Культура
logo

Специальные выпуски

Культура

Подготовили Дарья УЛАНОВА и Валерий ВОЛЬКЕ. Фото Дарьи УЛАНОВОЙ, из архива и открытых источников

Длинная нить таланта

О выдающейся семье с этой фамилией и их дочери Марии, которые много сделали для развития изобразительного искусства в нашем городе, мы уже рассказывали в рамках проекта #ПАМЯТНИКЗЕМЛЯЧКЕ. Пора узнать о том, как продолжилась эта талантливая династия.

Военный инженер Дмитрий Языков с женой Надеждой Никаноровной и детьми прибыл в Хабаровск в 1896 году для возведения оборонительных сооружений. Через год супруги стали одними из основателей первого городского общества любителей рисования и живописи. У него были международные награды за изобразительное искусство и фотографию, а у нее — за резьбу по дереву и рукоделие.

Все девять детей в их семье (восемь дочерей и сын) были одаренными. Самый яркий след в культуре Хабаровска оставила старшая, Мария (1880—1963), — одна из первых наших признанных скульптрис, как говорили в начале XX века. Она стала мастером художественной лепки и женой городского архитектора и инженера Бориса Малиновского, украшала одни из самых красивых зданий города. Ее маскароны до сих пор можно увидеть на фасаде их дома на улице Кавказской и особняка Пахоруковых на улице Волочаевской.

Художественного образования Мария не получила — вышла замуж, родила троих сыновей. По пути искусства пошли ее сестры Вера, Елизавета и Анна. Вот о них и поговорим.

Медсестра и модельер

К сожалению, фото всех сестер Языковых не сохранились. Однако Марию, Веру и Елизавету мы можем увидеть на снимке. Мария стоит по центру рядом с Борисом Малиновским, внизу слева — Елизавета, вверху слева — Вера, а справа — их сестра Наталья (она была врачом).

Вера и Елизавета вместе с Анной окончили Строгановское училище — один из первых художественных вузов России. Известно, что Вера (1882 года рождения) во время Русско-японской войны была сестрой милосердия, а сразу после этого, в 1905-м, поступила в ателье известного художника Константина Сомова и под его началом оформляла майоликовыми панно здание гостиницы «Метрополь» в Москве — самого крупного в России памятника стиля модерн. Затем преподавала в школе выдающегося просветителя Сергея Рачинского, а после революции оказалась в эмиграции в Париже.

Там она устроилась не куда-нибудь, а в новаторский модный дом Жанны Пакен — той самой, которая первой придумала универсальное черное платье и дефиле под музыку. Говорят, что сама Коко Шанель весьма ценила компетенции Веры Языковой. Это неточно, но хочется верить.

Акварелистка и монахиня

Елизавета (1885) сразу после Строгановки ступила на педагогическую стезю — преподавала сначала в пятой Московской женской гимназии, затем в Пресненском первом начальном городском училище, возможно, вместе с сестрой Евгенией (про нее больше ничего не известно). Сведений о ее карьере нет, зато есть информация о браке: Елизавета Языкова вышла замуж за Владимира Милютина, первого министра земледелия СССР, создателя советской статистики, который в итоге был репрессирован и казнен в 1937-м. Она родила сына Ивана и пережила мужа на 10 лет.

Но, пожалуй, самая невероятная история у Анны (1887). Она выросла в очень талантливую акварелистку, ее работы хранятся в Третьяковской галерее. Однако после Строгановки в 1912-м Анна вместе с Натальей стала сестрой милосердия при Марфо-Мариинской обители в Москве. Это учреждение считалось одной из лучших российских больниц, здесь бесплатно оперировали светила медицины. Уже после революции, в 1923-м, Анна Языкова… постриглась в монахини и присоединилась к обители «Отрада и утешение», которая в советские годы маскировалась под сельхозартель.

Советскую власть она не приняла, а потому организовывала контрреволюционные встречи, нападения на соседний колхоз и срывы партсобраний. В начале 1930 года была арестована и получила пять лет Карлага. Вернувшись, продолжила врачевать и умерла в 1979-м в возрасте 92 лет.

Через пять поколений

А теперь самое интересное. От какой же из четырех этих сестер все же пошла настоящая династия художников? Правильный ответ: от Елизаветы! Ее сын Иван от Владимира Милютина взял фамилию матери и стал заслуженным художником РСФСР, автором отечественных разделов на международных выставках и обладателем многих титулов и наград.

А уже его дочь весьма известна в России и за рубежом как Елена Языкова-Кастийо — обладательница звания «Народный художник России» (сегодня это высшее почетное звание в области изобразительного искусства) и соосновательница пространства «Роза Азора», первой в нашей стране кукольной галереи. Она, как и бабушка, окончила Строгановку, ее собственные куклы и портреты на бедуинской посуде находятся в коллекциях по всему миру, в том числе Государственного исторического музея, музеев прикладного искусства и Востока, музее Эребру (Швеция), в коллекциях Комунны Фонди (Италия), галереи Épreuve d'artiste (Ливан) и других.

Но и это не все. Ее сын Иван Языков, также выпускник Строгановки, работает как художник-график и успешно выставляется. Он несет талант семьи Языковых уже через пятое поколение.

Не просто портретист

серов-офорт1.JPG

Дальневосточный художественный музей впервые в своей истории выставил сразу все работы великого художника Валентина Серова, которые есть в коллекции.

Их не так много, и это графика: невероятно пластичные карандашные зарисовки и филигранные офорты, на которых четко виден каждый тончайший штришок. Шанс посмотреть на оригинальную живопись мастера хабаровчанам дала Приморская картинная галерея — на гастроли из Владивостока приехал портрет княгини Александры Ливен.

— Это уже не первый наш совместный проект, мы тесно сотрудничаем, — рассказывает завсектором ДВХМ Марина Константинова. — Как раз сейчас работы Репина из нашей экспозиции уехали в Приморье на большую выставку, а мы взамен получили Александру Петровну. Это позднее полотно — один из ярких образцов портретного творчества Валентина Александровича, написанное в характерной для него манере и очень узнаваемой технике.

Серов действительно известен широкому зрителю прежде всего как выдающийся портретист. Хотя сам он говорил о себе: «Я не портретист. Я просто художник». Вторую часть этой фразы музейные сотрудники даже вынесли в название новой выставки. Однако буквально каждый экспонат здесь говорит об обратном: Валентин Александрович явно не был «просто художником» ни в одной из областей изобразительного искусства, в которых творил.

Так, по словам куратора экспозиции Ольги Коноваловой, он признан еще и лучшим русским офортистом рубежа XIX—XX веков. И это несмотря на то, что его печатное наследие составляет всего 26 работ: 17 офортов и 9 литографий. А теперь представьте, как нам повезло: в фондах ДВХМ есть цветная литография, изображающая дочерей доктора Боткина, и целых шесть офортов Серова, включая по-настоящему редчайший экземпляр.

— Это портрет гравера Василия Матэ, сидящего за столом, выполненный в 1898—1899 годах, — Марина Константинова указывает на миниатюрную работу. — Дело в том, что ни одного прижизненного авторского оттиска обнаружено не было. Офорт известен только в посмертном тираже 1940 года. А когда в 1944-м к 90-летию со дня рождения художника решили напечатать еще один тираж, выяснилось, что доска утеряна…

Кстати, известно, что именно Василий Матэ направил Серова в сторону графики. Организаторы экспозиции дополнили выставку работами и других его друзей-художников — Константина Коровина (в ДВХМ есть ранний портрет Марии Якунчиковой его кисти) и Михаила Врубеля. Здесь целых четыре его работы: афиша к выставке «36», две керамические тарелки и карандашный портрет Веры Мамонтовой — той самой, которая стала героиней самого знаменитого шедевра Серова «Девочка с персиками».

О неразлучности Валентина Серова и Константина Коровина ходили легенды. «Серовин» — в шутку называл их меценат Савва Мамонтов.

— Что касается Врубеля, то именно Серов привел его в Абрамцевский кружок, — добавляет Марина. — Так три художника с совершенно разными характерами и темпераментами стали работать вместе. Их дружба продлилась до самой смерти двоих живописцев: Серов и Врубель умерли с разницей в год. Коровин надолго их пережил и стал своеобразным летописцем дружбы трех гениев.

Уникальная (это слово тут вполне уместно) выставка «Валентин Серов: Я просто художник» (6+) продлится до 30 января. Билеты доступны по Пушкинской карте.

Шоу-лица краевой столицы

2 декабря. Концерт ВИА «Самоцветы» (16+).  Городской дворец культуры

Коллектив был создан в Москве в 1971 году выпускником Московской консерватории Юрием Маликовым. Маэстро до сих пор является бессменным руководителем вокально-инструментального ансамбля.

На концерте прозвучат хиты группы: «Увезу тебя я в тундру», «Мой адрес — Советский Союз», «Все, что в жизни есть у меня» и другие, а также новые композиции. Специальный гость концерта — певец и композитор Александр Шевченко Начало в 18.30.

5 декабря. Балет «Лебединое озеро» (6+) в исполнении московской труппы «Классический русский балет Хасана Усманова». Городской дворец культуры

Это произведение было создано великим композитором П.И. Чайковским в 1876 году, но до сих пор история любви юного принца Зигфрида и прекрасной девушки-лебедя Одетты, омраченная коварным волшебником Ротбартом и его дочерью Одиллией, заставляет зрителя сопереживать ее героям. Начало в 19.00.

7 декабря. Поэтический моноспектакль Ах Астаховой «Сядь напротив меня» (12+). Городской дворец культуры

Театральная постановка была создана автором совместно с драматургом Андреем Гончаровым и талантливым композитором из Санкт-Петербурга Юлией Чжен.

В спектакле Ах Астахова через свое творчество как бы приглашает публику присоединиться к душевной беседе о личном. Начало в 19.00.

13 декабря. Спектакль «Мизери» (18+). Хабаровский краевой театр драмы

Данное произведение является одним из самых виртуозных психологических триллеров Стивена Кинга. В основе сюжета лежат отношения двух персонажей — популярного писателя Пола Шелдона и его психопатичной поклонницы Энни Уилкс. Ее маниакальная идея сделать Пола своим «ручным писателем» и ее патологическая любовь граничат с сумасшествием. Он должен написать новую книгу, от которой теперь зависит его жизнь. Начало в 18.30.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)