Культура
logo

Специальные выпуски

Культура

Подготовили Дарья УЛАНОВА и Татьяна ЦВЕНГЕР. Фото Дарьи УЛАНОВОЙ и из архива

Семь часов для истории

Розум.jpg

Этой зимой в камерном театре «Триада» сквозь мороз и метели проросло новое начинание — здесь прошел первый региональный семинар по современной дальневосточной драматургии.

Сбор текстов, как снег на голову, обрушился на хабаровчан в декабре. Впрочем, это было внезапно и для самих триадовцев — по крайней мере, так утверждает завлит театра и создатель проекта Оксана Розум. По ее словам, все вообще началось тогда, когда простой разговор перетек в возмущенный пост в «Фейсбуке»:

— Мы беседовали с приятелем, и он сказал мне: «Да нет никакой современной дальневосточной драматургии». И я подумала: как так? Я есть, а дальневосточной драматургии нет?

Оксана Розум — детский драматург и сценаристка, ученица заслуженного деятеля искусств России и создателя «Коляда-театра» Николая Коляды. Ее пьесы в нашей стране ставили примерно раз сто, и еще раз тридцать — за рубежом.

— При этом кто знает о моем существовании как творческой единицы? — спрашивает она. — Почти никто. Вообще у драматургов очень крепкое сообщество, я выросла в нем, я там воспитывалась. А когда вернулась с Урала на Дальний Восток, поняла, что здесь тоже нужно создать такое сообщество. Мы все разные, но у нас общие проблемы: нет возможностей для роста и образования. Драматурги у нас есть, но нет нужных процессов — обучения, общения, реализации…

Вот поэтому и появилась та возмущенная запись, а дальше все стало нарастать как снежный ком. И вот уже Оксана выбирала среди двух десятков заявок из Хабаровского края, Приморья, Амурской области и Якутии семь выразительных авторов, а актер «Триады» Илья Ли активно принялся за режиссуру читок, привлекая не только коллег, но и студентов института культуры, и участников своей студии.

Нашли друг друга

— Читки лучше всего работают на главную цель — чтобы драматурга увидели и услышали, — объясняет она. — Ведь на самом деле режиссеры не читают пьес и не ищут материал, а берут то, что оказывается у них перед глазами или в руках. Для этого и нужен хороший завлит, который понимает их вкусы и интересы. И именно для такой специфической подготовленной аудитории подходит этот формат. Моя мечта — в будущем устраивать по три дня плотных читок, на которых присутствовали бы режиссеры, художественные руководители и завлиты разных дальневосточных театров.

Пока решили ограничиться одним днем, зато с утра до вечера. Три блока с перерывами на кофе и печенье: киносценарии, детские и взрослые одноактные пьесы. Оксана с удовлетворением отмечает, что за семь часов работы не только никто не покинул пространство, но даже добавились новые зрители. Момент, которым вполне можно гордиться: на семинар прибыл целый десант из Комсомольского ТЮЗа, а из Владивостока поддержать начинание приехала Виктория Костюкевич. Под псевдонимом Викентий Брызь она отметилась в шорт-листах самых видных драматургических конкурсов страны, таких как «Кульминация», «Евразия» и «Ремарка».

Ну а изначальная задача познакомиться, осмотреться и узнать, кто чем дышит, и вовсе оказалась перевыполненной.

— Пьесу Анны Пшенниковой из Республики Саха (Якутия) сразу попросили к постановке — это сказка с якутскими национальными мотивами, — говорит завлит «Триады». — Сказали, что очень долго ждали такого самобытного материала, а до этого приходилось ставить по мультикам. Трижды заинтересовались новой работой Виктории, а комсомольчане увезли с собой несколько моих пьес. Для первого семинара на узкую аудиторию, считаю, это потрясающий результат.

Корни и вечность

Так о чем пишут современные дальневосточные драматурги? Оксана Розум утверждает, что все о разном, но все же выделяет некоторые особенности:

— Многие говорят, что драматургия сегодня становится женской. У нас все мужчины-авторы оказались из Хабаровска, и они, скажем так, ударились в антиутопию, для них это сейчас наиболее актуально. Хотя, например, Ладо Гранича и его сценарий с говорящим названием «Оруэлл уже сегодня» обвинили в излишнем оптимизме. А вот женщины воплощают простые человеческие истории, основанные на собственной судьбе и пережитых событиях. И это хорошо, я сторонник именно таких пьес.

А вот поиск корней и так называемой региональной идентичности, по ее мнению, — дело довольно рискованное:

— К примеру, в пьесе Виктории Костюкевич Russian Lullaby («Русская колыбельная») как раз есть эта специфика. Она имела большой успех на конкурсах, на фестивалях и у критиков. А знаете, сколько раз ее поставили? Ноль. Есть вечные темы: любовь, смерть, война. Они близки всем, поэтому их чаще всего и раскрывают.

Что дальше? У семинара амбициозные планы — раз в два месяца приглашать в Хабаровск ведущих драматургов страны. В марте у нас ждут известную писательницу Дану Сидерос, которая сделает акцент на подростках, затем Анну Богачеву, которая будет работать вместе с детьми. В планах также привезти к нам Полину Бородину (ее специфика — документальный театр), Ярославу Пулинович и даже, возможно, самого Николая Коляду.

Не останавливает «Триаду» и то, что общий бюджет первого мероприятия составил 1 500 руб.

— Да, у нас пока нет финансирования, — подтверждает Оксана Розум. — Сейчас размышляем и о грантах, и о краудфандинге. И обязательно придумаем, как все это осуществить.

В каком ухе блестит?

экс2.jpg

В коллекции Дальневосточного художественного музея украшений нет. Но это не помешало ему отметить Международный день ювелира, ведь на живописных шедеврах они присутствуют в изобилии.

В честь праздника ушам, рукам, шеям и прическам героев и героинь (а точнее, тому, что на них надето) посвятили специальную экскурсию. Их на этот раз рассматривали особенно внимательно, и не зря. Порой одно кольцо или булавка может рассказать о человеке с картины многое, если не все.

Зеленый — цвет палеолита

Повествование лектор-экскурсовод Анастасия Бащенко начинает с античной вазы — кратера для смешивания воды и вина возрастом более трех тысяч лет. Шедевр древней (очень древней) южной Италии прибыл к нам из Эрмитажа еще в 1931 году. Керамика украшена росписью — орнамент из лозы и женский профиль, почти весь в драгоценностях.

— Мы видим нитку жемчуга на шее и отдельные жемчужины в прическе, а также предмет, напоминающий серьги, — описывает Анастасия. — Но, скорее всего, это височные подвески — часть головного украшения.

Это дает нам понять, что жемчуг — одна из старейших ювелирных вставок. Хотя самое древнее из найденных ювелирных изделий — браслет из хлоритолита, зеленого полупрозрачного минерала. А ему, между прочим, 40 тысяч лет. И сделали его даже не Homo sapiens, а денисовские люди — отдельная ветвь человечества.

Муза и ее бицепс

В античности браслеты уже были совсем другие. Впрочем, в XVIII веке, когда светские аксессуары стали проникать в академическую живопись, художники причесывали и украшали греческих и римских богинь, так сказать, с учетом актуальности, то есть по моде своего времени.

— Эта прическа с жемчужными нитями в волосах называлась «узел Психеи», — комментирует экскурсовод, показывая на картину «Минерва у муз» кисти неизвестного художника. — На эпоху указывает и изысканное плетение браслета на плече одной из муз — такое было популярно именно в XVIII веке, а не в античности.

Впрочем, сама рука на шедевре интересна не меньше: очень уж она мощная. По версии музейных работников, художник хотел написать в нижней части холста Аполлона, но передумал. А бицепс у музы остался. Вот она, сила искусства.

Под материальную ответственность

Нельзя просто взять и провести экскурсию в ДВХМ, не подходя к полотну Тициана «Ревекка у колодца». Все-таки наша гордость — единственная работа, которая находится на территории России и при этом не в Эрмитаже.

— И вот мы смотрим на Ревекку… а на ней ничего нет, — интригует Анастасия Бащенко. — Ни одного украшения — все они в руке Елеазара, протянутой к ней. Что очень соответствует библейскому сюжету: он встретил ее как простую девушку, а простота и бедность не совместимы с ювелирными изделиями. Зато брак давал женщине статус и положение — это и символизируют драгоценности на картине. Во времена Тициана поднесение женщине кольца означало, что мужчина готов нести за нее материальную ответственность.

Дама-тинейджер

Напоследок фокус — узнай статус и возраст по одной-единственной детали.

— Кто героиня этого портрета? — она подводит нас к небольшой работе неизвестного европейского мастера XVII века. — Каково ее положение? Обычно именно его выражали украшения. Если на женщине жемчужные серьги — значит, она замужем и богата. Если серьги и синее платье — баснословно богата, так как эта краска была самой дорогой.

Здесь ничего подобного: строгий чепец, жабо и черный наряд, застегнутый на все пуговицы.

— Именно пуговицы ее и выдают, — объясняет Анастасия. — Они золотые, тонкой работы. Точно аристократка. А если присмотреться к вышивке, можно заметить черный жемчуг.

Она предполагает, что перед нами один из портретов для сватовства, с помощью которого жениха знакомили с будущей невестой. А раз это предсвадебный портрет, то даме на ней… лет 14. А что? Тогда в таком возрасте уже детей рожали. Но это уже не ювелирная история.

Шоу-лица краевой столицы

5 февраля. Театр La Scala. Краевой музыкальный театр

Звезды итальянского театра La Scala исполнят для хабаровчан шедевры  оперы в сопровождении симфонического оркестра. Перед зрителями выступят непревзойденные Джованни Гуальярдо (баритон), Массимилиано Пизапиа (тенор) и Марина Начкебия (сопрано). В программе вечера сольные партии и дуэты из опер «Травиата», «Риголетто», «Трубадур», «Кармен», «Тоска», «Богема», «Любовный напиток», «Дон Жуан», «Евгений Онегин» и другое. Начало в 19.00.

11 февраля. Группа «Чайф». «Платинум Арена»

В это сложно поверить, но легендарной рок-группе в этом году исполнилось 35 лет. Возможно, для поколения Z многие песни коллектива окажутся незнакомыми, зато люди постарше точно знают, какая это боль, когда «Аргентина — Ямайка 5:0». Концертная программа тура «Война, мир и…» начнется в 19.00 и погрузит зрителей в разные периоды жизни группы.

13 февраля. Максим Аверин. Краевой музыкальный театр

С авторским моноспектаклем «Научи меня жить» краевую столицу посетит звезда телесериала «Глухарь». Ранее зрителям уже выпадала возможность познакомиться с таким видом творчества актера (спектакли «Все начинается с любви» и «Все начинается с любви. Продолжение…»). В новой версии театрального представления Максим Аверин прочитает стихи и прозу, а также исполнит песни советских и российских композиторов. Начинают в семь вечера.

14 февраля. Григорий Туриянский. Дальневосточный художественный музей

В этот раз хабаровский путешественник подготовил серию снимков из Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР). Именно по этому району пролегала часть Шелкового пути. Фотовыставка, посвященная самой большой провинции современной КНР, продлится до первого марта и будет принимать гостей совершенно бесплатно.

23 февраля. Огонь Грузии. Городской дворец культуры

Семейный поход на танцевальное шоу можно устроить в честь Дня защитника Отечества. В 17.00 зал ГДК окажется во власти Королевского национального грузинского балета. Обещают, что будет зрелищно и очень ярко. По словам создателей шоу, «Огонь Грузии» это не просто хаотичный набор номеров, а настоящая театральная постановка. 

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)