Культура
logo

Специальные выпуски

Культура

Подготовила Дарья УЛАНОВА, фото автора и из архива

Образ судьбы в зеркале текста

Шаль Анны Ахматовой, автограф Александра Блока, графику Зинаиды Серебряковой и множество ценных подлинных предметов привезли в Хабаровск на выставку, посвященную женщинам Серебряного века (12+).

Больше 200 экспонатов из собрания музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме прибыли в музей им. Гродекова из Санкт-Петербурга в рамках нацпроекта «Культура». Это оригиналы фотографий, книги с дарственными надписями, документы и личные предметы: веера, сумочки, куклы — артефакты короткого времени, которое раньше называли декадансом, а теперь именуют Серебряным веком русской культуры.

— Все они из разных частей нашего собрания и достаточно редко экспонируются, — призналась на открытии заместитель директора музея в Фонтанном доме Светлана Грушевская. — Мы получили огромное удовольствие от работы.

Прикоснуться к экспонатам, конечно, нельзя — все за стеклом витрин, которые по задумке оформителей символизируют одновременно окна Фонтанного дома, выходящие на архитектурные силуэты Петербурга, и главы из книги. Зато можно подойти настолько близко, чтобы ощутить дыхание эпохи.

— Мы выбрали девять фамилий — по числу муз, — рассказала главный хранитель музея Ирина Иванова. — Но это, конечно, только небольшая часть судеб, многие из которых сложились трагически. Конечно, они были музами великих писателей и поэтов, но главное — они сами были очень талантливы.

Женский всплеск

Сестры Аренс, Вера, Зоя и Анна: писательница, педагог и одна из первых в России женщин-врачей (а по стечению обстоятельств — еще и жена возлюбленного Ахматовой, критика Николая Пунина). Паллада Богданова-Бельская ― ярчайший персонаж петербургской богемы. Художница и актриса Ольга Гильдебрандт-Арбенина; Ольга Ваксель, муза Мандельштама, которой покорились и поэзия, и рисование, и музыка. Ученица Николая Гумилева Ирина Одоевцева — «маленькая поэтесса с огромным бантом». Хозяйка художественных салонов Саломея Андроникова, писательница и мастер мелодекламации Ольга Черемшанова. Наконец, Ольга Глебова-Судейкина, которую Анна Ахматова считала своим двойником: востребованная актриса, икона стиля, мастер декоративно-прикладного искусства — вышивки и кукол.

«Калейдоскоп прекрасных лиц, имен известных и уже позабытых» ― так представляют своих героинь создатели выставки. И настаивают, что это особый женский тип, сформированный эпохой. «И дело не только в женской красоте и привлекательности молодости», ― оговариваются они. Хотя слово «красивая», возможно, все же встречается в сопроводительных материалах слишком часто. Был бы каждый из этих образов неповторимым, если бы его создательница не родилась красавицей? Безусловно.

«Такого количества женщин ― актрис, поэтесс и художниц в России, кажется, не было никогда. Только-только обретенная свобода и новое осознание своего места в еще недавно полностью мужском мире породили сильнейший всплеск творческой энергии», ― метко указано в предисловии.

Героиня без героя

К основному (2).jpg

Все они ― ровесницы Ахматовой, чья молодость пришлась на рубеж столетий. И, конечно, сама Анна Андреевна. С нее, собственно, все и начинается. Причем драматически: в первой витрине — фотопортрет работы Николая Пунина, где молодая Ахматова сидит в кресле, обвязанная шалью на голое тело. А рядом «та самая» шаль — не в прямом смысле, но подлинная, неотъемлемая от поэтического образа.

Слева — сборник стихов Блока, который Александр Александрович надписал для поэтессы 16 декабря 1913 года. На авантитуле летящим почерком выведено стихотворение:

«Красота страшна» — Вам скажут, —

Вы накинете лениво

Шаль испанскую на плечи,

Красный розан — в волосах»…

Ну а справа вверху — первые страницы машинописного варианта «Поэмы без героя». В углу надпись: «Моя».

— Мы решили сделать именно «Поэму без героя» центральной героиней выставки, — заметила Светлана Грушевская. — Строки из первой части и дали ей название: «Неужели ты когда-то жила в самом деле…». Ахматова посвятила их Ольге Глебовой-Судейкиной.

В Хабаровск, к слову, приехало все произведение, а не только первые страницы: они выложены в двух витринах так, чтобы зритель мог рассмотреть авторские правки.

— Это рукопись 1942—1944 годов, которая была с Анной Андреевной в Ташкенте, — рассказала Ирина Иванова. — Она, кстати, никогда не печатала стихи сама, это всегда делал кто-то другой. Вариант явно служил рабочим, правок много. Жаль, мы не видим оборотов — на двух из них есть целые новые строки, написанные от руки. А вот здесь ее авторские росчерки: выглядит очень просто, но крайне трудно скопировать. Создает препятствия тем, кто пытается изготовить подделки «под Ахматову».

Судьба рукописи должна была сложиться незавидно: она надоела автору, и Анна Андреевна, разорвав ее на несколько частей, выбросила их в мусор. К счастью, этот момент увидел инженер Владимир Зыков — молодой человек из ближнего круга поэтессы. Он подобрал рукопись, сохранил ее, а уже в 1990-х передал в музей.

— Реставрировали долго и сложно, — добавила Светлана Грушевская. — Если приглядеться, то можно заметить и места разрыва, и контуры утраченных фрагментов. Благодаря такой кропотливой работе текст дошел до нас.

Сама Ахматова называла «Поэму без героя» «шкатулкой с тройным дном», а искусствоведы зовут ее зеркалом, в котором можно разглядеть лица той самой эпохи. Сделать это можно до 2 июля.


Найти метафору трубы

Дальдизель.jpg

Гран-при недавнего дальневосточного конкурса современного танца Dal Diesel завоевал номер, исполненный… под звук пылесоса.

А точнее, не только под него. Большая часть композиции «Бывший» станцована в тишине. Но с трубой от пылесоса. И шнуром от пылесоса. А потом и с самим пылесосом.

― Нам с членами жюри очень понравилась эта метафора, ― говорит организатор конкурса, хореограф и режиссер Виктория Комбарова. ― И то, что здесь не было никакого заигрывания со зрителем, а был точно выбранный язык, который мы смогли прочитать.

Так главная награда конкурса отправилась в Уссурийск к федерации «Адреналина ради танцуем». Кроме нее эксперты ― танцевальная компания «ЯТеатр» из Подмосковья и исследователь и критик танца Светлана Улановская присудили 12 первых мест.

― Это мало, ― подчеркивает Виктория. ― Номеров было около 70. На этот раз участники показали много сильных выступлений ― на конкурсе собрались те, кто давно и плотно занимается современной хореографией.

Впрочем, интересных и перспективных новичков на конкурсе тоже было немало. Но они, к сожалению, не из Хабаровска. Возможно, дело в том, что некоторые наши коллективы боятся слишком серьезного подхода к этому творчеству.

― Мне кажется, у нас сейчас сложилась такая ситуация, когда очень много коммерческих конкурсов и притом мало концертов, ― объясняет хореограф. ― В итоге именно эти площадки используются, чтобы показать детей, а там совсем другой подход…

Получается, что у нас направление ведут вперед старые знакомые: команды «Мираж», «Вверх ногами» и «Паприка», театр танца «Трафик» из центра «Восхождение», «Фламинго» из центра хореоргафического искусства, «Ритмикс» из центра «Сказка». А что вообще происходит на этом поле?

― Современный танец на Дальнем Востоке по-прежнему очень отличается от того, что делают на западе страны и на Урале, ― рассказывает Виктория Комбарова. ― Прежде всего тем, что у нас есть режиссура. Мы всегда знаем, что хотим сказать, а западная хореография более абстрактна и условна.

Сама она ставит на серьезные темы, в основном женские: ее коллектив «Мираж» уже танцевал об абортах, конкуренции, метаниях женской души. А на Dal Diesel они выставили работу «Сок» ― о материнстве. Между прочим, посмотреть номера конкурса можно в открытом доступе: все восемь часов просмотров выложены в группе Dal Diesel во «ВКонтакте»: vk.com/daldieselkhv (12+).


Шоу-лица краевой столицы

6 мая. Музыкальный спектакль «В городе Ха или где угодно...» (16+). Театр юного зрителя.

Премьера постановки, в которой режиссер Александр Зверев заставляет каждого в зале задуматься, почему те или иные площади, скверы, парки мы с трепетом в душе называем «нашим местом». Это история города, рассказанная его жителями под сопровождение любимых песен. Начало в 19.00.

13 мая. Концерт «Времена танго» (6+). Хабаровская краевая филармония.

Дальневосточный симфонический оркестр и солисты Ирина Стачинская (флейта, Москва) и Александр Веретенников (аккордеон, Хабаровск) поставили музыкальный эксперимент: сравнили циклы концертов «Времена года» Антонио Вивальди и танго-композиций аргентинского композитора Астора Пьяццоллы «Четыре времени года в Буэнос-Айресе». Публике предстоит оценить результаты этого смелого решения. Ведь у каждого маэстро было свое мировоззрение, и разница между ними целых 250 лет. Начало в 17.00.

22 мая. Сольный концерт участников фестиваля «Амурские волны» (0+). Краевой дворец дружбы «Русь».

Для вас выступят оркестр суворовцев Московского военно-музыкального училища им. генерал-лейтенанта Валерия Халилова и Военный оркестр войск и сил на Северо-Востоке РФ (г. Петропавловск-Камчатский). В программе классическая музыка и эстрадные хиты в инструментальном исполнении. Начало в 19.00.

27 и 28 мая. Спектакль «Арена» (18+). Театр «Триада».

Постановка по одноименной пьесе советского и российского кинорежиссера, сценариста, писателя Исаака Фридберга. Бык, попавший на арену и не знающий, что его ждет, изначально влюблен в людей. Однако человеческая подлость постепенно заставляет его разувериться в своих чувствах. Персонажам предстоит выбрать свое место на арене: расположиться в королевской ложе, стать матадором или быть «жертвенным животным». Начало в 17.00.

 

 


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)