Специальные выпуски
Пейзаж с царской судьбой
Кроме всего прочего, 2022-й — год 190-летия одного из главных российских живописцев Ивана Шишкина. В русском зале Дальневосточного художественного музея висит его «Сосновый бор» — пейзаж, который входит в десятку самых известных работ «великого певца леса». И судьба у шедевра поистине царская.
В Хабаровск полотно 1895 года попало в 1931-м вместе с множеством других экспонатов — это была первая большая волна пополнения основной коллекции. Произведение поступило в ДВХМ из государственного Эрмитажа. А туда…
Любил не только бильярд
…Судя по всему, от самого художника: картина 22 года украшала императорские покои в Зимнем дворце. Причем не какие-нибудь, а личную биллиардную Николая II.
«Интерьер биллиардной был решен в неоклассическом стиле: обрамление дверей выполнено в виде порталов из пилястр, стенные панели, двери и мебель сделаны из красного полированного дерева и декорированы медными вставками в стиле «Жакоб», — так описывается обстановка этой комнаты в статье об императорских апартаментах на сайте Эрмитажа. — Главным акцентом в этом строгом интерьере был камин белого мрамора. Комнату украшали картины и многочисленные предметы из восточной коллекции государя».
В качестве иллюстраций к тексту прикреплены фото Карла Кубеша 1917 года, на первом из которых мы видим до боли знакомые сосны прямо напротив царского бильярдного стола, как раз слева от белого камина. Разглядев его внимательнее, можно сделать вывод, что даже рама у картины сохранилась оригинальная. Так что мы сегодня можем наблюдать произведение искусства, что называется, в первозданном виде.
Есть, кстати, версия, что «Сосновый бор» художнику заказал сам Николай II. По свидетельствам историков, последний российский император был поклонником таланта Шишкина. Известно, что он очень хотел видеть в личной коллекции и другую картину художника, «На опушке соснового леса» (1897). Однако живописец, известный своим тяжелым характером, получив царскую заявку, просто-напросто отказал первому лицу государства (мог себе позволить).
Зато с радостью продал шедевр племяннику, коллекционеру Николаю Стахееву, который после революции смог вывезти полотно за границу. От него картина попала к бельгийскому художнику Шарлю Дефрейну, а уже его потомки выставили ее в 2016 году на аукционе Sotheby's. Русский пейзаж ушел неизвестному покупателю за 1,4 млн фунтов стерлингов, в два раза превысив начальную стоимость.
Хотя это вообще-то не самое дорогое его детище. Картина «Сумерки» (1896) была продана на лондонских торгах MacDougall’s в 2013-м за 2,2 млн фунтов стерлингов.
Как же такая ценность, как полотно Шишкина, оказалась на краю России? Ведь в авторстве произведения сомнений ни у кого никогда не было: подпись, любимые высоченные сосны и характерные черты авторского почерка — мастерская работа со светотенью и невероятная детализация. За которую живописца, кстати, часто упрекали, считая его манеру слишком скрупулезной. Но в этом была его суть: он знал свой лес на уровне приличного ботаника — изучал породы деревьев, кусты и травы, читал много научных книг и вел записи.
И, к слову, был весьма продуктивен и востребован. А в послереволюционное время богатые аристократы бросали свои дворцы и усадьбы со всем их содержимым, чтобы успеть эмигрировать за границу. Сокровищ было столько, что фондохранилища музеев в итоге оказались просто-напросто переполнены. Так и было принято решение отправлять искусство в провинцию. Так что нам очень повезло.
Между прочим, страсти по мишкам на самой знаменитой картине Шишкина — «Утро в сосновом лесу» (1889) — не утихают до сих пор. Они даже вышли на новый круг.
Сначала стало известно, что их нарисовал не сам живописец, а его лучший друг Константин Савицкий (и получил за это четверть гонорара от продажи полотна). Самая распространенная версия утверждает: все потому, что у великого пейзажиста звери получались далеко не так хорошо, как деревья. Вроде логично. Только вот это совсем не так: животных Шишкин изображал отлично. Больше того, в ранние годы он учился у лучших немецких художников-анималистов.
Это можно легко проверить: в Третьяковке хранятся работы Шишкина с коровами и овцами, весьма похожими на живых. Так в чем же дело?
Второй вариант, тоже весьма популярный, гласит, что Савицкий буквально придумал шедевр, предложив Шишкину добавить медвежью семью к готовому пейзажу. Но и это, оказывается, неправда. В Русском музее есть эскизы к картине, и на один из них вы сейчас смотрите. Он сделан в 1886-м, и, как видите, тут все медведи уже на своих местах. Как же в работе появился Савицкий?
Есть и третье мнение, очень авторитетное. Его высказала вторая жена Константина Савицкого Валерия Дюмулен:
«Константин Аполлонович, работая над картиной «На войну», далее задумал новую вещь, увлекся страшно, и был готов большой эскиз «Медведи в лесу». Зашел Шишкин, вещь ему очень понравилась, и К.А. сказал: «Ну давай работать вместе. Ты лес знаешь лучше меня» (я думаю, что в то время это была, пожалуй, первая вещь, которую художники стали писать коллективно)… Успех этой вещи Шишкин… стал приписывать только себе. К.А. был страшно этим возмущен и замазал свою подпись под картиной».
Выглядит правдоподобно. Только, во-первых, это была не первая коллективная работа художников: «Прощание Пушкина с морем» Айвазовского, где за фигуру поэта отвечал Илья Репин, появилось аж на 12 лет раньше. Во-вторых, Валерия и Константин поженились в августе 1886-го — эскиз с четырьмя мишками тогда вполне мог уже существовать.
Памятуя все это, современные блогеры начали доказывать, что кисть Савицкого вообще не прикасалась к «Утру в сосновом лесу». Он, мол, только предложил задумку, а дальше «певец русского леса» все сделал сам. И якобы последние исследования специалистов Третьяковки это подтвердили. Однако таких исследований нигде найти нельзя. Да и официальный сайт Третьяковской галереи гипотезу, наоборот, опровергает. Там указано, что мишек нарисовал все-таки Савицкий. Но по эскизам Шишкина.
А еще пишут, что картина вроде бы рассорила друзей: Шишкин отдал Савицкому четверть гонорара, а тот желал половину, обиделся и сказал, что медведи на картине главные. И тут обиделся уже Шишкин. В общем, все очень запутано.
Доподлинно известно одно: друзья Шишкин и Савицкий сохраняли теплые отношения до самой смерти Ивана Ивановича. Который, к слову, очень ценил мнение младшего товарища-передвижника о своих пейзажах.
«Черкни словечко, провалился я или нет, утешь или огорчи», — пишет он Константину в одном из поздних опубликованных писем зимой 1895-го. Речь идет о XXIII передвижной выставке, на которую он послал две живописные работы. Первая называлась «Кама близ Елабуги», а вторая… Думаем, вы уже догадались. Тот самый «Сосновый бор», который висит сегодня в Дальневосточном художественном музее.
Шоу-лица краевой столицы
2 июля. Моноспектакль Максима Аверина «Научи меня жить» (12+). Городской дворец культуры
Максим Аверин — успешный киноактер, его фильмография насчитывает более 50 кинокартин и сериалов, ведущий телешоу, режиссер.
В программе стихи и проза Д. Самойлова, А. Вертинского, В. Маяковского, Р. Рождественского, Б. Пастернака и других, песни советских и российских композиторов. Начало в 19.00.
7 июля. Концерт солистов Большого театра в сопровождении симфонического оркестра хабаровского краевого музыкального театра (6+). Хабаровский музыкальный театр
В программе концерта прозвучат классические произведения: сольные партии и дуэты из опер П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, Дж. Верди, В. Моцарта, популярные итальянские песни и другие яркие композиции. Солисты: заслуженный артист России Андрей Григорьев (баритон), Ольга Селиверстова (сопрано), Илья Селиванов (тенор). Начало в 19.00.
Каждый день. Тверской государственный театр кукол. Экспериментальный спектакль «Фрида. Memoria» (16+). Сайт culture.ru (12+)
Постановка молодого талантливого режиссера Чакчи Фросноккерса (Дмитрия Петрова) рассказывает о судьбе Фриды Кало. В спектакле задействована только женская часть труппы театра. Девять актрис воплощают на сцене сюжеты с полотен мексиканской художницы. Чакчи Фросноккерс поставил первый спектакль на профессиональной сцене в 2010 году, когда ему было 15 лет.
Каждый день. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Цикл документальных фильмов о художниках-импрессионистах на языке жестов (12+). Сайт culture.ru (12+)
Восемь фильмов длительностью 4—5 минут рассказывают о картинах Винсента Ван Гога, Эдгара Дега, Поля Сезанна, Клода Моне, Поля Гогена, Альфреда Сислея, Пьера Огюста Ренуара и Камиля Писсарро. Ознакомиться с циклом сможет любой зритель, в каждом фильме есть русские субтитры.