Специальные выпуски
«Могу икнуть или залаять»
Кинопроект Гродековского музея «Немая пятница» (12+) отметил свой первый юбилей: ему исполнилось пять лет.
Слово «особенный» по отношению к региональным мероприятиям вообще-то не очень любят. Мол, что такого могут создать в глубокой провинции? А вот смогли.
Показывать старые немые фильмы на большом экране — не то чтобы новаторская идея. Зато у нас они неизменно идут в сопровождении настоящего тапера. Почти такого, как в конце XIX века, только современного и задорного. А еще честного. Раз за разом Ирина Батраченко заверяет, что готовится к каждому показу без мухлежа и на полную катушку: никаких припрятанных про запас нот или готовых решений. Только сама кинолента, ее настроение и импровизация.
— Меня, кстати, однажды так и спросили, очень удивленно: «А как вы играете без нот?», — со смехом вспоминает она. — Отличный вопрос, учитывая, что вообще-то тапер весь фильм сидит в темноте. Поэтому я ответила, что просто неграмотная. И ленивая: учиться не хочу, поэтому так и играю…
А, и еще юмор. Острый, как клавиши 140-летнего рояля «Шредер». И об этом стоит рассказать поподробнее.
Кровавый след в искусстве
С почетным музейным старцем, «петербуржцем немецкого происхождения», у Ирины особые высокие отношения и взаимная любовь. Хотя сначала инструмент устроил ей настоящую инициацию. Прямо до первой (а там и второй) крови.
— Сейчас благодаря нашему прекрасному реставратору Александру Сибарову с ним все гораздо лучше, а по первости сюрпризов было не счесть, — делится Ирина. — Например, ты знаешь, что у тебя западает «ля» второй октавы. Хорошо. Только вот в первый час показа может еще что-нибудь запасть, застрять или задребезжать на три голоса. И никогда не угадаешь, что именно. А еще от времени пластинки на белых клавишах истончились и заострились. Поэтому, когда я провела пальцем свое первое глиссандо, думала, оно станет последним: на клавиатуре остался длинный кровавый след. Со временем научилась делать это безопасно, но одно время мы держали у рояля салфетки и пластырь…
Теперь подобного и близко нет. Смягчившийся «Шредер» больше так не чудит, а в юбилейную «Немую пятницу», посвященную как раз истории хабаровского кинопроката и работе тапера, вообще отзвучал безупречно. Получается, преподнес свой подарок.
Хотя, конечно, не роялем единым. Иногда великолепного инструмента из позапрошлого века для полноты картины просто не хватает. И тогда Ирина Батраченко собирает на базе себя настоящий оркестр:
― Например, когда мы показывали «Кабинет доктора Калигари», один из первых фильмов ужасов (1920), пришлось прихватить губную гармошку, плекторную игрушку-«скрипелку» и маленький таджикский барабан. Нужно было много потусторонних звуков! А для «Аэлиты», фантастической ленты 1924 года, позаимствовала музейную корабельную рынду. Я в принципе всегда готова сделать все, что необходимо: могу икнуть или залаять, если именно это сейчас происходит на экране. Для меня это вообще не проблема!
Тут, она, кстати, следует старинным традициям.
― Когда в 1908-м в Российской империи представляли первое отечественное немое кино, «Понизовая вольница», там был не только оркестр, но еще и хор. Так что Стенька Разин бросал княжну в набежавшую волну под серьезный аккомпанемент. А композитор Ипполитов-Иванов даже использовал для фильма собственную музыку! Так в мире никто не делал ― обычно все это оставалось на совести тапера.
Однако икающий и гавкающий профессиональный музыкант ― все же не единственная изюминка «Немых пятниц». К нему обязательно прилагается вихрь ценной и разнообразной исторической информации, которая обязательно предваряет каждый показ. Мы, в конце концов, в музее!
― Тут нужно поблагодарить Юлию Калиновскую, нынешнюю заведующую музейно-культурным центром «Амурский Утес». Именно она сейчас отбирает фильмы для демонстрации и представляет каждый из них. А еще «мать проекта» Дарью Петрушкину и Анастасию Бездудную, вместе с которой мы провели множество отличных мероприятий, ― перечисляет Ирина главных «пятничных» женщин. ― А еще есть Татьяна Коновалова, которая отвечает за чай. Знаете, как гости любят наш чай? Говорят, он совершенно особенный. Только один раз у нас спросили: «А где шампанское?», но это чистая случайность.
Кажется, вот она и сложилась ― формула постоянных аншлагов проекта. Хотя организаторы откровенно признаются, что пару раз приходилось крутить кино и для четверых. Но это совпадало либо со временем посадки картошки, либо с периодом отпусков на море. Так что они не волнуются, а готовят фильмы, рассказы и заварку.
Расшевелились и слегка обиделись: хабаровская команда свозила свои стихи во Владивосток на молодежный поэтический фестиваль «Море слов».
Покорять Приморье отправились три молодых автора из сообщества «Рэнга»: Виктор Степанцов, Юлия Шевченко и Вероника Кукушкина. Там их ждали разборы от столичных литераторов, выступления и «поэтический дерби», который в итоге оказался не менее суров, чем иные рэп-батлы*.
― «Море слов» ― это целая неделя литературных мероприятий на разных площадках, по 5―6 штук в день, ― рассказывает Виктор. ― Лекции, экскурсии, поэтические вечера проходили в музеях, библиотеках и на концертных площадках. Нас пригласили на три дня.
Гостеприимством принимающей стороны хабаровчане остались более чем довольны: они еще не знали, что именно «соседская» команда приготовила для них в грядущем стихотворном состязании. «Битва за поэтическую столицу Дальнего Востока», ни больше ни меньше, прошла в первый же день.
― Я, кстати, слышала о наших соперницах от знакомого: он с восторгом рассказывал об их умении представлять поэзию со сцены и говорил, что их обязательно нужно послушать, ― говорит Юлия. ― Это оказалось правдой: у девушек замечательная актерская подача. Но к тем нападкам, которые звучали в наш адрес, мы оказались не готовы. Такие наивные хабаровские дети. И если бы вы спросили меня раньше, я бы непрерывно на них злилась. Хотя победили они справедливо.
Первым заданием батла было подготовить дисс* на команду соперников. Более провокационный жанр, конечно, выбрать трудно (на англоязычном жаргоне слово diss означает «грубить и оскорблять»), но наши земляки постарались его смягчить. Как выяснилось, зря: пока они пытались быть интеллигентными, приморчанки смело проходились по их личностным качествам и даже национальной принадлежности.
― Они были такими… воинствующими, ― улыбается Виктор. ― Мы пытались сосредоточиться на литературном процессе, критиковали поэтические сообщества и их деятельность, а от них прозвучало много персональных колкостей, достойных самых жестких рэп-схваток. И поэзии, как посчитало жюри, в этом было мало. Так что балл за дисс ушел нам.
Во втором туре команды представляли собственные стихи-визитки, а в третьем ― пародии на произведения русских классиков. Нам достались «Послушайте!» Маяковского, «Свеча горела на столе…» Пастернака и «Мне нравится, что вы больны не мной…» Цветаевой. Хабаровчане очень старались, Юлия Шевченко даже нарисовала мультфильм к собственному циклу. Но здесь приморские мастерство и артистизм все-таки перевесили.
Зато мы достали свои козыри из рукавов на большом поэтическом вечере.
— Ника Кукушкина прочитала стихотворение про глухоту, сопроводив его сурдопереводом. Это было гипнотически! — поделилась впечатлениями одна из организаторов фестиваля Кира Король.
Ну а завершили вылазку в стан соседа совместным мастер-классом по литературному коллажу, где творческая молодежь из двух регионов резала, рвала и клеила, чтобы сделать иллюстрации к творчеству приморских поэтов. Так что, пусть и не без легких препятствий, победила дружба.
— Между прочим, я впервые увидела столько людей, создающих верлибры, — добавляет Юлия. — В Хабаровске так не пишут, и мне это понравилось. У нас тоже хочется чего-то такого же масштабного, с приглашением московских гостей, разборами, которые для нас делали поэт и критик Данила Давыдов и литературовед Алексей Масалов. Потому что творческий путь — это не человек с кружкой латте на подоконнике. Надо расшевеливать нашу ванильную среду.
*Рэп-батл — поединок артистов, читающих рэп, главная цель которого креативно унизить соперника.
*Дисс — творческое высказывание, ярко демонстрирующее неуважение к оппоненту.
Шоу-лица краевой столицы
1 июня. Концерт «Путь к мечте» детского танцевального ансамбля «Экспромт» (0+). Краевой дворец дружбы «Русь»
Коллектив радует жителей и гостей города своими выступлениями с 2009 года. Он принимает участие в районных, городских, краевых международных фестивалях. На этот раз программа приурочена ко Дню защиты детей и включает в себя лучшие номера, яркие костюмы и искренние положительные эмоции, которые юные танцоры дарят зрителям. Начало в 18.30.
7 июня. Концерт «Детство композиторов» (0+). Хабаровская краевая филармония
Ансамбль камерной музыки «Глория» приготовил неожиданные современные аранжировки на знакомые многим мелодии И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э.Л. Уэббера и других композиторов, ставших классиками мировой музыки. Также посетители узнают, чем интересовались будущие гении, когда были детьми, как они жили и воспитывались. Начало в 11.00.
25 июня. Спектакль «Во имя любви» (12+). Городской дворец культуры
Пронзительная лирическая история, рассказывающая о последних днях жизни адмирала Нельсона и его страстной любви к легендарной леди Гамильтон. Режиссер спектакля, народный артист России Леонид Кулагин заставляет публику задуматься, что важнее: долг перед родиной или счастье в личной жизни. Начало в 18.00.
27, 28 и 29 июня. Мюзикл «Игра» (12+). Хабаровский краевой музыкальный театр
Премьера постановки, музыку к которой написал известный советский и российский композитор Александр Колкер, на дальневосточной сцене. Для главного героя Кречинского нет ничего святого, если дело касается карточной игры. Он знает законы и хитрости, но это не спасло от банкротства — его состояние полностью растворилось в карточных долгах. Способ спастись от неминуемого позора и бесчестия — выгодная женитьба. Начало в 19.00.