Культура
logo

Специальные выпуски

Культура

Подготовили Дарья УЛАНОВА и Валерия ТУЧИНА. Фото Дарьи УЛАНОВОЙ и из архива

Что, если не трубка?

В краевой центр привезли широко известную выставку «Рене Магритт. Вероломство образов». У нее, как у состоявшегося артиста, плотный гастрольный график.

Впервые собрание литографий с картин знаменитого бельгийского сюрреалиста представили зрителям в Петербурге еще в 2013 году. С тех пор она побывала в самых разных уголках страны и наконец добралась до Хабаровска.

— Организатор выставки «Арт-Банк» — это бывший арт-центр «Перинные ряды», с которым мы успешно сотрудничаем уже много лет, — рассказывает специалист Дальневосточного художественного музея по связям с общественностью Елена Гримм. — Предыдущая его экспозиция, которую мы принимали у себя, — «Цифровые сны». Но эта выставка уникальна.

И загадочна, что уж скрывать. Начнем с того, что это, безусловно, ценные коллекционные работы с авторской подписью. И работы Магритта. Но не подлинники Магритта: их в России нет. В чем же ценность?

Таинственный автограф

В экспозиции 50 высококачественных литографий, копий в особой технике плоской печати. Все они сделаны уже после смерти художника и выпущены фондом его имени. Однако рядом со штемпелем и номером стоит подпись — подлинная, не оттиск. Это автограф его жены Жоржетты — именно она организовала процесс, так что ей мы обязаны возможностью видеть самые знаменитые работы Магритта вблизи. «Арт-Банк» кропотливо собирал литографии несколько лет. И собрал практически все, что в принципе существуют в природе.

— Живописные оригиналы находятся в основном в частных коллекциях либо в музеях США — там бельгийца очень любили, с Европой все было сложнее, — говорит Елена Гримм. — Но в любом случае понятно, насколько мало шансов у обычного российского зрителя с ними познакомиться.

В частной коллекции, например, находится и самое нашумевшее произведение мастера, «Сын человеческий» 1964 года, — тот самый джентльмен в котелке с яблоком вместо лица. На выставке оно, кстати, есть. Как и «Голконда» («дождь» из мужчин в пальто и шляпах), «Влюбленные» (пара с лицами, обмотанными тканью), «Фальшивое зеркало» (глаз, в котором отражается небо с облаками) и, конечно, курительная трубка с надписью «Это не трубка».

— Как раз она называется «Вероломство образов» и является основой экспозиции, — объясняет специалистка. — И вызывает больше всего вопросов от зрителей. Самый распространенный, конечно: «Как не трубка, если трубка?» А это всего лишь ее изображение, образ. Противопоставление видимого и скрытого за ним, реальности и нашего представления о ней — главный мотив в творчестве Рене Магритта.

Когда яблоко — просто яблоко

Трубка — не единственная работа из серии «Вероломство образов», которую можно увидеть в ДВХМ. Здесь есть еще и яблоко — любимое произведение Елены.

— Даже не знаю, почему, — признается она. — Наверное, потому что картина кажется мне радостной.

И действительно, насыщенные переходы красного и оранжевого в салатовый и травяной сильно отличаются от основного колорита экспозиции. В ней очень много разбавленного голубого и приглушенного зеленого — самых спокойных цветов в палитре. Видимо, поэтому многие зрители и не воспринимают напряжение, которое определенно есть в сюжетах, как главное настроение. Для них это светлые и безмятежные изображения. Что, безусловно, не так.

Кто-то из искусствоведов подобрал к живописной манере бельгийца удивительно точное слово: невозмутимая. Художник пишет мужчин с птичьей клеткой вместо туловища или сплошным глазом вместо головы будто обыкновенные натюрморты с цветами и фруктами. В его магическом пространстве ничего не движется, не плавится, не летит и не превращается: все будто застыло в ожидании.

Что облегчает нам задачу восприятия: сюрреалист оказывается очень закрытым творцом и вовлекает в свои шарады наш ум, но не душу. Оно и понятно. Рене Магритт ненавидел психоанализ, который обожали его коллеги по цеху, а еще терпеть не мог, когда в его работах искали глубокую психологическую подоплеку. И таким образом разделил своих поклонников на два лагеря: одни следовали завету живописца, а другие то и дело его нарушали.

Это видно, например, в трактовках образа головы, обернутой тканью. Часть исследователей уверена, что это отсылка к матери Рене, которая в период депрессии утопилась в реке, а ночная сорочка окутала ей лицо. А часть утверждает, что художник просто любил кино про Фантомаса — в первых фильмах злодей маскировался именно так.

Труднее всего в этой ситуации приходится экскурсоводам: как объяснять, что изображено на картинах?

— Тут мы на стороне художника, — улыбается Елена Гримм. — Говорим посетителям, что они сами должны сформулировать для себя ответ, и любая интерпретация будет верной.

Молодежь пошла…

За две недели работы «Вероломства образов» его посетили 600 человек — больше, чем обычно.

— В основном аудитория молодежная, — отмечает специалистка. — Детей я почти не заметила, хотя на открытии у нас была группа ребят из городской художественной школы вместе со своим педагогом Еленой Дунской — они постоянно бывают на наших выставках. Сюда можно прийти и по «Пушкинской карте», так что студенты активно этим пользуются.

Обычно хабаровские научные сотрудники не водят экскурсии по привозным выставкам, но тут случай особый: «Вероломство образов» включили в национальный проект «Культура». Впрочем, никто не пропадет здесь и без гида, даже если вообще в первый раз слышит про бельгийского сюрреалиста. Экспозицию снабдили подробными аннотациями и понятными текстами о жизни художника, его стиле и философии.

Выставка будет работать до 11 сентября.

Суд, театр, литература

билибр1.jpg

Вторую книжную ярмарку дальневосточных писателей анонсировал 6 августа литературный клуб «Рэнга».

Первое такое событие под названием «Билибр» прошло 29 мая.

— Мы первые в городе представляем местных литераторов в таком формате, — говорит основатель «Рэнги» Виктор Степанцов. — Они рассказывают о себе и книгах, а гости могут задать им любые вопросы и купить экземпляр с автографом автора.

Представители хабаровского литературного сообщества говорят, что ребята на этом поприще не первые: мол, дальневосточная научная библиотека проводит подобные мероприятия с 2010 года. Подобные, но, при всем уважении, не такие.

Особенность ярмарок «Рэнги» в том, что кроме признанных и известных среди коллег по цеху писателей, таких как поэты Геннадий Богданов и Артем Иванов или историк Виктор Грибунин, здесь есть место молодой крови. Рядом с их сборниками продаются книжки представителей модного сейчас стиля фэнтези Анны Баутиной и Ильи Федулова, а еще комиксы от юных художников и дизайнеров, например, Вити Chillboy и Ники Kostra. Да и нашим краем организаторы не ограничиваются: есть в ассортименте, к примеру, стихи финалистки всероссийского «Филатов-феста» и международного форума молодых писателей Елены Киселевой из Владивостока.

Вторая фишка ярмарки — здесь представлены не только официальные издания, но и авторские зины (это вид самиздата, как правило, цветной и похожий на маленький журнал) и даже артбуки, написанные от руки.

Ну а в-третьих, ребята активно вовлекаются в российский литературный процесс. Так, на прошлом «Билибре» молодой столичный литературный критик Кирилл Ямщиков рассказал, как зарабатывать на рецензиях. А на грядущей ярмарке выступит известный приморский литературовед и писатель Максим Жук. Он презентует свою книгу и ответит на вопросы.

— Также мы проведем литературный суд над стихами молодого местного автора Жени Позднякова, а еще представим пьесу хабаровчанки Антонины Госьковой «Время» — ее сыграют ребята из комсомольского-на-Амуре объединения Red Zont, — обещает Виктор Степанцов.

Ярмарка пройдет в центре современного искусства «Артсерватория».

Шоу-лица краевой столицы

21 августа. Фестиваль «Рок над Амуром» (12+). Парковка арены «Ерофей».

Для жителей краевой столицы выступят группы «Чиж и Co», «КняZz», «Сурганова и Оркестр». К мэтрам отечественного рока присоединятся местные коллективы Starkillers и «Двадцать». Организаторы планируют, что мероприятие станет не только масштабным событием, но и площадкой, дающей возможность молодым рок-группам показать свой талант зрителю. Начало в 15.00.

Каждый день. Ярославский государственный театр кукол. Спектакль «Божественная комедия» (12+). Сайт culture.ru (12+)

Спектакль по пьесе советского драматурга Исидора Штока. Работая над пьесой, автор вдохновлялся серией рисунков «Сотворение мира» французского художника Жана Эффеля. В спектакле затронуты извечные философские темы, такие как любовь, жизнь, взаимоотношения отцов и детей. Команда создателей: художник-постановщик Полина Борисова, композитор Николай Морозов.

Каждый день. Иркутский музыкальный театр им. Н.М. Загурского. Мюзикл «Декабристы» (12+). Сайт culture.ru (12+)

Основное действие мюзикла построено на воспоминаниях князя Трубецкого, находящегося в сибирской ссылке и пытающегося переосмыслить события в Санкт-Петербурге, решавшие судьбу государства. Команда создателей: автор идеи и пьесы Карина Шебелян, режиссер-постановщик Филипп Разенков, композитор Евгений Загот.

Каждый день. Театр Терезы Дуровой. Музыкальный спектакль «Вересковый мед» (6+). Сайт culture.ru (12+)

В основу постановки легли шотландские легенды и исторические реалии. Главных героев Элли и Вилли ждут приключения на пути в Каледонию. Юноше и девушке предстоит понять простую истину, что только вместе они смогут пройти все испытания. Команда создателей: автор пьесы Артем Абрамов, автор стихов Андрей Усачев, в главных ролях Егор Комаров и Анастасия Крылова.

 


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)