Культура
logo

Специальные выпуски

Культура

Подготовили Дарья УЛАНОВА и Валерий ВОЛЬКЕ. Фото Дарьи УЛАНОВОЙ, из архива и открытых источников

Талант с другого ракурса

Сразу двух новых хабаровских авторов представил в своем шестом номере литературный  журнал «Дальний Восток».

На презентации свежего выпуска в Дальневосточной научной библиотеке они сами рассказали о себе и о том, какое место в их жизни занимает писательство.

Лекарственное слово

С первым из них, кстати, читатели «Хабаровских вестей» отлично знакомы. Роман Брюханов часто появляется на наших страницах, только не как прозаик, а как глава Железнодорожного района, и рассказывает о насущных вопросах, а не о том, что вдохновляет его творить. 

 

В «Дальнем Востоке» он дебютировал с тремя добрыми, трогательными и пронзительными рассказами: «Десять выстрелов», «Я. Т. Л.» и «Сказка на ночь». Два последних — про детские онкологические отделения.

— Я считаю, что «Сказку на ночь» надо отправить в каждую больницу нашей страны, — поделилась впечатлением завотделом поэзии журнала Елена Добровенская. — Потому что сама знаю, как там работают волонтеры. Слово действительно лечит, и от сказок становится легче, особенно если их сочиняют специально для каждого ребенка.

Но больше всего читателей тронула трагическая история из «Я. Т. Л.». К сожалению, она взята из реальной жизни.

— Про три пожатия руки, которые означают «Я тебя люблю», мне рассказала жена, — признался Роман Брюханов. — А раньше я работал в благотворительном фонде, мы ездили к детям из онкоцентра. И там действительно была мать, которая привезла сына и пропала. Однажды я проснулся в четыре утра и понял, что у меня в голове складываются строчки, а две эти истории сливаются в одну. И если я сейчас все не запишу, оно уйдет. Через два часа рассказ был готов, и я в нем почти ничего не исправлял…

А дебют вышел настолько удачным, что сразу принес автору третью премию им. Петра Комарова в номинации «Проза».

Оживающая акварель

Вторая дебютантка в городе тоже известна, но как уникальная слабовидящая художница. Диана Слипецкая в этом номере «Дальнего Востока» появилась как со своими акварелями и графикой, так и с авторскими амурскими сказками. Их, кстати, совершенно случайно обнаружила главный редактор журнала Александра Николашина, когда редактировала сборник авторов с ограниченными возможностями «Встреча».

— Я подумала: «Какие интересные произведения!», но каково же было мое удивление, когда я узнала, что Диана к коренным малочисленным народам Севера отношения не имеет, — рассказала Александра Викторовна.

На самом деле 21-летняя художница подробно изучает жизнь народов Приамурья с 16 лет. Говорит, это очень важно — бережно и внимательно относиться к культурному наследию своей малой родины. И именно его она выбрала своей основной творческой темой. «Я имею большое счастье быть знакомой с представителями коренных народов и изображать на своих работах их живую красоту: костюмы, орнаменты, лица, среду жизни», — пишет Диана в автобиографии.

А сказки она начала сочинять пять лет назад, и они идут от ее рисунков, хотя обычно бывает наоборот.

— Я нарисовала картину «Дочери тайги» и подумала, что она была бы хорошей иллюстрацией к сказке, — вспоминала молодая художница на презентации. — Так появились «Две сестры» и еще 14 текстов, которые я объединила в цикл «Сказания земли Амурской».

Девять из них увидели свет в журнале «Дальний Восток». А на форзацах выпуска — работы Дианы с портретами ее героинь: здесь и крошечная девочка Несульта, упавшая со снежинки, и красавица Сэлкэ с серебряными волосами, и храбрая Нэку. Такое необычное сочетание редакция назвала одним из самых интересных дебютов за многие годы.

Сейчас Диана учится на третьем курсе худграфа и параллельно преподает в Академии современного искусства и дизайна ТОГУ по программе «Волшебство многослойной акварели». У нее было 23 персональные выставки, а сейчас девушка признается: мечтает выпустить собственный сборник с иллюстрациями. И судя по реакции на ее амурские сказки, у нее все получится.


От Монмартра до Монпарнаса

окно2.jpg

Мировую художественную столицу на время переместили в Хабаровск: в Дальневосточном художественном музее открылась выставка «Окно в Париж».

Петербургский «Арт-центр» собрал ее из 47 образцов печатной графики от ярчайших и не таких известных художников ― представителей так называемой «парижской школы» первой (1900―1920-е) и второй (конец 1930-х ― 1940-е) волн.

― К нам привезли литографии Тулуз-Лотрека, Пикассо, Матисса, Шагала, Кандинского, ― перечисляет завсектором ДВХМ Марина Константинова. ― Возможно, некоторые из них наш зритель уже видел в других экспозициях ― к примеру, Пикассо и Шагала в Хабаровске уже показывали в разных вариантах. Но здесь кураторы посмотрели на их творчество под другим углом. Тут связующим звеном стал Париж, исследуется то, как он повлиял на формирование и мироощущение разных авторов. Ведь у каждого «город любви» был свой: кто-то пробыл в нем недолго, а кто-то задержался на всю жизнь, кого-то он принял, а кого-то отверг.

Витражи и биоморфы

Так, например, случилось с Василием Кандинским, который большую часть жизни прожил в Германии, но из-за гонений нацистов в 1933 году был вынужден переселиться во Францию. И это стало для него изгнанием: критики не оценили абстрактные работы, но Кандинский выбрал Париж, так как считал, что город по-прежнему задает направление художественной мысли во всем мире. На выставке экспонируется его работа в стиле биоморфного абстракционизма, когда строгие формы уступают место плавным, похожим на мельчайших существ под микроскопом. Здесь заметно и его увлечение биологией, и знакомство с сюрреализмом.

Еще один интересный автор ― Андре Ланской, русский по происхождению. Он жил и творил в Париже с 1920-х в знаменитом «Улье» ― прибежище нищих художников на Монпарнасе: и об этом легендарном здании, и о второй богемной коммуне, Бато-Лавуар, «корабле-прачечной», рассказывается в заметках рядом с картинами. Перепробовал себя в разных направлениях и пришел к абстрактным композициям, сосредоточенным на цвете и напоминающим витражи.

— Ланской, Бернар Бюффе, Франсис де Лассю Сен-Жени ― художники, известные в основном тонким ценителям и знатокам, увлеченным темой Парижа, — добавляет Марина Константинова. — Думаю, что посетители откроют для себя новые интересные имена, и это послужит им толчком для дальнейшего изучения темы.

Секреты номеров

Этот баланс между хорошо знакомым и неизвестным — несомненный плюс свежей     экспозиции («Арт-центр» представил ее недавно, нынешним летом). Возможно, «Голубую обнаженную II» Матисса или афишу с Джейн Авриль Лотрека мы узнаем из тысячи, а вот колючие угловатые натюрморты Бюффе многие увидят впервые.

Второе преимущество — разнообразие. Здесь есть литографии с пастелей (Пикассо), рисунков углем (Шагал), живописи, бумажных композиций (Матисс), а еще афиши и рекламные плакаты (Тулуз-Лотрек). И среди этих оттисков есть весьма значимые экземпляры.

— Например, 13-й из 125 у Андре Ланского или 33 из 120 у Бернара Бюффе, — уточняет завсектором ДВХМ. — Это очень неплохие номера для таких тиражей. Почему первые оттиски особенно ценны? Со временем становится больше износ доски, с которой делаются отпечатки. Так что начальные изображения самые четкие, яркие и больше всего соответствуют авторскому замыслу.

Ну а третий плюс — качественные сопроводительные материалы. Из них зритель узнает и про культурную среду Парижа, и про самих художников, и про значение такого жанра, как литография, в их творчестве. И написаны они живо и увлекательно, а не сухо и официально. Так что отправиться к «Окну в Париж» легко можно даже без экскурсии. Выставка продлится до 19 марта, и билеты на нее доступны по Пушкинской карте.


Шоу-лица краевой столицы

2, 3, 4 января. Семейный мюзикл «Бременские музыканты» (6+). Хабаровский краевой музыкальный театр

Известный сюжет братьев Гримм в сценической редакции постановщиков театра. История о настоящей дружбе и вере в любовь. Сказка учит, что можно найти выход даже в самой трудной ситуации. Герои вместе со зрителями споют песни, вызывающие трепет и озорную улыбку, заставляющие подпевать и сопереживать происходящему. Яркие костюмы и декорации не оставят равнодушными даже взрослых. Начало в 11.00, в 14.00 и в 17.00.

5 января. Праздничная программа Зимние потешки (0+). Дворец творчества детей и молодежи «Северное сияние»

Дед Мороз и Снегурочка приглашают всех желающих окунуться в атмосферу праздника. На площадке перед ДТДиМ развернутся масштабные гуляния. В программе игры на свежем воздухе, хоровод вокруг новогодней елки. Начало в 11.00.

5, 6, 7 и 8 января. Мюзикл «Принцесса на горошине» (6+). Хабаровский краевой музыкальный театр

Солист ХМТ Дмитрий Злобин дебютирует в качестве режиссера и представляет свое прочтение сюжета, знакомого многим с детства. На этот раз принцесса отправляется в научную экспедицию в соседнее королевство, где ей предстоит столкнуться с местной флорой и фауной, а еще — с капризным принцем, заблудившемся после побега из дома. Отважная девушка возвращает его во дворец, где из-за плохой погоды вынуждена остаться на ночь. Но не все обитатели замка рады гостье так же, как уже успевший по уши влюбиться принц. Начало в 13.00 и в 15.00.

6 и 7 января. Спектакль «Самый маленький снеговик» (6+). Театр юного зрителя

В сказочной деревне, где вечная зима и постоянно лежит снег, живут снеговики. Так же, как люди, они ходят на работу, а их дети в школы и детские сады. И вот однажды самый маленький снеговичок захотел всех удивить и сделать волшебный сюрприз к Новому году. Начало в 10.00, в 13.00 и в 16.00.

 

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)