Специальные выпуски
«Этюды» нас соединили
Поэты, музыканты, танцоры и картинная галерея объединились, чтобы создать творческую программу нового формата. И на этот раз журналистка «Хабаровских вестей» была там не в качестве корреспондента.
Идея не просто чередовать концертные номера, а сплавить их в общую творческую мастерскую в реальном времени пришла в голову Олегу Мицуре — заместителю директора краевого театра кукол и писателю. Инициативой загорелись молодежная команда «Светоч» из колледжа искусств и литературное сообщество «Рэнга». Арт-пространство «Лист», хозяева которого до этого были уверены, что их площадка не очень подходит для мероприятий, приняли креативный вызов. Проект окрестили словом «Этюды» — чтобы отражать связь с будущим и иметь право на ошибку. Меня пригласили туда читать стихи.
Проводниковая энергия
Давайте будем честны: поэтов на провинциальной сцене не очень-то любят. Нередко они монотонные, пафосные и в лучшем случае плавно размахивают руками. В худшем нет даже рук, потому что в них телефон или книга. Четверым авторам, включая меня, нужно было умудриться переломить это впечатление. А еще мы были частью особого замысла.
— Сейчас аудитория не очень привычна к классической и академической музыке, — объяснила участница «Светоча» Владислава Кондрашова. — Мы хотим, чтобы современная поэзия стала ее проводником к слушателям.
Непростую миссию превратить нас в «проводников» возложили на юную пианистку Марию Испирян. К счастью, наша четверка пишет очень по-разному. Евгению Позднякову с его гражданской лирикой досталась тяжелая русская артиллерия — Мусоргский и Рахманинов. Галине Лакнер с ее размышлениями о чувствах — современные академисты, такие как Ханс Циммер, Денис Стельмах и Людовик Эйнайди. А к Юлии Шевченко и ее бунтарскому духу Маша добавила собственные импровизации:
— Я подбирала музыку, исходя исключительно из ассоциаций. Слышу стихотворение, и у меня в голове, как по щелчку пальцев, начинает играть мелодия…
Ну а у меня вообще-то был свой коварный план.
Поэзия и ноги
Объединить стихи и танец в общую композицию я уже пробовала: получилось хорошо. Только тогда это была современная хореография, у которой нет четких рамок. А сейчас мне предлагалось три совершенно неподходящих к печальным строчкам варианта: ирландские танцы, фламенко и аргентинское танго. И я решила: надо брать все!
...Только вот танцоры к моему пламенному порыву объять необъятное почему-то отнеслись скептически.
— У нас народный танец, нужно что-то более тематически подходящее, — строго отказались «ирландцы».
— А мы вообще еще не определились, с чем будем выступать, — ушли от ответа в студии фламенко.
Зато энтузиазм пришел откуда не ждали: оказывается, в хабаровском центре аргентинской культуры Татьяны Мироновой давно хотели сделать танец под поэзию. Осталось понять — как.
Удалось, между прочим, не с первой попытки. Я начитывала стихи на диктофон быстро и медленно, мои интонации звучали или недостаточно ритмично, или не в том темпе. Стало понятно, что опираться придется все-таки на музыку. И тут нас ждал подвох: в репертуаре наших исполнителей было всего одно танго. На всех.
Помощь появилась так же неожиданно — выручила скрипачка Мария Рихтер.
— Я буду импровизировать, — просто сказала она.
И все согласились.
— Сначала мы правда не понимали, как это будет выглядеть, — признались танцоры Александра Дьякова и Алексей Саметдинов. — Но потом послушали скрипку, попробовали двигаться под нее вместе со стихами и поняли, что все складывается.
Разглядеть небо
План по импровизации Мария даже перевыполнила: она задействовала не только скрипку, но и глюкофон (металлический языковый барабан) и даже боди-перкуссию (это когда в качестве инструмента используют собственное тело). Мы с нашим музыкально-аргентино-поэтическим калейдоскопом закрывали программу. Где и без нас, честно говоря, было много всего: песни на итальянском и китайском, авторские музыкальные композиции и, конечно, стихи и танцы.
Зрители реагировали очень тепло и живо. Они вместе с нами переживали моменты, когда Александра скользила по паркету вниз на словах «Смотреть, как ты падаешь, падаешь, падаешь» или пристально искала что-то в глазах партнера под текст «Чтобы я наконец смогла разглядеть небо». Их тронуло и то, как Мария била себя в грудь на стихотворении «Город — оглушительная фабрика». Мы сорвали даже возглас «Браво!», и это, что уж говорить, было приятно.
— Интересно, по-актерски и как-то богемно, — поделился своим впечатлением хабаровский поэт Артем Иванов. — Как будто в парижском кафе…
В парижском кафе никто из нас не был, но, думаем, это комплимент. Приходите на следующие «Этюды». Экспериментировать здорово.
Минодьер, он вам не омоньер
Художница-ювелир Анастасия Номар примет участие в проекте «Модный музейный ланч» от центра «Амурский Утес».
Серия встреч на последнем этаже Гродековского музея посвящена истории культовых предметов одежды и аксессуаров. Вместе с хозяйкой гостиной «Как в лучших домах…» Анастасией Бездудной и почетными гостями участники уже обсуждали, например, шляпы и корсеты. А дальше — еще интереснее. Следующий ланч посвятят главным образом театральным сумочкам.
— Анастасия действительно одна из тех редких ювелиров, кто создает такие сумочки и сейчас, — рассказала Анастасия Бездудная. — Но мы, конечно, покажем и свои экспонаты. В фондах музея есть совершенно особенный серебряный минодьер с гравировкой 1913 года — он был выпущен в честь 300-летия дома Романовых. Кроме этого, представим омоньеры (мешочки), парчовые клатчи, сумочки из бисера… В общем, нам есть чем вас заинтересовать.
По ее словам, дама рубежа XIX—XX веков упала бы в обморок, увидев размер сумки современной женщины. Тогда в нее помещались только театральная программка, помада да карманное зеркальце.
— Для остального использовали шатлен, — объясняет хозяйка гостиной. — Это набор цепочек, который пристегивали к поясу. На нем крепили, например, ключи от дома, корсетный крючок или флакончик с духами. И шатлен, кстати, я в наших фондах тоже отыскала.
Еще на модном ланче обещают показать старинные серьги с камеями — такие вставки Анастасия Номар тоже использует в своем творчестве. А она, в свою очередь, расскажет истории о своих украшениях, которые творит из чего угодно. Серебро, горячая эмаль, натуральный и резной камень, перламутр, когти медведя, зубы кабарги… Гарнитуры с говорящими названиями «Серебряный век», «Амазонка», «Искушение красным», «Матильда Кшесинская»… Вариантов, форм и образов множество. Некоторые шедевры, кстати, можно будет даже примерить.
Модный музейный ланч, который назвали «Серебряный мир Анастасии Номар» (12+), состоится 18 сентября, в воскресенье, в 15.00. Кроме всего прочего, обещают и живую музыку — это уже традиция гостиной. Билеты, кстати, можно приобрести по «Пушкинской карте».
Шоу-лица краевой столицы
10 сентября. Концерт рок-группы «Цветы» (12+). Городской дворец культуры
Коллектив был создан в Москве в 1969 году студентом первого курса Института иностранных языков им. Мориса Тореза Стасом Наминым.
На концерте прозвучат все хиты группы: «Рано прощаться», «Мы желаем счастья вам», «Звездочка моя ясная» и другие Начало в 17.00.
16 сентября. Музыкальный спектакль «Любовь и голуби» (12+). Городской дворец культуры
В главных ролях: Анатолий Журавлев, Ольга Прокофьева, Мария Голубкина, Наталья Громушкина, Мирослава Карпович.
Комедия по одноименной пьесе Василия Гуркина. История, знакомая многим с детства по киноленте 1984 года о супружеской измене и любви несмотря ни на что.
Режиссер Василий Мищенко в своей постановке решил совместить три поколения российских звезд театра и кино на одной сцене и показать зрителю, что из этого получилось. Начало в 19.00.
20 сентября. Спектакль «Как попасть в рай?» (16+). Дом офицеров Восточного военного округа
В главных ролях: Сергей Астахов, Ярослав Бойко, Андрей Кайков.
Три незнакомых друг с другом человека отправляются каждый по своим делам и пересекаются в одной точке. По воле судьбы они оказываются в одних и тех же обстоятельствах.
Зрителю предстоит наблюдать, что предпримут герои и как сложатся их отношения. Начало в 19.00.
24 сентября. Концерт хард-рок группы «КняZz» (16+). Дворец культуры профсоюзов
В этом году коллективу исполняется 10 лет. За это время было выпущено семь полноформатных альбомов и уже готовится к выходу восьмой. В программу юбилейного тура входят все хиты групп «КняZz» и «Король и Шут», создателем которых является музыкант Андрей Князев.
Также он подготовил видеоинсталляции по мотивам своих песен для максимального погружения слушателей в атмосферу музыки и ее героев.