Культура
logo

Специальные выпуски

Культура

Подготовили Дарья УЛАНОВА и Валерий ВОЛЬКЕ. Фото из архива

«Могу икнуть или залаять»

Кинопроект Гродековского музея «Немая пятница» (12+) отметил свой первый юбилей: ему исполнилось пять лет.

Слово «особенный» по отношению к региональным мероприятиям вообще-то не очень любят. Мол, что такого могут создать в глубокой провинции? А вот смогли.

Показывать старые немые фильмы на большом экране — не то чтобы новаторская идея. Зато у нас они неизменно идут в сопровождении настоящего тапера. Почти такого, как в конце XIX века, только современного и задорного. А еще честного. Раз за разом Ирина Батраченко заверяет, что готовится к каждому показу без мухлежа и на полную катушку: никаких припрятанных про запас нот или готовых решений. Только сама кинолента, ее настроение и импровизация.

— Меня, кстати, однажды так и спросили, очень удивленно: «А как вы играете без нот?», — со смехом вспоминает она. — Отличный вопрос, учитывая, что вообще-то тапер весь фильм сидит в темноте. Поэтому я ответила, что просто неграмотная. И ленивая: учиться не хочу, поэтому так и играю…

А, и еще юмор. Острый, как клавиши 140-летнего рояля «Шредер». И об этом стоит рассказать поподробнее.

Кровавый след в искусстве

С почетным музейным старцем, «петербуржцем немецкого происхождения», у Ирины особые высокие отношения и взаимная любовь. Хотя сначала инструмент устроил ей настоящую инициацию. Прямо до первой (а там и второй) крови.

— Сейчас благодаря нашему прекрасному реставратору Александру Сибарову с ним все гораздо лучше, а по первости сюрпризов было не счесть, — делится Ирина. — Например, ты знаешь, что у тебя западает «ля» второй октавы. Хорошо. Только вот в первый   час показа может еще что-нибудь запасть, застрять или задребезжать на три голоса. И никогда не угадаешь, что именно. А еще от времени пластинки на белых клавишах истончились и заострились. Поэтому, когда я провела пальцем свое первое глиссандо, думала, оно станет последним: на клавиатуре остался длинный кровавый след. Со временем научилась делать это безопасно, но одно время мы держали у рояля салфетки и пластырь…

Теперь подобного и близко нет. Смягчившийся «Шредер» больше так не чудит, а в юбилейную «Немую пятницу», посвященную как раз истории хабаровского кинопроката и работе тапера, вообще отзвучал безупречно. Получается, преподнес свой подарок.

Кстати, билеты на «Немую пятницу» можно приобрести по Пушкинской карте.
Гармошка ужаса

Хотя, конечно, не роялем единым. Иногда великолепного инструмента из позапрошлого века для полноты картины просто не хватает. И тогда Ирина Батраченко собирает на базе себя настоящий оркестр:

― Например, когда мы показывали «Кабинет доктора Калигари», один из первых фильмов ужасов (1920), пришлось прихватить губную гармошку, плекторную игрушку-«скрипелку» и маленький таджикский барабан. Нужно было много потусторонних звуков! А для «Аэлиты», фантастической ленты 1924 года, позаимствовала музейную корабельную рынду. Я в принципе всегда готова сделать все, что необходимо: могу икнуть или залаять, если именно это сейчас происходит на экране. Для меня это вообще не проблема!

Тут, она, кстати, следует старинным традициям.

― Когда в 1908-м в Российской империи представляли первое отечественное немое кино, «Понизовая вольница», там был не только оркестр, но еще и хор. Так что Стенька Разин бросал княжну в набежавшую волну под серьезный аккомпанемент. А композитор Ипполитов-Иванов даже использовал для фильма собственную музыку! Так в мире никто не делал ― обычно все это оставалось на совести тапера.

История сохранила имя человека, который привез кино в далекий Хабаровск. Это сделал в 1897 году некий господин Спург.
А где шампанское?

Однако икающий и гавкающий профессиональный музыкант ― все же не единственная изюминка «Немых пятниц». К нему обязательно прилагается вихрь ценной и разнообразной исторической информации, которая обязательно предваряет каждый показ. Мы, в конце концов, в музее!

― Тут нужно поблагодарить Юлию Калиновскую, нынешнюю заведующую музейно-культурным центром «Амурский Утес». Именно она сейчас отбирает фильмы для демонстрации и представляет каждый из них. А еще «мать проекта» Дарью Петрушкину и Анастасию Бездудную, вместе с которой мы провели множество отличных мероприятий, ― перечисляет Ирина главных «пятничных» женщин. ― А еще есть Татьяна Коновалова, которая отвечает за чай. Знаете, как гости любят наш чай? Говорят, он совершенно особенный. Только один раз у нас спросили: «А где шампанское?», но это чистая случайность.

Кажется, вот она и сложилась ― формула постоянных аншлагов проекта. Хотя организаторы откровенно признаются, что пару раз приходилось крутить кино и для четверых. Но это совпадало либо со временем посадки картошки, либо с периодом отпусков на море. Так что они не волнуются, а готовят фильмы, рассказы и заварку.


Волны, стихи и злость

мореслов1.jpg

Расшевелились и слегка обиделись: хабаровская команда свозила свои стихи во Владивосток на молодежный поэтический фестиваль «Море слов».

Покорять Приморье отправились три молодых автора из сообщества «Рэнга»: Виктор Степанцов, Юлия Шевченко и Вероника Кукушкина. Там их ждали разборы от столичных литераторов, выступления и «поэтический дерби», который в итоге оказался не менее суров, чем иные рэп-батлы*.

― «Море слов» ― это целая неделя литературных мероприятий на разных площадках, по 5―6 штук в день, ― рассказывает Виктор. ― Лекции, экскурсии, поэтические вечера проходили в музеях, библиотеках и на концертных площадках. Нас пригласили на три дня.

Гостеприимством принимающей стороны хабаровчане остались более чем довольны: они еще не знали, что именно «соседская» команда приготовила для них в грядущем стихотворном состязании. «Битва за поэтическую столицу Дальнего Востока», ни больше ни меньше, прошла в первый же день.

― Я, кстати, слышала о наших соперницах от знакомого: он с восторгом рассказывал об их умении представлять поэзию со сцены и говорил, что их обязательно нужно послушать, ― говорит Юлия. ― Это оказалось правдой: у девушек замечательная актерская подача. Но к тем нападкам, которые звучали в наш адрес, мы оказались не готовы. Такие наивные хабаровские дети. И если бы вы спросили меня раньше, я бы непрерывно на них злилась. Хотя победили они справедливо.

Первым заданием батла было подготовить дисс* на команду соперников. Более провокационный жанр, конечно, выбрать трудно (на англоязычном жаргоне слово diss означает «грубить и оскорблять»), но наши земляки постарались его смягчить. Как выяснилось, зря: пока они пытались быть интеллигентными, приморчанки смело проходились по их личностным качествам и даже национальной принадлежности.

― Они были такими… воинствующими, ― улыбается Виктор. ― Мы пытались сосредоточиться на литературном процессе, критиковали поэтические сообщества и их деятельность, а от них прозвучало много персональных колкостей, достойных самых жестких рэп-схваток. И поэзии, как посчитало жюри, в этом было мало. Так что балл за дисс ушел нам.

Во втором туре команды представляли собственные стихи-визитки, а в третьем ― пародии на произведения русских классиков. Нам достались «Послушайте!» Маяковского, «Свеча горела на столе…» Пастернака и «Мне нравится, что вы больны не мной…» Цветаевой. Хабаровчане очень старались, Юлия Шевченко даже нарисовала мультфильм к собственному циклу. Но здесь приморские мастерство и артистизм все-таки перевесили.

Зато мы достали свои козыри из рукавов на большом поэтическом вечере.

— Ника Кукушкина прочитала стихотворение про глухоту, сопроводив его сурдопереводом. Это было гипнотически! — поделилась впечатлениями одна из организаторов фестиваля Кира Король.

Ну а завершили вылазку в стан соседа совместным мастер-классом по литературному коллажу, где творческая молодежь из двух регионов резала, рвала и клеила, чтобы сделать иллюстрации к творчеству приморских поэтов. Так что, пусть и не без легких препятствий, победила дружба.

— Между прочим, я впервые увидела столько людей, создающих верлибры, — добавляет Юлия. — В Хабаровске так не пишут, и мне это понравилось. У нас тоже хочется чего-то такого же масштабного, с приглашением московских гостей, разборами, которые для нас делали поэт и критик Данила Давыдов и литературовед Алексей Масалов. Потому что творческий путь — это не человек с кружкой латте на подоконнике. Надо расшевеливать нашу ванильную среду.

*Рэп-батл — поединок артистов, читающих рэп, главная цель которого креативно унизить соперника.

*Дисс — творческое высказывание, ярко демонстрирующее неуважение к оппоненту.


Шоу-лица краевой столицы

1 июня. Концерт «Путь к мечте» детского танцевального ансамбля «Экспромт» (0+). Краевой дворец дружбы «Русь»

Коллектив радует жителей и гостей города своими выступлениями с 2009 года. Он принимает участие в районных, городских, краевых международных фестивалях. На этот раз программа приурочена ко Дню защиты детей и включает в себя лучшие номера, яркие костюмы и искренние положительные эмоции, которые юные танцоры дарят зрителям. Начало в 18.30.

7 июня. Концерт «Детство композиторов» (0+). Хабаровская краевая филармония

Ансамбль камерной музыки «Глория» приготовил неожиданные современные аранжировки на знакомые многим мелодии И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э.Л. Уэббера и других композиторов, ставших классиками мировой музыки. Также посетители узнают, чем интересовались будущие гении, когда были детьми, как они жили и воспитывались. Начало в 11.00.

25 июня. Спектакль «Во имя любви» (12+). Городской дворец культуры

Пронзительная лирическая история, рассказывающая о последних днях жизни адмирала Нельсона и его страстной любви к легендарной леди Гамильтон. Режиссер спектакля, народный артист России Леонид Кулагин заставляет публику задуматься, что важнее: долг перед родиной или счастье в личной жизни. Начало в 18.00.

27, 28 и 29 июня. Мюзикл «Игра» (12+). Хабаровский краевой музыкальный театр

Премьера постановки, музыку к которой написал известный советский и российский композитор Александр Колкер, на дальневосточной сцене. Для главного героя Кречинского нет ничего святого, если дело касается карточной игры. Он знает законы и хитрости, но это не спасло от банкротства — его состояние полностью растворилось в карточных долгах. Способ спастись от неминуемого позора и бесчестия — выгодная женитьба. Начало в 19.00.



Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)