Культура
logo

Специальные выпуски

Культура

Подготовили Дарья УЛАНОВА и Валерий ВОЛЬКЕ. Фото Дарьи УЛАНОВОЙ и из архива

Как нагуглить сокровище

Каково это, когда твой рабочий стол напоминает лавку древностей? Для заведующего историческим отделом музея истории Хабаровска Сергея Меховщикова —обычное дело. Предметы своей новой средневековой коллекции он спокойно раскладывает возле клавиатуры.

— Вот, подкупил с апреля, — демонстрирует несколько пряжек, бусы и россыпь шумящих подвесок. — Это у нас коми, это обские угры, а тут карелы… «Собрание предметов материальной культуры восточнославянских и финно-угорских народов», если официально.

По его словам, собирать ценности вообще проще простого:

— Берешь заработанные деньги — и идешь на интернет-аукцион…

Так он, конечно, шутит. Не про деньги и аукционы: тут все правда. А про то, что это не требует особых усилий и времени. На самом деле коллекция — итог многолетней работы.

Не тот крест

— Последние лет десять по крупицам находилось что-то из оберегов, амулетов и так далее, — говорит Сергей Геннадьевич. — Но где-то с прошлого года я занялся этим интенсивно. Сейчас набралось примерно 150 вещей. Есть среди них один ритуальный нож, есть монеты, нумизматический материал, но на 90 процентов это украшения. Вот как такие бусы.

Я получаю сокровище прямо в руки, а Сергей Геннадьевич начинает подробно его описывать:

— Эти крестовидные привесочки относятся не к христианству, а к язычеству: там крест был символом огня. Круглые подвески, скорее всего, подражание арабским монетам дирхемам. Рядом лунница — классический женский оберег. И бусины разного типа: многоступенчатые, в основном стеклянные, позолоченные, а еще из сердолика.

— Какому времени они принадлежат?

— Их можно отнести к вятичам, XI век.

Бусы чуть не выпадают у меня из ладоней.

— То есть я сейчас просто так держу украшение, которому почти тысяча лет?!

Сергей Геннадьевич смеется:

— Ну, это сборный материал, они не сохранились целыми. Но он подлинный и сделан грамотно, в соответствии с археологической литературой. В основном для бус использовали стекло, но именно вятичи любили сердолик.

Археологическая литература — одновременно краеугольный камень и камень преткновения для всего процесса. Ее нужно знать и читать в больших количествах. Но для начала — найти и достать.

— Потому что сама по себе вещь вам не скажет, откуда она и как ее носили, — объясняет Сергей Меховщиков. — Вот это, например, карельская пряжка-фибула, подражание скандинавам. На две таких застегивался плащ, а посредине крепилась цепочка. Я ищу вещь, и если она мне понравится, беру. Такими продажами занимается не очень много людей, ты просто поддерживаешь с ними контакт.

Медведь, оказавшийся козлом

— Но это сказать легко: «Ищу вещь». А как? Вы же не забиваете в поисковике: «Карельская фибула купить»?

— Бывает, кстати, и так. Только ты вообще-то не всегда знаешь, что она именно карельская. Первую из двух, которые у меня есть, например, продавали как скандинавскую. И я, тогда не знакомый с этой темой, тоже так думал. А потом пролистал археологические книги, дошел до каталога фибул финского исследователя и тогда уже определил, что это типы С1 и С2, карельские. Темная XI века, а с зеленой патиной более поздняя, XII—XIII-го. Размеры у них разные, а вот узор один и тот же — подражание скандинавскому стилю Борре. Такой закрученный, что ничего не разберешь...

А вот с лежащей рядом пряжкой для ремня музейный специалист провозился месяц.

— Когда только начинаешь работу, могого просто не знаешь, и это похоже на игру в карты вслепую, — сравнивает он. На тебя несется огромная куча информации. Ты начинаешь разбираться и вдруг видишь: мелькнуло что-то любопытное, похожее на предмет твоего интереса. Продавец говорит, что там нарисован медведь. Ты веришь и покупаешь пряжку с медведем. Начинаешь изучать — куда там! Никакой он вовсе не медведь.

— А что? Мне вообще кажется, тут сова вверх ногами.

— Нет. Вот смотрите: ноздри, глаза, морда, рога закрученные. Это козел! А над ним по обеим сторонам два соболя.

— Где?!

— Вот они: лапы, хвост, голова. Но надо очень присмотреться и примириться со стилем. Никто же не будет изображать соболя как соболя.

— Но козел-то понятный!

— Потому что я вам объяснил. А так еще докажи, что это козел. Каждому мерещится все, что угодно. Но не медведь, это факт.

— А кто сделал эту сложную пряжку?

— Обские угры. Зауральский звериный стиль. Есть, к слову, еще пермский. А шумящие подвески — от предков коми из Пермского края.

Увидим длинные следы

К основному (1).jpg

Сергей Геннадьевич признается, что исследования и описания находок — одновременно самый интересный и сложный этап.

— Слава богу, есть интернет, — улыбается он. — А то вообще с ума можно сойти от количества литературы. Зато большая ее часть есть в открытых источниках и доступна людям, если они интересуются. Правда, сначала надо узнать, что есть такие авторы, и что про бусы, которые ты намерен купить, написано в монографиях корифеев.

Какое будущее ждет плоды его трудов? Их, между прочим, покажут в музее истории Хабаровска уже в ноябре.

— Выставку планируем назвать «Откуда есть пошла русская земля», — замечает Сергей Меховщиков. — Даже эскиз уже готовим. Будут рассматриваться несколько археологических культур. С одной стороны, мы берем славян, а с другой — их соседей: хазарский каганат и финно-угорские племена. И все это стыкуется на русском народе. А еще там будет стенд, который покажет, как следы этих культур продолжались уже в XIX—XX веках. Те же прялки, декоративные орнаменты и многое другое. Приходите смотреть.


На сцене будет каждый

Туранов1.jpg

Новый художественный руководитель краевого музыкального театра Никита Туранов уже приступил к своим обязанностям. В небольшом интервью «Хабаровским вестям» он поделился планами на ближайшее будущее.

Сейчас формируется репертуар на следующий сезон.

Скажите, пожалуйста, а что произойдет с теми спектаклями, которые по разным причинам не были поставлены или ушли из репертуара?

— Мы как раз думаем над тем, чтобы возвращать постановки, по которым хабаровские зрители успели соскучиться или очень редко видели в последние годы. Конкретных названий пока сказать не могу, но это однозначно случится.

— А как будет развиваться малая сцена? Одно время она работала очень активно, а потом, кажется, ее стали задействовать меньше…

— Не могу согласиться. Только в этом году на ней было две премьеры — пластическая постановка «Небалет» и спектакль для детей «Золотой цыпленок». В новом сезоне планируется еще одна, а также творческие встречи с артистами и пресс-конференции. Кроме того, у нас есть идея проводить в фойе музыкальные гостиные, где мы представим зрителю камерную музыку, которую не можем исполнить на большой сцене. Так что все эти локации вы обязательно увидите в наших афишах.

— Уже известно, чем и когда откроется новый театральный сезон?

— Да: 14 октября наших зрителей ждет большое действо «Кальман-гала», в рамках которого на сцену ХМТ выйдут абсолютно все наши артисты. Мы задействуем каждого.

— Вы пообещали, что продолжите играть в спектаклях, а последний год работали в краевом театре драмы. Что будет постановками с вашим участием на их сцене?

— Буду совмещать, и я такой далеко не один. Это абсолютно нормальная практика. У нас в городе не так много артистов, и я не вижу никаких препятствий для того, чтобы делиться кадрами. Лишь бы на все хватало времени и сил.   


Никита Туранов родился в Северске. В 2009 году окончил Томский музыкальный колледж им. Денисова по специальности «вокальное искусство», в 2017-м — бакалавриат Хабаровского института культуры по направлению «вокальное искусство», а в 2020-м — магистратуру («педагогика музыкального академического искусства»). С 2013 года работал солистом Хабаровского музыкального театра.

Лауреат Международного фестиваля-конкурса вокального творчества PRO VOICE, Международного фестиваля-конкурса «Орфей» памяти М. Магомаева, премии фонда Елены Образцовой «За лучшее исполнение классической оперетты» на конкурсе OperettaLand. Заслуженный артист Хабаровского края.


Шоу-лица краевой столицы

22 августа. Игровая программа «История России» (0+). Дом культуры поселка имени Горького

На площадке перед ДК развернутся поиски полос российского флага. Школьникам и дошколятам предстоит собрать из кусочков, разбросанных по территории, главный символ страны, а также продемонстрировать знание ее истории в интеллектуальной викторине. Начало в 11.00.

25 августа. Концерт «Хиты сезона» (6+). Хабаровская краевая филармония

Ансамбль камерной музыки «Глория» приготовил неожиданные современные аранжировки на знакомые многим композиции Паганини, Вивальди. Также для вас прозвучат кавер-версии мелодий групп: Nirvana, Led Zeppelin, «Король и шут».  Начало в 18.30.

26 августа. Фестиваль «Рок над Амуром» (0+). Парковка арены «Ерофей»

Для жителей краевой столицы выступят Вячеслав Бутусов и группа «Орден Славы», «Пикник», «МультFильмы». К мэтрам отечественного рока присоединятся местный коллектив «Двадцать» и победитель прошлогоднего фестиваля «Сезон Dождей» из Улан-Удэ.  Организаторы планируют, что мероприятие станет не только масштабным событием, но и площадкой, дающей возможность молодым рок-группам показать свой талант зрителю. Начало в 15.00.

29 августа. Концерт «Здравствуй, Север» ансмабля «Энэр» (6+).  Хабаровская краевая филармония

Ансамбль песни и танцев народов Севера «Энэр» («Звезда») — профессиональный коллектив, творчество которого содействует сохранению, развитию и пропаганде искусства коренных народов Севера и Востока. «Энэр» был создан в Магадане еще в 1980 году, в 1991-м получил звание народного. В разные годы побывал с гастролями в Румынии, Польше, Германии, Японии, Франции, Швеции, Норвегии и на Аляске (США).

Программа состоит из четырех блоков — эскимосские, чукотские, корякские, эвенские песни и танцы. Это не набор фольклорных стилизаций, а часть подлинной культура северных народов, берущая начало из глубокой древности.

 

 

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)