Специальные выпуски
Большое черепашье расследование
Пожалуй, этот юбилей в хабаровской культурной жизни можно назвать по-настоящему значимым. В 2023 году 830 (!) лет исполняется знаменитой каменной черепахе со стелой на спине у Гродековского музея.
Самая древняя (и главная) уличная скульптура краевой столицы. Героиня множества городских легенд (о них позже), обладательница собственной весьма загадочной истории и, конечно же, предмет жарких споров двух соседних краев — Хабаровского и Приморского, которые вообще-то продолжаются до сих пор.
«Каменная черепаха. Памятник князю Эсыкую (Дигунаю), выдающемуся полководцу чжурчженей из рода Ваньянь, который внес решающий вклад в разгром киданей, — гласит музейная табличка. — Памятник был установлен на могильном холме около 1193 г. в окрестностях с. Никольское (современный Уссурийск). В 1895 г. был доставлен в музей Приамурского отдела ИРГО».
Сколько их было?
Вот прямо отсюда и начинаются загадки. Откуда такая конкретная дата? Это точно черепаха, а не гигантская лягушка? И если учесть, что древняя война чжурчженей с киданями началась еще в 1114 году, то разве мог князь Эсыкуй дожить аж до 1193-го? Так много вопросов! К счастью, ответы тоже нашлись. Давайте разбираться.
— На территории современного Уссурийска в XII веке находился чжурчженьский город Суйпинь — центр одноименной губернии Золотой империи, или Цзинь, — рассказала заведующая научно-исследовательским отделом истории Гродековского музея Анна Аверина. — Затем в 1215 году наместник Пусянь-Ваньну провозгласил новое государство Восточное Ся, и Суйпинь стал городом Кайюань. А в 1233-м его захватили монголы, и отряд хана Джалайртая разрушил погребальные комплексы ваньянских князей, которые там находились: сбросил навершия и стелы, укрепленные на спинах черепах, посбивал с них надписи, которые рассказывали о погребенных…
Про черепах во множественном числе тут упоминается не зря. Потому что в окрестностях села Никольского в XIX веке обнаружили две таких. Одну из них по распоряжению Николая Гродекова в 1895-м отправили в Хабаровск, а вот вторая осталась и теперь украшает городской парк Уссурийска.
Собаки, львы и лощадь
Вообще первое упоминание о величественных рептилиях встречается у знаменитого путешественника Николая Пржевальского (того самого, который открыл лошадь, но она, к сожалению, вымерла).
«Кроме того, по дороге к дальнему укреплению, в полуверсте от нашего селения, на небольшом бугорке лежит высеченное из красноватого гранита грубое изображение черепахи, имеющее семь футов в длину, шесть в ширину и три в толщину, — писал он в 1868-м. — Рядом с нею валяется каменная плита, которая, как видно по углублению в спине черепахи, была вставлена сверху… тут же лежит отбитая ее верхушка с изображением дракона. В самой деревне стоят найденные в лесу два каменных грубых изображения каких-то животных, величиной с большую собаку».
«Большие собаки» (которые потом оказались львами) тоже были частью погребального комплекса. Еще там нашлись другие статуи животных и людей, а также каменные плиты. К сожалению, прибывшие сюда русские быстро и находчиво растаскивали эти богатства на жернова, пороги и части фундаментов для новых зданий.
Остановить разграбление решил поручик Иннокентий Лопатин, руководивший экспедицией по поиску золота. Он направил письмо в Императорское русское географическое общество (ИРГО), а заодно зарисовал черепаху, навершие и сделал общую схему памятника. Глядя на эти рисунки, становится понятно, что речь об «уссурийской», а не о «хабаровской» черепахе. И да, пока она единственная. Но ненадолго!
Ступенька с древними письменами
ИРГО откликнулось и направило в Никольское видного синолога (китаеведа) архимандрита Палладия Кафарова. А вот уже он в своих дневниках упоминает о втором захоронении и второй черепахе, которую, кстати, пришлось откапывать: она почти вросла в землю, виднелись только голова и спина с частью стелы, на которой сохранились два иероглифа.
Навершие от этой стелы тоже уцелело, правда, к тому времени уже служило ступенькой в ледник одного из крестьян. Камень отобрали, когда заметили на нем надписи.
— Затем в 1893—1894 годах уже третий исследователь, Федор Буссе, провел на месте археологические раскопки, — отметила Анна Аверина. — Здесь обнаружили два захоронения. В саркофаге под «хабаровской» черепахой оказались человеческие кости и зубы, наконечники стрел и зерна.
В итоге вторая черепаха направилась к нам, а саркофаг, другие гранитные скульптуры и навершие с письменами — во Владивосток (сегодня они хранятся в музее им. Арсеньева).
Тогда же член общества изучения Амурского края Михайловский перевел поврежденную надпись из 25 иероглифов и выяснил, что она связана с одним из ваньяньских князей. А вот с каким именно, удалось узнать только в 1960-х. Советский археолог Виталий Ларичев установил имя Эсыкуя и написал целую книгу «Тайна каменной черепахи».
Вроде бы конец истории. Но не тут-то было! Потому что другие ученые считают, что он все перепутал.
Приморцы любят напоминать хабаровчанам о двух исторических несправедливостях: что вальс «Амурские волны» посвящен вовсе не Амуру и что у гробницы великого чжурчженьского полководца Эсыкуя на самом деле стояла «уссурийская», а не «хабаровская» черепаха.
И утверждает это не кто-нибудь, а, например, сотрудники Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН прямо на своем официальном сайте.
«Вторая черепаха изготовлена грубее первой и имеет много аналогий с более ранними подобными монументами из Монголии. Кому посвящена и когда была установлена эта черепаха, доподлинно неизвестно», — гласит этот текст.
Такую версию, кстати, в последние годы можно было услышать даже от наших местных экскурсоводов. Мол, что у нас за погребальная рептилия, науке неизвестно, а навершие с надписями вообще не от нее, а от «уссурийской» сестры.
К счастью, в 2018-м подтвердить или опровергнуть ее взялась блогер и основательница культурного проекта «Лимонарт» Наталья Попова. Она провела собственное расследование: побывала в музее Арсеньева, получила современные снимки навершия и сравнила их с теми, что сделал Федор Буссе, а также с рисунками Иннокентия Лопатина.
Как оказалось, со старыми кадрами полученные фото совпадают, а вот от лопатинских изображений отличаются разительно: это два совершенно разных предмета. А самое важное — иероглифы на артефакте можно увидеть до сих пор. Значит, он все-таки связан именно с нашей юбиляршей.
Сделав собственную попытку перевода, Наталья подтвердила и имя князя, и дату памятника — 1193-й. Именно в этом году Эсыкую был посмертно (!) присвоен титул «пожалованного князя Золотой империи», выбитый на навершии.
Диагноз по лапам
Ну а если вам мало доказательств, то три года назад «уссурийскую» черепаху окончательно отделила от князя Эсыкуя известный археолог Надежда Артемьева. В своей статье она доказала: приморская каменная рептилия не могла стоять на его могиле, поскольку датируется XIII, а не XII веком, то есть аж на сто лет младше.
«Стилистика изображения каменной черепахи и навершия на ее стеле не оставляет сомнений в том, что фигуры были изготовлены в ХІІІ в., — пишет специалистка по чжурчженям. — Этот вывод подтверждает и китайский исследователь Линь Юнь. Он обращает внимание на то, что у всех ранних изваяний черепах лапы расположены параллельно земле (как у «хабаровской» черепахи — прим. авт.), а у цзиньских они будто упираются передней частью в постамент. Шестигранные пластины панциря у ранних цзиньских черепах показаны вертикально стоящими по отношению к панцирю, а у уссурийской образуют горизонтальный рисунок».
Казалось бы, это уже точно конец истории. Как бы не так! А куда делись два последних иероглифа со стелы «хабаровской» черепахи? Откуда взялась трещина возле ее каменной головы? Так много вопросов… Придется писать продолжение!
Шоу-лица краевой столицы
7 и 8 сентября. Спектакль «Мещане» (16+). Хабаровский краевой музыкальный театр
В рамках фестиваля «Дни Санкт-Петербурга в Хабаровском крае» жителям и гостям города представится возможность увидеть постановку по одноименной пьесе Максима Горького в исполнении актеров Драматического театра на Васильевском. В доме состоятельного мещанина Бессеменова всегда собирается много людей. Однако между его жильцами нет согласия. Традиционные семейные ценности переживают кризис, на смену приходит новое поколение с собственным пониманием жизни, разгорается конфликт отцов и детей. Начало в 19.00.
9 сентября. Трагикомедия «Забыть Герострата» (12+). Краевой театр драмы
Базарный торговец Герострат сжигает храм Артемиды Эфесской. Его бросают в тюрьму и должны казнить на следующий день. Туда врывается толпа, чтобы убить Герострата, но вовремя подоспевший архонт Клеон предотвращает самосуд и убеждает горожан в необходимости законного суда над преступником. Режиссер спектакля Екатерина Королева вместе с автором пьесы Григорием Гориным предлагает зрителям найти ответы на вопросы: Изменился ли человек со времен Древней Греции? Каким он стал в наши дни? На что можно пойти от отчаяния? Начало в 19.00.
10 сентября. Концерт струнного трио Silenzium (6+). Городской дворец культуры
Коллектив смело экспериментирует с роком и классической музыкой. Девушки легко сочетают в своем репертуаре композиции Вивальди и Nirvana, Баха и Rаmmstein. Их яркие, оригинальные клипы набрали более 20 миллионов просмотров на различных интернет-платформах. Начало в 18.00.
19 и 20 сентября. Концерт группы «КняZz» (16+). Дворец культуры профсоюзов
В этом году бессменному лидеру коллектива Андрею Князеву исполняется 50 лет. За это время было выпущено восемь альбомов. В программу юбилейного тура вошли лучшие песни Андрея Князева, написанные им за все годы творчества. Также поклонников ждут видеоролики на сцене, ставшие уже визитной карточкой каждого концерта. Начало в 19.00.