Культура
logo

Специальные выпуски

Культура

Подготовили Полина АПАРИНА и Валерий ВОЛЬКЕ, фото авторов и из архива

Мама пишет драму

Книгу «Смешинки и грустинки» хабаровчанка Наталья Третьякова творила с маленьким ребенком на руках. Рукопись стала лучшей новинкой года в разделе «Нонфикшн» по версии издательства АСТ.

― Когда вы впервые взялись за перо?

― Как только научилась писать. В пятилетнем возрасте сочинила дебютный рассказ и назвала его «Книга». В основу лег примитивный сюжет, что-то вроде: «Мама дала мне бутерброд». Я только училась, но считала, что создала настоящее литературное произведение.

В школе я вела дневник от лица выдуманного персонажа: девушки, с которой каждый день происходило что-то фантастическое. Однажды мама нашла эту рукопись и чуть с ума не сошла. Решила, что все описанное в дневнике случилось со мной.

После института желание писать исчезло. Последнее, что вышло из-под моей руки, ― это пьесы, которые ставила, когда работала вожатой в детском лагере. Кстати, наш отряд побеждал во всех конкурсах.

― Почему вернулись к писательству?

― Когда стала мамой, как будто оказалась в вакууме. Это чувство знакомо всем женщинам, у которых есть дети. Ты целыми днями сидишь в четырех стенах один на один с ребенком. Поддержки ждать неоткуда. Моя дочь постоянно плакала и просилась на руки, плохо спала. Я вдруг почувствовала, что больше не могу держать все в себе, и начала изливать переживания на бумагу.

Писала в основном ночью. Одной рукой качала дочь, другой творила. Первые рассказы выходили курьезными. Посвящала их материнству.   

― А как же сон?

Я подсела, так скажем, на гормональную иглу. Когда женщина кормит ребенка, в организме вырабатывается особое вещество, которое придает бодрости. Хватало 2―3 часов сна, чтобы оставаться в тонусе.

Писателями не рождаются

― Как пришли к тому, чтобы собрать свои сочинения в книгу?

― Когда дочери исполнилось полгода, начала публиковать рассказы на личной страничке в социальных сетях. Появилась аудитория, и это вдохновило двигаться дальше. Спустя какое-то время на мой аккаунт наткнулся издатель, заинтересовался и предложил сотрудничать. Поначалу я отказывалась, думала: какой из меня писатель? Это ведь особенные люди, творческие, с соответствующим образованием. А я что? Но редакторы убедили меня в обратном.

Я, кстати, пишу очень медленно, потому что придираюсь к каждому слову, предложению. Хочется, чтобы не только текст целиком, но и все его части заключали в себе особый смысл, интересную идею. Есть авторы, которым это удается. Читая их произведения, могу по нескольку раз возвращаться к одной и той же странице, так хорошо они написаны.

― Вы растите дочь, работаете, занимаетесь творчеством. Откуда время на чтение?

― До рождения ребенка книжки глотала залпом. Сейчас, конечно, такой возможности нет. Недавно решила приучить себя к тому, чтобы читать хотя бы по 15 минут каждый день. За завтраком и перед сном. Раньше, прежде чем лечь спать, сидела в телефоне: работала или занималась личными делами. А потом поняла, что все это может подождать до утра, отложила гаджет и взялась за книги.

Мой муж, кстати, тоже читающий человек. Предпочитает бумажные издания. У него даже есть любимая цитата на эту тему: «Электронные книги пахнут как сгоревшее топливо, у них нет будущего».

Хочу всех спасти

― Герои ваших рассказов ― это выдумка или перенос на бумагу тех, кого Вы встречали в реальной жизни?

― В моей книге практически нет места фантазии. Когда тема материнства себя изжила, я стала искать вдохновения в окружающем мире. Наблюдала за тем, как он меняется, за людьми, которые приходят в мою жизнь. Я очень хороший слушатель и никогда не упускаю возможность узнать чью-то историю. Она ведь может лечь в основу сюжета нового рассказа. Так и получалось. В книге собрано все, что когда-то случилось со мной, моими друзьями и знакомыми.

― Какая часть работы над книгой далась тяжелее всего?

― Хочется вселять в читателей веру в лучшее. Но время от времени со мной делятся очень трагичными историями, где поначалу все было плохо, а закончилось еще хуже. Если беру их в работу, всегда пытаюсь перенести героев в другую вселенную, где все будет хорошо.

Тяжелее всего в таких случаях придумать правдоподобный финал, не пересахарить его. И в первую очередь верить написанному должна я. В книге есть рассказы, где развязка на самом деле печальная, а на бумаге история обрела счастливый конец. Но иногда никого не спасаю и оставляю все как есть.  

― Приступая к работе над рассказом, всегда знаете, каким будет финал?

― Это тайна за семью печатями. Могу продумать начало, середину, а вот куда это все приведет, иногда гадаю до последнего. Порой герои начинают жить свое жизнью и делать то, что им вздумается. Я часто бываю не согласна с их мыслями, поступками и захожу в так называемый писательский тупик. 

  

Например, есть рассказ, в котором главная героиня изначально задумывалась как положительный персонаж. Но в процессе работы стало понятно, что не такая уж она и хорошая. Эту историю пришлось отложить до лучших времен. Может, позже мне удастся вернуть ее на правильный путь.

Американский писатель Чак Паланик однажды сказал: «Искусство рождается только от горя и никогда ― от радости». От чего рождаются ваши тексты?

От счастья. Продуктивнее всего работа идет, когда я в хорошем настроении. Если случается что-то плохое, даже садиться за книгу не хочется. Предпочитаю не делиться невзгодами ни с бумагой, ни с близкими. Говоря о своих несчастьях вслух, мы даем им силу, делаем еще более реальными. Спустя время, когда отболит, могу написать об этом рассказ.

― Но нельзя ведь почувствовать все на свете. Как рассказать о том, с чем ты сам никогда не сталкивался?

― Автору необязательно иметь тот же опыт, какой есть у героя, чтобы понять его. Достаточно будет, если ваши переживания войдут в резонанс с описываемой ситуацией. Когда у писателя ничего не екает, тексты выходят сухими, персонажи не вызывают у читателя душевного отклика.

Время от времени мои подписчики делятся необычными историями. Из 10 предложенных могу взять в работу только одну, потому что внутри что-то отозвалось, встрепенулось. У такого рассказа есть потенциал.    

Телевидения не будет

― Какие авторы вам по вкусу?

― Я всеядна. Очень люблю творчество Рэя Брэдбэри, хотя многие считают его скучным. По душе романы Чарльза Диккенса. Особую симпатию испытываю к «Американской трагедии» Теодора Драйзера. Хотя прочитала все его книги, но к этой у меня крепкая привязанность. Обязательно возвращаюсь к «трагедии» раз в два года.

Из отечественных авторов, пожалуй, Сергей Лукьяненко. У него замечательный слог. Не оставляю без внимания современную женскую прозу. Могу выделить Дину Рубину и Викторию Токареву. Последней удается излагать мысли в емкой форме, не упуская при этом сути. Предложения в ее книгах состоят, как правило, из 3―4 слов. Это вызывает белую профессиональную зависть. Когда читаю, думаю: «Блин, почему это написала не я?».

― Можно ли представить мир без литературы?

― Вполне. Наш мир прекрасно может обойтись и без человека. А вот его самого без литературы не бывает. Большинство из нас, так или иначе, стремятся к творчеству в любом проявлении, чтобы выплеснуть чувства наружу. Так что если бы книг не существовало, их все равно бы начали писать. Помните, как в том фильме: «Ничего не будет — ни кино, ни театра, ни книг, ни газет. Одно сплошное телевидение!». Это неправда. Все равно будут люди, которые хотят чувствовать через буквы. Кто писать, а кто читать. Без литературы у нас ничего не выйдет.

― У вас есть любимая цитата, особый девиз?

― Когда была моложе, как и все девочки, очень любила реплику Воланда из романа Булгакова: «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!». А потом, перечитав произведение во взрослом возрасте, поняла, что в ней есть подвох. Воланд по сути отрицательный персонаж. Каким бы он ни был обаятельным, эта фраза ― ловушка. Большинство понимает ее так, что можно сесть и ничего не делать. Тебе все принесут, только подожди. Но так не бывает.

Теперь у меня другой девиз. Мой муж увлекается баскетболом. Однажды он поделился цитатой своего любимого игрока: «Я промазал больше девяти тысяч бросков за свою карьеру. Проиграл в трехстах матчах. Двадцать шесть раз мне доверяли решающий бросок, и я промахивался. Я терпел неудачи снова и снова. Именно поэтому я добился успеха». Это меня вдохновило и помогло превозмочь страх перед написанием книги. Выигрывают только те, кто проигрывал.


Шоу-лица краевой столицы

13 октября. Концерт «Алые паруса — 25 лет» (0+). Краевой дворец дружбы «Русь»

Воспитанники студии являются желанными гостями на всех культурно-массовых мероприятиях города и края. За четверть века несколько поколений ребят становились победителями и призерами городских, краевых, всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. На концерте публику порадует разнообразный репертуар студии. Это и патриотические композиции, и эстрадные песни. Начало в 18.30.

14 октября. Драма «Это, девушки, война!» (12+). Краевой театр драмы

История о четырех женских судьбах на фронтах Великой Отечественной войны. Наивная Наташа Судакова, справедливая и добрая Люда Рунова, строгая Валентина Чиркина и полная жизни Тося Котик борются за победу и верят в нее. Они живут надеждой на мирное, светлое будущее, хотят любить и быть любимыми, но жестокая реальность военного времени вмешивается в их жизнь. Начало в 18.00.

15 октября. Вечер органной музыки: «Кино-орган: от Баха до Циммера» (6+). Хабаровская краевая филармония

Солист Белгородской государственной филармонии, обладатель медали «Будущее России» и национальной общественной награды «Лучший молодой творческий деятель России», лауреат первой всероссийской премии «Органист года» Тимур Халиуллин приготовил неожиданные аранжировки на знакомые многим мелодии из кинофильмов «Гарри Поттер», «Звездные войны», «Интерстеллар», «Пираты Карибского моря», «Ирония судьбы». Начало в 17.00.

21 октября. Спектакль «Сказка про то как маленький Акле планету спасал» (0+). Театр юного зрителя

В этой кукольной постановке режиссер Виталий Федоров заставляет маленьких зрителей задуматься о том, как важно заботиться об окружающей среде. Герой истории — мальчик по имени Акле отправляется в путешествие, чтобы увидеть настоящую елку, пока все они окончательно не исчезли. На пути он сталкивается с ситуациями, в которых природе нужна его помощь и личным примером доказывает, что творить добрые дела можно, даже, если ты маленький. Начало в 11.00 и 13.00.

 

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)