он.
Пиар-специалист музея Евгения Кузьменко, перевоплотившаяся в комиссаршу, сметает его напором:
Эх, яблочко
Наливается,
Пролетарии всех стран
Соединяются!
И для колорита тут же добавляет региональный компонент:
По Амуру, по реке
Плавают сазаны,
Берегитесь, колчаки, —
Едут партизаны!
Горделивая осанка и густой голос — что еще нужно, чтобы вжиться в образ? А вот интеллигентный Леонид Ефимович на разудалого анархиста совсем не похож. Пока внезапно не начинает выкидывать коленца в опасной близости от исторических экспонатов. Оказывается, перед нами практически профессионал — в юности он играл в театре и даже подумывал выучиться на актера.
Эх, яблочко,
Да ты моченое —
Едет батька Махно,
Знамя черное! — петь он тоже умеет.
Остальные почему-то волнуются за свой вокал.
— Не переживайте: на «Ночи» здесь будет полно публики, которая поет плохо! — со смехом подбадривают их другие сотрудники Гродековского.
Если честно, в ходе процесса совершенно неясно, кто перетянет симпатии аудитории на свою сторону. Последние штрихи: герои маршируют под песню «Солнечный круг», выдыхают и договариваются о внешнем виде.
— Нужно будет посеребрить волосы и наклеить усы, — напоминают Юрию Шаклеину.
— Да я приду сразу в усах! — на полном серьезе обещает актер. — Что вы смеетесь? Загляну на работе в гримерку …
Артисты расходятся. Интрига остается.
Веселье и нытики
— Ну, как все прошло? — наслышанная о большом потоке соскучившихся по праздникам хабаровчан, спрашиваю я.
— Прекрасно! — смеется в ответ Ирина. — Побеждал, конечно, анархист — с ним хотело петь большинство. Но наша комиссарша не растерялась. Командовала: «Кого назначу, тот и будет красным!» и невозмутимо раздавала людям слова. А белоэмигранта называла нытиком — все очень смеялись...
Конечно, на «Ночи в Гродековском» было еще много всего: мастер-классы, танцы и концерт на открытом воздухе, квесты, экскурсии по фондам, кинопоказы на чердаке… Но, согласитесь, профессор-анархист и известный актер, который приходит в музей в накладных усах, тоже кое-что! Это значит, что история может быть веселой.
Необычной была и «Ночь» в музее истории Хабаровска: там гостям рассказывали страшилки, а герои прошлых эпох встречали их в виде… привидений!
27 мая. Вечер органной музыки «Время вперед» (0+). Хабаровская краевая филармония
Солистка — Екатерина Огаркова (орган). В программе концерта прозвучит музыка Свиридова, Прокофьева, Мусогорского, Назарова и других композиторов. Ведущая — музыковед Ирина Батраченко. Начало в 18.30.
28 мая. Фестиваль «Счастливый Хабаровск» (6+). От улицы Дзержинского до Комсомольской площади
В фестивале примут участие более 50 организаций, которые представят различные мастер-классы и свою продукцию. В программе: уникальные зажигательные номера от творческих коллективов города, возможность сделать оригинальные фото, попробовать свои силы в таких необычных видах спорта, как Снукболл, гигантский дартс. Также хабаровчан ждут розыгрыши призов, развлекательные и познавательные программы, гонки на картингах по центральной улице города. Начало в 15.00.
4 июня. Спектакль «Супружество как точная наука» (14+). Городской дворец культуры.
В главных ролях: Эвелина Бледанс, Олег Верещагин, Виктор Логинов, Валентин Пилипенко, Мария Гуськова. Грандиозную аферу проворачивают двое сбежавших из тюрьмы мошенников. Они грабят банк, продают лекарства от всех болезней, сбывают миллионеру его же антиквариат. Нет ничего проще, если жулики наделены фантазией, юмором и артистизмом. Однако во всех случаях фортуна так же легко отбирает свои дары, как и дает, ведь в дело вмешивается привлекательная дама. Финал спектакля, поставленного по новелле американского писателя О. Генри, непредсказуем. Начало в 19.00.
Каждый день. Воронежский государственный театр юного зрителя. Спектакль в двух частях «Волшебник Изумрудного города» (6+) Сайт culture.ru (12+)
Это история о настоящей дружбе, взаимопомощи и о том, что волшебство — всегда рядом с нами, а стать волшебником может каждый. Команда создателей: режиссер-постановщик — главный режиссер Вадим Кривошеев, художник-постановщик — Мария Наумова, хореограф — Андрей Сумин.