Культура
logo

Специальные выпуски

Культура

Дарья УЛАНОВА

Тихий бунт красоты

Удивиться ранним работам Александра Лепетухина, узнать, как родоначальник советского перформанса связан с Хабаровском, да и создать собственное произведение искусства (хотя это уж как получится) можно всего-то на одной лекции в Гродековском музее.

Конечно, не совсем простой. Тема у нее неочевидная: «Бунтари 1970-х. Хабаровские художники-нонконформисты» (12+). Имена живописцев и графиков, которые на ней произносят, горожанам знакомы. Но совсем в другом качестве.

Собрание легенд

Вообще, Хабаровск с темой неофициального искусства СССР связан достаточно тесно: например, его коллекция, которую кропотливо собирали в Дальневосточном художественном музее, считается самой крупной за Уралом. Есть здесь работы основателя «лианозовской школы» Оскара Рабина, создателя студии «Новая реальность» Элия Билютина, знаменитых Михаила Шемякина и Эрнста Неизвестного и многих других. ДВХМ связывала многолетняя дружба с Александром Глезером — одним из организаторов легендарной «бульдозерной выставки» 1974-го.

Тем не менее фраза «хабаровский нонконформизм» в информационном пространстве встречается крайне редко.

— Вы не совсем правы, — говорит сотрудница Гродековского музея и художница Анастасия Тыченко. — В 2018 году в ДВХМ даже проходила выставка дальневосточных и сибирских нонконформистов. Просто у нас в городе это течение имело свои особенности: в работах художников не было острого социального протеста, но был постоянный поиск форм и средств выражения.

Где она, свобода?

А еще у нас его взлет случился не в 1960-е, как в Москве и Санкт-Петербурге, на 10 лет позже. Что вполне логично: до 1959 года у нас в крае вообще не было учебных заведений, дающих художественное образование. Откуда взяться собственным творцам?

— Даже авангардное объединение «Зеленая кошка» у нас в 1918-м основали приезжие, — отмечает Анастасия. — А вот когда в пединституте открылась соответствующая кафедра, сюда приехали молодые специалисты после академии художеств им. Репина и других именитых вузов. С них у нас все и началось.

Но первым делом — предыстория. На экране кадр 1962 года, где Никита Хрущев последними словами ругает молодых художников на выставке «30 лет МОСХ». Для них, успевших увидеть в Москве не только Пикассо, но и Ива Кляйна, дадаистов и кинетические объекты, это был крах надежд на какое-либо развитие искусства вне жестких рамок соцреализма с его строителями БАМа, сценами Гражданской войны и портретами суровых рабочих.

Следующие фото — толпа зрителей на «бульдозерной выставке» в 1974-м и растерзанные тяжелой техникой картины. Экспозицию тогда буквально раздавили, а повисший на ковше экскаватора Оскар Рабин навсегда вошел в историю.

У нас же в крае в это время новое искусство и художественный поиск только поощрялись молодыми преподавателями, ощутившими свободу.

Другой Лепетухин

— Человеком, который очень повлиял на развитие нонконформизма в Хабаровске, был Евгений Фентисов, — продолжает Анастасия Тыченко. — Он отказался от реалистичного изображения, сделав его легким и плоскостным, уделяя внимание линиям и цветовым пятнам.

Как раз в 1960-м, когда после окончания ВГИКа Евгений Фентисов стал преподавать на худграфе, там образовалась группа СТО — «Студенческое Творческое Объединение». Вот имена студентов, которые туда входили: Александр Лепетухин, Валерий Сахатов, Роман Цымбало, Сергей Золотарев, Юрий Быков, Игорь Захаров и другие.

— Хабаровчане знают Александра Лепетухина в основном по детским иллюстрациям и «Хехцирским сказкам», — Анастасия берет в руки картину и поворачивается к нам. — Но его ранние картины совсем не похожи на эти работы. Как видите, перед нами совершенно абстрактная композиция.

На листе — круги и волнистые линии, причудливые фигуры, разноцветные точки… В общем, ничего не предвещает библейский цикл «Путь», который станет в творчестве Александра Петровича одним из главных.

— А здесь мы уже вполне можем разглядеть вазу с цветами, — художница показывает вторую картину. — Но посмотрите, как свежо и современно она выглядит! Потому что это стилизация. Александр Лепетухин открыл нам новый вид живописи — декоративную. Он не прекращал экспериментировать всю свою жизнь: использовал масло, акварель и гуашь, брал обычную замазку для контуров и даже брил бумагу…

Билеты на лекции доступны по Пушкинской карте.
Пути имен

Его однокурсник Валерий Сахатов запомнился как мастер невероятных цветовых переходов и живописец, совместивший стремление к абстракции и обращение к традициям коренных малочисленных народов Севера. Сейчас это известный российский художник-абстракционист. Ну а Игорь Захаров взял псевдоним Росс, переехал в Ленинград и стал патором первого в Советском Союзе перформанса «Хочу в Америку», где он сжигает паспорт. Нашумевшее видео сейчас бережно хранится в Екатеринбургском музее андеграунда, а сам автор еще в 1970-х уехал в Германию.

Роман Цымбало и Юрий Быков стали заслуженными художниками России: выставка первого только недавно завершилась в ДВХМ, а второй живет в Комсомольске-на-Амуре, до сих пор верен нонконформизму и много работает в техниках монтажа и коллажа. Именно ее Анастасия предлагает нам в качестве творческого эксперимента. А пока мы выбираем подходящие картинки для вырезания, завершает разговор:

— Многие из них тоже стали преподавать, и к 1980-м на худграфе появилось новое объединение: уже они говорили своим мастерам, что их искусство устарело, а они сделают свое…

Это были Геннадий Арапов, Владимир Хрустов, Игорь Шабалин, Андрей Паукаев и Игорь Кравчук. Их имена, думаю, нам тоже знакомы. И тоже заслуживают отдельной лекции.


Первая скрипка из Молдовы

В Дальневосточном академическом симфоническом оркестре новый концертмейстер.

Им стала выпускница академии Сибелиуса (Хельсинки) Ирина Русу.

В девятилетнем возрасте она официально дебютировала в концертном туре по Финляндии в сопровождении Jalas Chamber Orchestra, выиграла Гран-при на международном конкурсе Concert Festival и была награждена выступлением в Карнеги-холле в Нью-Йорке. За достижения в области культуры награждена стипендией мэрии Кишинева и премией президента Молдовы.

— Ирина имеет большой  опыт работы  в крупных оркестрах в качестве концертмейстера и при этом является превосходной солисткой, — отметил художественный руководитель и главный дирижер ДВАСО Антон Шниткин. — Переговоры с ней вепись с июля 2022 года. Уже запланированы концертные программы, в которых Ирина продемонстрирует  хабаровской публике свое мастерство.

К своим обязанностям она приступила 15 февраля, а услышать скрипачку вживую можно будет уже в марте на концертах «Рахманинов 150. Концерт № 1» и «Феномен Федора Шаляпина».


Два — лучше, чем один

В Хабаровске подвели итоги ежегодного краевого конкурса в области театрального искусства.

В нем состязались 12 спектаклей от шести театров региона: «Триады», музыкального театра, ТЮЗа, театра драмы, театра кукол и драматического театра Комсомольска-на-Амуре.

Награду за лучший спектакль в этот раз разделили пополам:  она досталась «Письмовнику» хабаровского ТЮЗа и «Папе» Комсомольского-на-Амуре драмтеатра.

ТЮЗ уже не впервые становится триумфатором регионального конкурса. По итогам 2022 года ему также ушли награды за лучшую мужскую и женскую роли (Юрий Бондаренко в «Дон Кихоте» и Анастасия Дымнова в «Гравитации» и «Письмовнике»), а также за лучшую хореографию (Виктория Комбарова и ее «Гравитация»).

Россыпь побед и у театра кукол. Артистка  Наталья Федосейкина разделила с коллегой из ТЮЗа звание лучшей актрисы (отмечена ее работа в постановках «Волшебное кольцо» и «Мой дедушка был вишней»), Никита Лялин за роль в «Моем дедушке» назван «Надеждой сцены», а Наталья Павлишина в очередной раз победила в номинации «Лучшая работа художника» за оформление спектакля «Волшебное кольцо».

Лучшим режиссером года стал Дмитрий Акриш («Папа», драмтеатр Комсомольска-на-Амуре).

— Всегда легче выйти на сцену, не особо выкладываясь, чем оставить там сердце, — подвела итог член жюри, театральный критик и педагог ГИТИСа Алла Шевелева. — В Хабаровском крае есть серьезные театры с серьезным посылом. Очень хочется, чтобы это сохранилось.


Шоу-лица краевой столицы

3 марта. Музыкальный спектакль Cherchez la femme (12+). Хабаровский краевой музыкальный театр.

Детектив в двух действиях — это первая постановка на сцене ХМТ режиссера Елены Артюхиной, которая прибыла в краевую столицу из Санкт-Петербурга. По сюжету секретарь одного успешного парижского нотариуса стала невольным свидетелем убийства. У зрителей будет возможность наблюдать за поиском «исчезнувшего трупа», а также за хитросплетениями в отношениях работников нотариальной конторы и семье ее владельца. Начало в 19.00.

7 марта. Праздничный концерт «Ее величество — женщина» (0+). Дом культуры поселка имени Горького.

Вокальные и танцевальные коллективы «Берегиня», «Встреча», «Берега России», «Гармония» и «Адреналин» подготовили для жителей и гостей города насыщенную концертную программу с элементами театрализованного представления, приуроченную к международному женскому дню. Мероприятие пройдет в малом зале. Начало в 17.00.

24 марта. Концерт «Дискотека СССР» (6+). Хабаровский краевой цирк.

Для вас выступят: Сергей Васюта (группа «Сладкий сон»), группа «Каролина», Рома Жуков, Светлана Разина (экс участница группы «Мираж») и специальный гость. На протяжении трех часов будут звучать хиты 1980-х и 1990-х, на которых выросло не одно поколение хабаровчан.  Начало в 19.00.

25 и 26 марта. Спектакль «Бедный рыцарь» (12+). Театр юного зрителя.

Режиссер Фамил Джавадов представляет на суд публики премьеру постановки по мотивам одноименной пьесы немецкого драматурга, поэта и эссеиста Петера Хакса. В центре повествования рыцарь, который, следуя голосу души, сумел победить дракона, спасти принцессу и вернуть отнятое имя. Через персонажей этой истории режиссер ведет диалог со зрителями о том, насколько важно в любой ситуации оставаться верным самому себе. Начало в 12.00.



Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)