Культура
logo

Специальные выпуски

Культура

Подготовили Дарья УЛАНОВА и Валерия ТУЧИНА, фото Дарьи УЛАНОВОЙ и из архива

Судьба одного осколка

Очень люблю странные старые вещи. Потому что за ними почти всегда скрываются маленькие чудеса или удивительные события. По крайней мере, с моими безделушками из прошлого так получается каждый раз.

Поэтому в моей неказистой, но уж точно необычной коллекции винтажных и антикварных вещиц полно экспонатов с недостатками, трещинками и щербинками. Это как лучистые морщинки в уголках глаз близкого человека ― память о важных прожитых моментах.

Есть среди них совершенно сумасшедшая брошка из осколка советской фарфоровой чашки. Вообще, это целое ювелирное направление ― украшения из старого керамического боя. Но многие авторы стараются придать ему красивую форму, а тут ничего подобного: прямо посредине беззастенчиво торчит бело-золотая ручка. Так же она торчит из моего плеча, когда я надеваю сокровище в люди. Им, кстати, нравится. «Узнаваемый узор», ― как-то прокомментировала подписчица в соцсетях. Больше ничего она, правда, не объяснила… Зато так началось мое путешествие в большой мир советского фарфора. И кто бы знал, какие имена там встретятся!

Мандариновый ритм

Острые лепестки, лимонно-желтые овалы, тонкие завитки и спирали ― так выглядела неразрешимая загадка. Ответ я нашла совершенно случайно, когда наткнулась на статью о совсем другом рисунке ― знаменитой кобальтовой сеточке, ставшей визитной карточкой Ленинградского фарфорового завода (ЛФЗ). Ее в тяжелейшем 1944-м придумала художница Анна Яцкевич ― и расписала им другую визитную карточку ЛФЗ, сервиз «Тюльпан», созданный скульптором Серафимой Яковлевой в 1936-м. Из-за Второй мировой войны его запустили в массовое производство только через 15 лет, но именно он приобрел славу самого известного из всего (!) советского фарфора, а Серафима Евгеньевна ― статус легенды декоративно-прикладного искусства СССР. За 50 с лишним лет своей работы на ЛФЗ она создала больше 100 скульптурных форм, многие из которых не просто хранятся в российских и зарубежных собраниях (например, в коллекциях Эрмитажа, Русского и Государственного исторического музеев), но и выпускаются до сих пор. А «Тюльпан» один из самых титулованных: в 1958-м этот сервиз, расписанный кобальтовой сеточкой, получил золотую медаль Всемирной выставки в Брюсселе, в 1960-м — Малую серебряную медаль ВДНХ, а в 1962-м — серебряную медаль Международной выставки керамики в Праге. Неудивительно, что «Тюльпану» посвящают даже отдельные тематические выставки, не говоря уже о множестве искусствоведческих статей.

В одной из таких обнаружилось фото с 15 вариантами росписи знаменитой формы. И вот, где-то в пятом ряду справа… «Узнаваемый узор», — подумала я и пригляделась к своему осколку. Да, это оказалась часть легендарной «тюльпанной» чашки: тот же слегка волнистый край, те же дольчатые изгибы. Сама Серафима Яковлева, кстати, сравнивала его не с цветком, а с мандарином.

«Все, что связано с округлой формой, мне очень близко, — писала она в воспоминаниях. — Это какие-то природные ощущения. Кстати, исходя из них, я и делала свой сервиз «Тюльпан»... Мне хотелось сделать дольчатый объем, как будто вы очистили мандарин, — ритм чередования тугих мандариновых долей, это очень спокойный ритм»...

Но кто и когда нанес на сервиз уже любимый мной солнечный рисунок с золотыми лепестками?

«Оттепель» в фарфоре

Как выяснилось, имя этой художницы тоже много значит для истории советского фарфора. Лариса Григорьева также получила медаль в 1958 году в Брюсселе — бронзовую, за вазу «Фестивальная».

«Золотые ромашки» она придумала позже, в 1970-х, когда про нее уже писали в газетах как про «одного из ведущих и хорошо известных мастеров ленинградского фарфора». А свою первую самостоятельную роспись защищала в 1951-м перед самой Верой Мухиной. Вера Игнатьевна рисунок одобрила, что закономерно: к тому времени Лариса Ивановна уже шесть лет была на ЛФЗ ученицей живописца, в том числе работала под началом Николая Суетина, известного последователя Казимира Малевича.

Григорьеву называли мастером растительных мотивов и абстрактных композиций, яркой представительницей новаторского направления «декоративный минимализм», или «современного стиля», который возник в советском декоративно-прикладном искусстве и дизайне в период хрущевской «оттепели».

По крайней мере, об этом пишут искусствоведы Эрмитажа, которые в 2020-м приурочили большую выставку фарфора именно к столетию Ларисы Ивановны. Ее именной фонд в главном музее страны гораздо скромнее, чем у Серафимы Яковлевой (683 экспоната против почти шести тысяч), зато именно ее росписи приобрели по-настоящему широкую известность: Лариса Григорьева считается самым тиражируемым художником ЛФЗ. А какой из ее рисунков известен больше всего, вы, наверное, уже догадались.

Ромашки в каждый дом

Фарфор (2).jpg

На западе СССР, похоже, «Золотые ромашки» и правда были почти на каждом столе: «солнечные» сервизы, чайный или кофейный, дарили на свадьбы и юбилеи, в честь памятных дат или повышения. Самые безупречные экспортные варианты с печатью Made in USSR, бывало, покупали втридорога в прибалтийских валютных магазинах.

На Дальнем Востоке их слава была, видимо, не такой всеобъемлющей. Но нашлись и хабаровчане, которые отлично знают григорьевский узор.

— Сколько себя помню, он жил у бабушки с дедушкой в Кишиневе, — рассказывает психолог и бизнес-тренер Ольга Збарская. — Это была визитная карточка дома: вот мы приехали, вот обед из 10 блюд, а потом чай с пирогом бабушкиного изготовления, обязательно из этих чашек, из этого чайника. В 1990-е бабушка с дедушкой перебрались к нам в Хабаровск, и сервиз с ними. Когда бабушка умерла, дед отдал его мне. Так и живет у меня, гостей принимаем — чай из него пьем. Я больше ни у кого такого не видела, пока в одном неожиданном месте мне не попалось одиночное блюдце в знакомых ромашках (кстати, не воспринимала эти цветы как ромашки — таким благородным и аристократичным мне виделся этот сервиз).

— Такой в бабушкином доме доставали из серванта, а значит, обычно жил там, — вспоминает ландшафтный архитектор Юлия Созинова. — Бабушка была не из тех, у кого детство проводят, а к кому в гости по праздникам приезжают. Вот этим сервизом каждый праздник и заканчивался. Года с 1988-го помню эти чашки с чаем.

А Наталья Ивацик проследила историю постепенного исчезновения «Золотых ромашек» со своего семейного стола:

— Первыми, как водится, с дистанции сошли сахарница и заварник. Чашки и блюдца держались до последнего. Так, кажется, их и выбросили целыми. Потому что пить из такой красоты каждый день — слишком для советского человека. Да и объем не тот…

Какой-то из этих чашек, возможно, повезло: ее останки подобрал художник, и она продолжает жить дальше, например в виде украшения. Ведь это очень здорово, когда большая история не исчезает просто так.


Буквенный рейтинг

В этом году в честь 165-летия Хабаровска наша редакция запустила новую рубрику — своеобразный городской алфавит. А заодно мы решили выяснить, какая буква на карте краевого центра в принципе самая популярная.

Как это можно подсчитать? Довольно просто. Давайте обратимся к списку хабаровских улиц.

Потому что Кузнецов?

Их у нас, как известно, почти 1 700. И, кстати, не все начинаются на буквы! Городских артерий, капилляров и прочих метафорических сосудов с цифрой впереди, согласно сайту bestmaрs.ru (12+), всего 23. Это немного, но больше, чем, например, улиц, названных в честь женщин (их 15). Чаще всего среди них встречается не единица, а двойка (девять названий).

Ну а теперь к алфавиту! Тут у нас, правда, все закономерно и ничего удивительного. Самой популярной буквой для наименования улиц оказалась К (141 название). Так же дело обстоит, например, в наших телефонных книжках и справочниках. Ну просто потому, что самая распространенная фамилия в России — Кузнецов.

Кузнецовской у нас, кстати, нет. Но есть Кузнечная, а еще Кузнечный переулок. А также пафосные улицы Королевская и Княжеская, их богемная сестра Концертная и прекрасные переулки Классический и Конечный. К слову, переулок Клары Цеткин в этом списке тоже считается названием на букву К. Но даже несмотря на такие нюансы, литера сильно опережает по распространенности свою ближайшую соперницу.

Пушистая, Славная, Алмазная

А это, между прочим, П (112 наименований). Среди них, конечно, выделяются Полет-4 и Полет-7, а также наша любимая улица Пушистая и честная Провинциальная. Ну и здесь, конечно, нелишне напомнить, что Павлик Морозов и Павел Морозов — это совершенно разные люди. У нас есть объекты в честь обоих.

Замыкает тройку буква С (95 названий) и ее самые позитивные топографические варианты — улицы Славная, Счастливая, Светлая и Свободная.

На четвертом месте по распространенности М (75 штук, среди которых, например, улицы Местная и Массовая), а на пятом — А (70 имен) и ее жемчужины: улицы Алмазная, Афинская и Астрономическая.

К слову, меньше всего повезло буквам Ё и Й. Городских артерий, чьи названия начинались бы с них, в Хабаровске не обнаружено. А вот слова, связанные с городом, нашлись. И мы про них уже написали в выпуске № 18 за 10 февраля.


Шоу-лица краевой столицы

1 и 2 апреля. Спектакль «Ах, Платонов!» (16+). Краевой театр драмы

Премьера постановки по мотивам одноименной пьесы А.П. Чехова. Для классика русской литературы это произведение стало первым написанным для театральной сцены. Писатель создал его в 18 лет. Режиссер-постановщик Алексей Матвеев представляет вниманию зрителя свое размышление на тему этой пьесы, проявленное через музыку, пластику, бесконечные хитросплетения чувств, стремлений к другому человеку, который, в свою очередь, отвергает и «не видит» их. Начало в 17.00.

15 апреля. Иллюзионное шоу Александра Флегонтова Magic day (0+). Дом культуры для молодежи и населения

Талантливый волшебник из краевой столицы, единственный представитель Российской ассоциации иллюзионистов на Дальнем Востоке, который больше 10 лет вызывает восторг у хабаровчан и гостей нашего города, приготовил программу, способную заставить поверить в чудо даже самых закоренелых скептиков. Публику ждет распиливание человека, телепортация предметов, а также, мастер-класс, на котором удастся прикоснуться к магии.

28, 29 и 30 апреля. Мюзикл-хоррор «Магазинчик ужасов» (18+). Хабаровский краевой музыкальный театр

На этот раз зритель перенесется на окраину Нью-Йорка, где в небольшом цветочном магазине появится экзотический цветок с большой харизмой и еще большим аппетитом, который полностью изменит жизнь главных героев: отчаявшегося владельца, забитого ботаника-продавца и романтичной продавщицы. Начало в 18.00 и в 19.00.

29 апреля. Концерт фолк-группы «Варвара» (0+). Дом культуры для молодежи и населения

Коллектив образован на базе ДК в 2016 году. Его участницы мастерски соединяют традиционный музыкальный фольклор и современную музыку. Этот творческий синтез завоевал любовь зрителей и большое количество побед на конкурсах и фестивалях различных уровней. Начало в 17.00.


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)